Журнал «История: факты и символы»

Аннотации статей.

Иванов Андрей Владимирович. О ЕВРАЗИЙСКИХ КРИТЕРИЯХ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОНГОЛИИ)

Статья посвящена анализу критериев цивилизованности на примере Монголии. Автором показано, что по целому ряду объективных критериев Монголия оказывается более цивилизованной страной, чем многие страны Запада. Это касается знания истории и культуры других народов, сохранения биосферного потенциала страны, неприятия идеологии потребительства, почитания природных и культурных святынь. По мнению автора, сегодня «цивилизованный дикарь» - весьма распространенное явление в развитых странах Запада. «Цивилизованные дикари» набиты социальными, этническими и религиозными предрассудками. Они живут ради комфорта и удовольствий. Их кругозор не выходит за пределы личного мирка и профессиональных интересов. Они - завсегдатаи пабов, футбольных матчей и рок-концертов, но вы редко увидите их в музеях или на серьезных спектаклях. Основной источник их информации - Интернет и СМИ. Если, к примеру, сопоставить, что знают русские и монголы о США с тем, что знает средний американец о русских и монголах, то по результатам многочисленных социологических исследований сравнение будет явно не в пользу американца. При этом объективное знание культуры и истории других народов и, самое главное, уважение к ним - одни из важнейших критериев образованности и цивилизованности человека. В статье делается принципиальный вывод, что двумя фундаментальными критериями цивилизованности являются вклад страны (или цивилизации) в сбережение природы, а также в сохранение и развитие духовной культуры. Автор пытается сформулировать универсальный и объективный критерий цивилизованности страны (или локальной цивилизации) и приходит к выводу, что мера цивилизованности зависит от того, какой вклад люди вносят в сбережение природы, в сохранение и развитие духовной культуры человечества.
The article analyzes the criteria of civilization on the example of Mongolia. It is shown that for a number of objective criteria, Mongolia is much more civilized country than many Western countries. It concerns knowledge of the history and culture of the other nations, the preservation of biosphere potential of the country, rejection of the ideology of consumerism, the worship of natural and cultural shrines. It concludes that there are two fundamental criteria of civilization: the contribution of the country (or of the civilization ) in the conservation of nature and the preservation and development of spiritual culture. According to the author, today, alas, "civilized savage" is a very common phenomenon in the developed countries of the West. "Civilized savages" is full of social, ethnic and religious prejudices. They live for the sake of comfort and pleasure. Their horizon does not extend beyond the microcosm of personal and professional interests. They are frequenters of pubs, football matches and rock concerts, but you rarely see them in museums or on serious performances. The main source of information the Internet and media. If, for example, to compare what I know the Russians and the Mongols on the U.S. that the average American knows about the Russians and the Mongols, according to the results of numerous sociological researches, the comparison will be obvious not in favour of the American. But objective knowledge of the culture and history of other peoples and, most importantly, respect for them is one of the most important criteria of education and civility of man.

