Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №5 (4) (2015)
РУССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН XIX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ
Статья посвящена анализу русского исторического романа в контексте культурного сознания. Автор выделяет исторический роман как особый феномен, отражающий развитие русской культурно-исторической мысли в XIX в. С точки зрения автора, исторический роман возник и формировался в атмосфере романтических исканий, на почве романтического интереса к национально- историческому прошлому. Для романтиков слияние истории с поэтическим вымыслом как средством художественного общения казалось залогом подлинной правды. Анализируя основные исторические произведения, автор отмечает, что развитие у романистов идеи аксиологических границ идеала, понимание несовместимости этого идеала с уже закрепившимися в коллективном сознании, но несостоятельными и уже изживающими себя социально-политическими и философско-историческими доктринами определили иное, альтернативное направление писательских интенций на пути поисков положительного начала национальной жизни. При всем различии индивидуальных позиций представителей разных направлений объединяло стремление раскрыть движущие силы, смысл и цели истории в категориях добра и зла, частного и всеобщего, предопределения и свободы человека в истории. Художественное сознание последней трети века (как, впрочем, и в предыдущие десятилетия) предвосхищало это стремление и подготавливало последующие историософские выводы. В ходе проделанного исследования делается вывод, что на протяжении всего XIX века в русской литературе происходило бурное развитие возникшего на рубеже веков жанра исторического романа. Актуализированный в контексте процесса всеобщей национальной самоидентификации и отразивший особенности общественного исторического сознания и отечественной научной историософии исторический роман двигался преимущественно по двум направлениям: писатели либо активно продолжали развивать этико-эстетические идеи зарубежных и отечественных предшественников, либо, активно включаясь в процесс развития исторической мысли и кардинально переосмысливая уже наработанные приемы, создавали оригинальные творения, формируя при этом новые тенденции развития исторического повествования. Это позволяет выявить некоторые общие закономерности функционирования жанра в художественной системе русской романистики.
Ключевые слова
исторический роман; русская литература; Вс. Соловьев; художественное сознание; a historical novel; Russian literature; V. Soloviev; artistic consciousness
RUSSIAN HISTORICAL NOVEL OF THE NINETEENTH CENTURY IN THE CONTEXT OF THE CULTURAL CONSCIOUSNESS
The article is devoted to analysis of Russian hysterical novel in the context of the cultural consciousness. The author defines the historical novel as a specific phenomenon, reflecting the development of Russian cultural-historical thought in the nineteenth century From the point of view of the author of the historical novel emerged and developed in an atmosphere of a romantic quest, motivated by romantic interest in national historical past. For the romantics the fusion of history with poetic fiction as a means of artistic communication, it seemed the key to genuine truth. Analyzing the main historical works, the author notes that the development of the novelists ideas axiological boundaries of the ideal, understanding the incompatibility of this ideal is already entrenched in the collective consciousness, but already untenable and self-obsoleting socio-political and philosophical-historical doctrines determined otherwise, an alternative direction of the writers ' intentions towards finding a positive beginning of the national life. With all the differences of individual perspectives of the different directions have in common the desire to reveal the driving forces, the meaning and purpose of history in the categories of good and evil, private and universal, of predestination and human freedom in history. Artistic consciousness of the last third of the century (as, indeed, in the previous decade) had anticipated this desire and thus prepared the subsequent conclusions. Done in the course of the study it is concluded that throughout the XIX century in the Russian literature there was a rapid development emerged at the turn of the century the historical novel genre. Updated in the context of the process of the universal of national identity and reflecting the peculiarities of social historical consciousness and national scientific philosophy of history the historical novel was moving mainly in two directions: writers or actively continued to develop the ethical and aesthetic ideas of foreign and domestic predecessors, or, actively engage in the process of development of historical thought and radically rethinking the already developed techniques, created the original creation, shaping new trends in the development of historical narrative. It allows to reveal some common regularities of the functioning of genre in the artistic system of the Russian romance.
Список литературы
-
Беляев Ю. Любимец читающей России // Евгений Салиас. Сочинения: В 2 т. / Вст. ст., сост. и коммент. Ю. Беляева. - М., 1991. - Т. 1. Историческая проза.
-
Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.
-
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.
-
удина Т. П. Русская историческая драматургия XIX века (Этикоаксиологический аспект): Монография. - Елец, 2006.
-
Карамзин Н.М. Марфа-посадница, или покорение Новагорода // Карамзин Н. М. Избранные произведения: В 2 т. - М. - Л., 1964.
-
Королева Н.В., Рак В.Д. Личность и литературная позиция Кюхельбекера // В.К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. - Л., 1979.
-
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979.
-
Недзвецкий В.А. История русского романа XIX века: неклассические формы: курс лекций. - М., 2011.
-
Огрызков К. Салиас Евгений Андреевич // Липецкая энциклопедия: В 3 т. - Липецк, 2001. - Т. 3.
-
Очерки истории русской театральной критики. - Л., 1975-1979. - Кн. 1.
-
Плеханов С. Н. Писемский (ЖЗЛ). - М., 1986.
-
Переверзев В.Ф. Предтеча Достоевского // Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. - М., 1965.
-
Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. - М., 1964.
-
Петрунина Н.Н. Романы И.И. Лажечникова // Лажечников И.И. Сочинения: В 2 т. - М., 1987. - Т. 1.
-
Ребеккини Д. Русские исторические романы 30-х гг. XIX века // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 34.
-
Розен А.Е. Записки декабриста // И дум высокое стремленье... / Сост. Н.А. Арзуманова; примеч. И.А. Мироновой. - М., 1980.
-
Сахаров А.Н. Историческая сага Всеволода Соловьева // Вопросы истории. - 2003. - № 9. - С. 74-107.
-
Степанов Н.Л. Проза двадцатых-тридцатых годов [XIX века] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т русской литературы. - М. - Л., 1941-1956. - Т. VI. Литература 1820-1830-х годов. 1953.
-
Сорочан А.Ю. «Квазиисторический роман» в русской литературе XIX века: Д.Л. Мордовцев: Монография. - Тверь, 2007.
-
Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. - М., 1984. - Т. 20.
-
Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: В 12 т. - М., 1956. - Т. 11.
-
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1955. - Т. 1.
-
Шардин А. (П.П. Сухонин) Польский проходимец, или на рубеже столетий // Авантюристы: Из эпохи царствования Екатерины Великой. - М., 1995.
-
Щеблыкин И.П. Ранние традиции русской исторической прозы // Вопросы литературы XVIII века. Ученые записки. Сер. Филология. - Пенза, 1972. - Т. 123.
-
Чернышевский Н.Г. Литературная критика // Полное собрание сочинений: В 15 т. - М., 1947. - Т. 1.