Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №5 (4) (2015)
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
Статья посвящена проблемам подготовки будущих учителей для начальных образовательных учреждений во второй половине XIX в. Автор рассматривает сложившуюся многоуровневую систему подготовки педагогических кадров, а также ее структуру и особенности. На современном этапе развития российское государство переживает ряд изменений во всех сферах жизни. Начальное образование в стране на протяжении лет являлось неотъемлемой частью общества. Присущий данному феномену консерватизм претерпевал ряд значительных изменений. В истории российского начального образования есть множество примеров проведения реформ, кардинально меняющих школьную систему. Ярким примером являются правительственные изменения 60 - 70-х гг. XIX в. В годы правления Александра II правительство столкнулось с колоссальной проблемой. Огромная масса людей, освобожденных из крепостной зависимости, практически полностью была безграмотной. Данная ситуация обнажила еще ряд глобальных проблем. Помимо просветительских задач, перед правительством страны стоял вопрос о том, кто будет обучать крестьянское население. Модернизация российского общества во второй половине XIX в. была тесно связана с изменениями в сфере подготовки будущих учителей. Главным условием распространения в стране грамотности являлось вовлечение в данный процесс представителей всех сословий, формирование базы для подготовки квалифицированных кадров, создание условий для распространения грамотности. Изучение истории развития народного просвещения во второй половине XIX в. представляет особый научный интерес, так как многие аспекты подготовки и переподготовки будущих учителей, разработанные в исследуемый пери- од, были заимствованы в советской школе и продолжают использоваться на современном этапе. Народные педагоги представляли собой деятелей практической педагогики и дидактики. Именно их опыт преподавания во второй половине XIX в. позволил развить систему начального образования и просветить значительное число граждан нашей страны.
Ключевые слова
Д.А. Толстой; А.В. Головнин; Министерство народного просвещения; учительские институты; учительские семинарии и школы; учительские курсы; педагогические съезды; Российская империя; вторая половина XIX века; D.A. Tolstoy A. V. Golovnin; Ministry of Education
METHODS OF TEACHER TRAINING FOR PRIMARY EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY
ARTICLE ID DEDICATED TO THE PROBLEMS OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR PRIMARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. THE AUTHOR EXAMINES THE CURRENT MULTI-LEVEL SYSTEM OF TEACHER TRAINING, AS WELL AS ITS STRUCTURE AND FEATURES. AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE IS UNDERGOING A NUMBER OF CHANGES IN ALL SPHERES OF LIFE. PRIMARY EDUCATION IN THE COUNTRY FOR YEARS BEEN AN INTEGRAL PART OF SOCIETY. THE INHERENT CONSERVATISM OF THIS PHENOMENON HAS UNDERGONE A NUMBER OF SIGNIFICANT CHANGES. IN THE HISTORY OF RUSSIAN PRIMARY EDUCATION THERE ARE MANY EXAMPLES OF REFORM RADICALLY CHANGES THE SCHOOL SYSTEM. A STRIKING EXAMPLE IS THE GOVERNMENT-XX CHANGES 60-70 YEARS. XIXCENTURY. DURING THE REIGN OF ALEXANDER II, THE GOVERNMENT FACED ENORMOUS CHALLENGES. A HUGE MASS OFPEOPLE RELEASED FROM SERFDOM, WAS ILLITERATE. THIS SITUATION HAS EXPOSED A NUMBER OF GLOBAL PROBLEMS. IN ADDITION TO THE EDUCATIONAL PROBLEMS TO THE GOVERNMENT OF THE COUNTRY WAS A QUESTION ABOUT WHO WILL TRAIN THE PEASANT POPULATION. THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. IT WAS CLOSELY CONNECTED WITH CHANGES IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS. THE MAIN CONDITION FOR THE SPREAD OF LITERACY IN THE COUNTRY WAS INVOLVED IN THE PROCESS OF REPRESENTATIVES OF ALL CLASSES, FORMING A BASE FOR TRAINING QUALIFIED PERSONNEL, CREATING CONDITIONS FOR THE SPREAD OF LITERACY. THE STUDY OF THE HISTORY OF PUBLIC EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. IT IS OF SPECIAL SCIENTIFIC INTEREST, SINCE MANY ASPECTS OF TRAINING AND RE-TRAINING OF FUTURE TEACHERS, DEVELOPED IN THE STUDY PERIOD, WERE ADOPTED IN THE SOVIET SCHOOL AND STILL IN USE AT THE PRESENT STAGE. TRADITIONAL TEACHERS WERE THE LEADERS OF PRACTICAL PEDAGOGY AND DIDACTICS. IT IS THEIR EXPERIENCE OF TEACHING IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. ALLOWED TO DEVELOP PRIMARY EDUCATION AND EDUCATE A SIGNIFICANT NUMBER OF OUR CITIZENS.
Список литературы
-
Алешина С.А. Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894) // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 6-12.
-
Афанасьев П.О. К законопроекту об учительских семинариях. - М., 1916. - 157 с.
-
Войтеховская М.П. , Перова О.В. Роль и место учительских семинарий в подготовке педагогических кадров для Западно-сибирского учебного округа конца XIX - начала XX вв. // Вестник ТГПУ. - 2007. - Вып. 7(70). - С. 115-124.
-
Гончаров М.А. Становление и развитие государственно-общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2014. - 485 с.
-
Елисафенко М.К., Игошев Б.М. Повышение профессионального уровня подготовки учителей начальной школы во второй половине XIX - начале XX века // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 38-47.
-
Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1875. - Часть CLXXXII.
-
Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1875. - Часть CLXXIX.
-
Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1882. - Часть CCXIX.
-
Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1886. - Часть CCXLIII.
-
Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. - СПб.: Типогр. Императ. Академии наук, 1862. - Часть 1. - 397 с.
-
Извлечения из Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1872 год. - СПб., 1874.
-
Калинина Е.А. Школьная реформа Александра I и «Положение об училищах» 1804 года // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2012. - № 11. - С. 188-197.
-
Масанова М.Д. Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX века // Страницы истории России. - 2013. - № 8. - С. 168-178.
-
Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М., 1982. - 376 с.
-
Очерки по истории русской педагогики / Сост. М.И. Демков. - М., 1909.
-
Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историкопедагогические очерки. - М., 1979. - 296 с.
-
Педагогические общества, их организация и значение для народных училищ: Вопросы и нужды учительства // Восьмой сборник статей и справок. - М., 1910. - 495 с.
-
Перова О.В. Развитие сети учительских семинарий на территории Западной и Восточной Сибири во второй половине XIX - начала XX вв. // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 2(28). - С. 16-27.
-
Перова О.В. Формирование нормативно-документальной базы деятельности правительственных учительских семинарий в России в 60-80 годах XIX века // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 9(99). - С. 145-154.
-
Свод законов Российской империи: свод уставов учреждений и учебных заведений. - Т. XI. - Ч. 1. - СПб., 1893.
-
Свод законов Российской империи: свод уставов учреждений и учебных заведений. - Т. XI. - Ч. 2. - СПб., 1911.
-
Уткин А.В. Профессиональная функция и социальная миссия учительских съездов второй половины XIX века // Человек и образование. - 2011. - № 3.
-
Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. - Т. II. - СПб.: Изд-во т-ва «Знание», 1901.
-
Чуркина Н.И. Деятельность Омской учительской семинарии по подготовке учителей начальных училищ Западной Сибири в конце XIX - начале XX века // Омский научный вестник. - 2009. - № 1(75). - С. 147-156.