Полосина Лидия Витальевна. ЭНН ХАТЧИНСОН (1591-1643): ЖЕНСКИЙ ВОПРОС ПУРИТАНСТВА

В статье рассматривается краткая биография и основные сведения о жизни английской пуританки Энн Хатчинсон, религиозные убеждения которой привели бостонских пуритан к серьезному разногласию в 1636-1638 гг. в Массачусетсе. Автор показывает также идеи Энн Хатчинсон, рассматривает ее влияние на так называемый «женский вопрос» в США. С точки зрения автора статьи, идеалами пуританизма была свобода в вероисповедании и мышлении, но эта свобода резко ограничивалась, когда речь заходила о семейных ценностях, морали и нравственности. В итоге сложившееся противоречие нашло свое отражение в борьбе женщин, оперировавших общими для пуритан идеями свободы, за пересмотр консервативных семейных традиций. Таким образом, уже в начале своей истории в Америке получил свою актуальность «женский вопрос». В результате проделанного исследования делается вывод об особой политической культуре и политическом сознании, сложившихся в Новой Англии в первой половине XVII в., которые нашли отражение в пуританском движении. При этом пуританизм в целом не был расположен к принятию этой культуры. Для пуританской семьи был характерен патриархальный уклад, где муж являлся главой семьи, а женщине отводилась роль домохозяйки, которая должна была полностью подчиняться ему. На примере идей Энн Хатчинсон автор показывает противоречивость пуританизма в Новой Англии: стремление к свободе и равноправию и патриархальный средневековый уклад семьи. Это противоречие характерно и для дальнейшей истории США. В итоге автор отмечает, что в идеях Э. Хатчинсон и последовавшем за тем движении в ее поддержку проявилось важное противоречие, связанное с борьбой двух культурологических аспектов. Первый был основан на традиционных ценностях, патриархате и закрытости семейной жизни, где женщина не имела и третьей части прав мужчины. Другой аспект был основан на идеях равенства перед Богом всех людей: мужчин и женщин, а значит равных прав и возможностей. Конечно, в пуританизме XVII в. было еще много средневекового, поэтому главными предметами спора были религиозные вопросы, а именно: может ли женщина обсуждать Библию, проповедовать «Слово Божие».
The article gives a brief biography and basic information about the life of Anne Hutchinson, the religious beliefs which led Boston puritans to serious controversy in 1636-1638, in Massachusetts. The author shows also the ideas of Anne Hutchinson, is considering its influence on so-called "women's question" in the USA. An ideal of Puritanism was freedom in religion and thinking, but this freedom is sharply limited when it comes to family values, morality and ethics. As a result, such a contradiction was also reflected in the struggle of women who operated a General for the puritans the ideas of freedom, for reconsideration of the conservative family traditions. Thus, already in the beginning of its history in America for Puritanism received its actuality "women's issue". In the result of carried out research the conclusion is made about a particular political culture and political consciousness developed in New England in the first half of the XVII century, which is reflected in the Puritan movement. The Puritanism in General was not disposed to adopt this culture. For the Puritan family was a typical Patriarchal lifestyle, where the husband was the head of the family, and the woman was given the role of the housewife who had to completely obey him. For example, the idea of Anne Hutchinson, the author demonstrates the inconsistency of Puritanism in New England: the desire for freedom and equality and Patriarchal, medieval lifestyle of the family. This contradiction is also characteristic of the subsequent history of the United States. In the ideas of E. Hutchinson and ensuing movement in its support became apparent and important contradiction associated with the struggle of two cultural aspects. The first was based on traditional values, Patriarchy and the closeness of family life, where women had no rights the third part of men. The other aspect was based on the ideas of equality before God of all people: men and women, which means equal rights and opportunities. Of course, the Puritanism of the seventeenth century was still medieval, so the main subjects of dispute were the religious question, namely can a woman interpret Scripture, discuss the Bible, to preach the Word of God.

Ракитин Антон Сергеевич. ИЗ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВОЕВОДЫ ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ: П.И. КОЛТОВСКИЙ В ДАНКОВЕ (1621-1622 ГГ.)

Настоящая статья представляет собой анализ челобитной служилых людей города Данкова с жалобой на воеводу Порфирия Колтовского. Данный документ наглядно иллюстрирует непростые отношения русского воеводы и его подчиненных, а также элементы хозяйственной жизни русского города-крепости. Автор отмечает, что среди городовых воевод русских городов XVII в. были хорошие военачальники и толковые организаторы, добрые хозяйственники, заботившиеся о благосостоянии города и его жителей. В то же время эпоха и должность способствовали появлению на этих постах временщиков и взяточников, ради собственной наживы бравших все во время своего воеводства. Порой несколько лет службы на воеводском посту подобного чиновника приносили городу несравнимый вред. Одним из таких градоначальников был Порфирий Колтовский. Будучи представителем знатного рода, он считал себя полновластным хозяином данковской крепости, а ее служилых людей - своими холопами. После Данкова он служил государевым воеводой в Кромах (1636 г.), в Кашире (1641 г.) и Валуйках (1644-46 гг.). Вниманию читателя предлагается в приложении к статье челобитная жителей Данкова 1622 г. с жалобами на воеводу П.И. Колтовского. Данный документ не только иллюстрирует непростые отношения градоначальника и его подчиненных, но и дает некоторые зарисовки из жизни и хозяйственной деятельности жителей Данкова. Публикуется в соответствии с утвержденными правилами публикации архивных документов.
This article is analysis of the letter from military people from Dankov about their new governor’s Porfiriy Koltovskiy malfeasance. The document illustrates not only the complicated relationship between Dankov’s residents and their governor, but and elements of economic life of southern Russian fortress. This article presents an analysis of petition officials of the city Danko with a complaint against the military-commander Porphyry Koltovskij. This document illustrates the complicated relationship Russian Governor and his subordinates, as well as elements of the economic life of the Russian city-fortress. The author notes that among policemen Governor of Russian cities of XVII century were good commanders and good organizers, good people, who cared about the welfare of the city and its inhabitants. In the same time era and the post contributed to the emergence of the posts of minions and corrupt officials, for their own profit who got all in his province. Sometimes several years of service on provincial post such officials could bring incomparable harm. One of these mayors was porphyry Koltovskij. As a representative of a noble family, he considered himself the absolute master dankowski fortress, and its military men - their slaves. Danko after he served Tsar's Governor in chrome (1636), the Kashira (1641) and Valujki (1644-46.). The article is published the petition of the inhabitants Dankov 1622 with complaints of the Governor P.I. Koltovskij. This document not only illustrates the complicated relationship the mayor and his subordinates, but also gives some sketches of life and economic activity of the inhabitants Dankov. Published in accordance with the approved rules of publication of archival documents.

Стояновская Ирина Борисовна, Стояновская Мария Александровна. ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЕЛЬЦА И ЕЛЕЦКОГО УЕЗДА)

Опыт исторической реконструкции на «местном уровне» требует обращения к понятию «провинция», глубоко проработанному в отечественной культуре и ее духовном опыте, позволяющему исследователю за сегодняшними реалиями увидеть историческую глубину событий, фактов, явлений, персональных судеб. Социально-экономические и политические реформы второй половины XIX в. серьезнейшим образом повлияли на ситуацию в городе, деревне, усадьбе, составлявших социокультурное пространство провинции. Сказались также характерные просветительские тенденции, в результате которых ранее относительно однородная русская провинция разделилась на европейски-городскую и традиционно-деревенскую. Взаимодействие культурных и образовательных новаций и традиций стимулировало динамику развития провинциальной жизни, которой к концу XIX века была свойственна относительная независимость от центра и самодостаточность. Особое значение в этом процессе имело общественно-педагогическое движение, включавшее в себя как типичные черты общероссийского характера, так и специфические особенности локального уровня. Автор отмечает, что общественно-педагогическое движение в провинции имело прогрессивный характер, способствовало обострению интереса общественности к проблемам народного образования, отразившегося в деятельности земства и городского управления. Инновационные тенденции проявлялись в формах и методах организации школьного дела и внешкольного образования. Огромное значение имело стремление земства привлечь учителей к живому, активному участию не только в школьном деле, но и к общественной работе.
The experience of historical reconstruction in the "local level" requires reference to the concept of "province" deeply worked in Russian culture and its spiritual experience - it allows the researcher to see the realities of today's historical depth of events, facts, effects, personal destinies. Socio-economic and political reforms of the second half of the XIX century seriously affected on the situation in the city, village, country estate constituting socio-cultural space of the province. It was also said specific educational trends, which resulted in the previously relatively homogeneous Russian province was divided into European-urban and traditional-country. The interaction of cultural and educational innovations and traditions stimulated the dynamics of development of provincial life, which by the end of the XIX century was characterized by relative independence from the center and self-sufficiency. Particular importance in this process had the socio-pedagogical movement including both typical features of the all-Russian character and specific features of the local level.

Гончаров Евгений Юрьевич. ВОСТОК И РУСЬ В ПАМЯТНИКАХ НУМИЗМАТИКИ УДЕЛЬНОГО ПЕРИОДА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В статье приведены новые и уточнены некоторые уже известные данные о связи русской и восточной нумизматики XIV- нач. XV вв. Автор статьи отмечает, что совместная работа специалистов по русской и восточной нумизматике имеет важное значение для изучения великокняжеских и удельных монет XIV-XV вв., поскольку позволяет выявить целый ряд особенностей и нюансов чеканки и денежного обращения Руси. В работе впервые детально проанализировано несколько монет этого времени из недавно открытых кладов. Как считает автор, эти монеты являются ещё одним примером оригинального типа русских денег, разработанного мастерами, имевшими навыки написания арабских легенд. В монетном деле Орды в правление Токтамыша нет ни дангов, ни пулов, где бы титул и имя хана располагались в круговой надписи. Но образцов такого оформления денежных знаков разных Великих и удельных княжений, на которых легенда с титулом и именем вырезаны вокруг центрального изображения, можно найти достаточно много, и зачастую в центре изображена именно человеческая голова. Автор отмечает обученность производителей монет изображать арабские буквы, о чем свидетельствуют палеографические особенности восточной легенды, отличающиеся от надписи кириллицей, характером гравировки схожих элементов, почерком и дуктом, общей пластикой резки букв. В итоге автором обосновано оригинальное происхождение восточной легенды на денгах Василия Дмитриевича, а также опубликован новый тип монет с подражанием надписи на индийских динарах. Кроме того, автором уточнена датировка клейм с джучидской тамгой на гривнах.
The brief article deals with some data, both known before but specified and newly discovered, on the interrelation between Russian and Oriental numismatics in the 14th and early 15th century. In the article, both new and refined some already known data about the connection of Russian and Oriental numismatics 14th c. The author notes that the joint work of specialists in Russian and Oriental numismatics is important to explore the Grand Duchies and principalities coins of the 14th and 15th centuries, as it allows you to identify a number of features and nuances of coinage and money circulation of Russia. For the first time in detail estimate a few coins this time from recently discovered hoards. The author believes that these coins are another example of the original type of Russian money, developed by masters, who had the writing skills of Arab legends. The coinage of the Golden Horde during the reign of Toktamysh had not dangs and pools, also, where the khan’s title and the name were located in a circular inscription. But samples of such processing of banknotes of different Great Duchies and princedoms, to which a legend with a title and a name engraved around the central image, you can find quite a lot, and often in the center are depicted with a human head. The author notes the degree of producers of coins to depict Arabic letters, as evidenced by paleographic features of the oriental legends of, differing from the inscription in Cyrillic character engraving similarities, handwriting produce and the total plastic cutting letters. In the end, the author proves the Eastern origin of the original legend on the free money, Vasily Dmitrievich, also issued a new type of coins with inscriptions in imitation of Indian dinars. In addition, the author clarified the вating of the stamps with Jujid Tamga on the hryvnia. The origin of Arabic legends on the ‘dengas’ of Vasiliy Dmitrievich is substantiated. A new type of Russian coins with inscriptions imitating those on the Indian dinars is published. A more precise dating is proposed for the counterstamps with a Juchid tamgha stamped on the ‘grivnas’.

Седова Олеся Валерьевна. РОЛЬ ЦВЕТА И СВЕТА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В статье рассматривается значение цвета и света в средневековой европейской культуре, исследуются теолого-философские концепции о природе цвета и света, выявляются причины предпочтения ярких, сияющих красок в средневековом обществе. Определяется, что существовавшие в эпоху Средневековья споры о природе цвета и света, разделявшие людей на «хромофилов» и «хромофобов», во многом обусловливались позицией Церкви, регламентировавшей все аспекты жизни в христианском средневековом обществе. Для средневековых церковных служителей категория «цвета» представляла собой не столько факт физической реальности, сколько теологическую проблему, поскольку цвет был неразрывно связан с физикой и метафизикой света и, следовательно, способен разрешить вопрос, как человеческая сфера связана с божественной. Большинство теологов полагали, что свет - это божественная эманация и видимое присутствие Бога на земле, поэтому свет является фундаментом всех цветов. Свои идеи они стремились воплотить в жизнь. Так, известный «хромофил» аббат Сугерий перестроил Сен-Денийский собор, ставший настоящим храмом цвета и света. Однако находились противники данной концепции, для которых цвет - не производная от света, а хитроумное дьявольское орудие, призванное обмануть человека, скрыть истинную сущность вещей за красивой цветной оболочкой. Приверженцы данной идеи, ярким представителем которой являлся святой Бернар Клервоский, стремились изгнать цвет из храмов и монастырей, запретить использовать его в витражах, миниатюре, рукописях, предметах церковного обихода. В статье рассматриваются идеи о природе цвета и света Исидора Севильского, Гроссетеста, Бонавентуры, Хильдегарды фон Бинген, Мехтильды Магдебургской.
The article discusses the importance of colour and light in medieval Western European culture, explores the theological-philosophical concepts about the nature of colour and light, identifies the reasons for choosing the brilliant colors in medieval society. It has been found that the debate about the nature of colour and light that existed in the middle Ages divided people into “chromophiles” and “chromophobes”; it was largely determined by the position of the Church, which regulated all aspects of life in medieval Christian society. For medieval theologians, the category “colour” was not the fact of physical reality, but rather a theological issue, because the colour was associated with the physics and metaphysics of light and, therefore, could solve the following problem: how does human sphere relate to the divine sphere. Most of the theologians believed that light is a divine emanation and the visible presence of God on earth, so light is the foundation of all colours. They sought to bring their ideas to life. So, abbot Suger rebuilt the Saint-Denis Cathedral, which has become a temple of colour and light. However, there were opponents of this concept, for which colour is not derived from light, but the cunning devil's tool, designed to fool people, to hide the true nature of things. Supporters of this idea, a brilliant representative of which was Saint Bernard of Clairvaux, sought to banish colour from temples and monasteries, to ban it in stained glass, miniature, manuscripts, ecclesiastical objects. The article presents ideas about the nature of colour and light of Isidore of Seville, Robert Grosseteste, Bonaventure, Hildegard of Bingen, Mechthild of Magdeburg.

Иевлева Ольга Ивановна. ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СУХИНИЧСКОМ ОКРУГЕ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ В 1930 ГОДУ

В статье предпринята попытка раскрыть особенности коллективизации сельского хозяйства Сухиничского округа в 1930 г. В рамках административно-территориальной реформы в 1929 г. была организована Западная область, в состав которой вошли Брянский, Ржевский, Великолукский и Сухиничский округа. Летом 1930 г. округ был ликвидирован, однако входящие в него районы продолжали оставаться в составе Западной области. Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1937 г. Западная область была упразднена. Из состава Западной и Курской областей были образованы Смоленская, Орловская и Курская области. В 1944 г. территория бывшего Сухиничского округа была передана из Смоленской области во вновь образованную Калужскую область. Статья отражает темпы проведения коллективизации в округе, подтвержденные статистическими данными Сухиничского окружного комитета. Раскрываются методы, с которыми местные власти пытались в кротчайшие сроки достичь стопроцентной коллективизации. Рассматривается отношение крестьян Сухиничского округа к коллективизации, их попытки противостоять созданию новых колхозов. Кроме того, в статье нашло отражение незаконное раскулачивание в Сухиничском округе, являвшееся фактором форсированной коллективизации. В результате проведенного исследования можно утверждать, что для коллективизации сельского хозяйства Сухиничского округа характерны бурный темп роста создаваемых колхозов, причем на качественную сторону мало обращалось внимания. На местах стремились скорее прийти к стопроцентной коллективизации. Для крестьян, не желающих вступать в колхозы, местные органы власти применяли административный нажим и насилие. Крестьяне сопротивлялись насильственной коллективизации, организованно срывая собрания, на которых обсуждались вопросы создания колхозов, организовывали массовые движения, с участием женщин, против раскулачивания и коллективизации. Кроме того, массовая коллективизация в Сухиничском округе сопровождалась массовым закрытием церквей.
The article attempts to reveal peculiarities of the collectivization of agriculture Sukhinichskijj County in 1930. In the framework of the administrative-territorial reform in 1929 was organized by the Western region, composed of Bryansk, Rzhev, Velikiye Luki district and sukhinichsky. In the summer of 1930 the district was abolished, however, included in the districts, continued to remain part of the Western region. The decision of the CEC of the USSR of 27 September 1937, Western oblast was abolished. From the West and Kursk regions were formed Smolensk, Orel and Kursk regions. In 1944 the territory of the former Sukhinichskijj district was transferred from the Smolensk region in the newly formed Kaluga oblast. The article reflects the pace of collectivization in the district, confirmed statistical data Sukhinichskijj district Committee. Methods are disclosed with which the local authorities tried in the shortest possible time to achieve one hundred percent collectivization. The attitude of the peasants Sukhinichskijj district to collectivization, their attempts to prevent the establishment of new farms. In addition, the article reflected the illegal dispossession in Sukhinichsky district, which was a factor of the forced collectivization. In result of the conducted research it can be argued that the collectivization of agriculture Sukhinichskijj district is characterized by the rapid growth of created collective farms, and quality not been overlooked. On the ground sought to achieve one hundred percent collectivization. For not wanting to join the collective farms peasants, local authorities used administrative pressure and violence. The peasants resisted forced collectivization, disrupting organized meetings where they discussed the creation of collective farms, organized mass movement, with the participation of women, against dispossession and collectivization. In addition, mass collectivization in Sukhinichsky district was accompanied by mass closures of churches .

Приймак Виктор Владимирович. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ГОЛОТВИН А.Н. «Д.Я. САМОКВАСОВ И ИЗУЧЕНИЕ СЛАВЯНО-РУССКИХ ДРЕВНОСТЕЙ» / А.Н. ГОЛОТВИН. - ВОРОНЕЖ: ИПЦ «НАУЧНАЯ КНИГА», 2014. - 196 с

Рецензия на книгу молодого исследователя воронежской археологической школы А.Н. Голотвина. В 2014 г. в одном из издательств г. Воронежа А.Н. Голотвин опубликовал книгу, посвященную научной деятельности яркого исследователя Юго-востока Руси Д.Я. Самоквасова. Его научное наследие занимает заметное место в историографии ранних славян и Древней Руси. Автор рецензии отмечает сильные стороны научного труда А.Н. Голотвина: внимание к незаслуженно забытым научным концепциям ученого, стремление к объективности, подробное исследование полевой деятельности археолога, внимание к изучению славяно-русских древностей как основного пласта памятников в исследованиях Д.Я. Самоквасова, исследование концепции ученого в изучении проблемы характера, происхождения и развития древнерусского города и акцентирование внимания на выводе о жилом и военно-оборонительном характере городищ. Автором рецензии обращается внимание и на недостатки книги А.Н. Голотвина: это отсутствие современной оценки ряда комплексов, имеющих значение опорных в дискуссиях, культурно-хронологических построениях и социально-экономических реконструкциях, отсутствие приложения в виде основных дат жизни и деятельности Д.Я. Самоквасова, как это принято в серии биобиблиографии ученых-историков. Вместе с тем, рецензент считает, что книга устремлена в будущее, т.к. является «ключом» к работе с архивными материалами и вещевыми комплексами из раскопок Д.Я. Самоквасова. В книге намечены, хотя и не сформулированы четко, контуры нового подхода к изучению наследия видного археолога второй половины XIX - начала XX вв.
Review analyzes the young researcher Voronezh Alexander Golotvina archaeological school. In 2014, Alexander Golotvin published a book about the scientific work of the famous researcher of Southeast Russia DY Samokvasov (1843-1911). His scientific heritage occupies a prominent place in the historiography of the ancient Slavs and Russia. The reviewer noted the strengths of the scientific work of Alexander Golotvina. This attention to undeservedly forgotten scientific concepts scientist. This is a detailed study of field activities archaeologist. This attention to the study of Slavic-Russian antiquities. Considerable attention is paid to the concept of a scientist in the study of the ancient town. Reviewed draws attention to the shortcomings of the book by Alexander Golotvina. In the book, there is no current estimate of archeological antiquities, which were studied by Dmitry Samokvasov. In the book, there is no application in the form of key dates of life and activity D. Samokvasov. The reviewer says that the book is oriented to the future. It is the "key" to work with archival materials and artifacts from the excavations of J. Samokvasov. The book outlines the contours of a new approach to the study of the heritage of a prominent archaeologist of the second half XIX - early XX centuries.

Степанова Юлия Викторовна. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: Н.А. ТРОПИН, Д.А. ЛЯПИН «Н.А. РИДИНГЕР - ЕЛЕЦКИЙ ПОЛИЦМЕЙСТЕР И КРАЕВЕД (1862-1867 гг.)». - ЕЛЕЦ: ЕГУ им. И.А. БУНИНА, 2015. - 184 с

Данная рецензия посвящена рассмотрению вышедшей в свет в 2015 г. книги Н.А. Тропина и Д.А. Ляпина «Н.А. Ридингер - елецкий полицмейстер и краевед (1862-1867)». Книга посвящена одному из основателей елецкого краеведения Николаю Александровичу Ридингеру, елецкому периоду его жизни и творчества. Ранее о Н.А. Ридингере почти ничего было неизвестно. Его имя, прежде всего, ассоциировалось с его книгой «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (1865). Он не был профессиональным историком, офицер, ветеран Кавказской кампании 1853-1854 гг., который после ранений продолжил службу полицмейстером в Калуге, Орле, Ельце, Петербурге. Дослужился до чина генерал-майора. Его рукописное наследие велико. В Калуге он увлекся публицистикой, оставив краткую заметку о работе полиции. В Орле - статистикой, составив описание города за 1857-1860 гг. В Ельце он написал известную книгу и печатал в «Орловских губернских ведомостях» статьи на актуальные для общества темы. Елецкими историками собран значительный по объему документальный материал из государственных архивов Орловской, Липецкой, Калужской областей, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Масштабные архивные поиски дополняются привлечением материалов из личных архивов потомков Н.А. Ридингера . Центральное место в книге отводится анализу и публикации рукописи 1862 г. первого варианта книги Н.А. Ридингера о Ельце. В центре внимания также оказывается публицистическое наследие полицмейстера.
This publication is published in Review of the light in 2015 Yelets book historian Tropin, Liapin «Ridinger - Eletskii police chief and local historian (1862-1867)». The book is dedicated to one of the founders of the local history Eletski Nikolai Alexandrovich Ridinger. The urgency of project lies in the opportunity to study the process of formation of provincial historical science in the middle of the XIX century. N.A. Ridinger (1825-1894) belonged to the famous in the military history of the noble family. He was not a professional historian, officer, a veteran of the Caucasian campaign 1853-1854 biennium, which after injuries continued service police chief in Kaluga, Orel, Yelets, Saint Petersburg. Promoted to the rank of major General. His manuscript legacy is enormous and is associated with Yelets and St Petersburg. In Yelets he wrote a famous book and printed in the provincial Gazette Orel city articles on vital social topics about the introduction of excise prices . Eletskii historians assembled a considerable volume of documentary material. Extensive archival searches complemented by the involvement of the documents from the personal archives of the descendants of Ridinger. The importance of the book is the analysis and publication of the manuscript in 1862 the first version of the book about the city Ridinger Elec. The focus is also provided journalistic heritage of Police.

Тропин Николай Александрович. ЕЛЕЦКИЙ ПОЛИЦМЕЙСТЕР Н.А. РИДИНГЕР И П.И. БАРТЕНЕВ: НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО

Статья публикует письмо от 25.08.1865 г. елецкого полицмейстера и краеведа Н.А. Ридингера (1825-1894), адресованное издателю журнала «Русский архив» П.И. Бартеневу. Письмо содержит просьбу о публикации рукописи в журнале и о возвращении ее в дальнейшем автору. Письмо публикуется впервые. Документ обнаружен автором в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), в фонде П.И. Бартенева. Издатель опубликовал из рукописи лишь последнюю 21 главу «Рассказы елецких старожилов», отметив в предисловии важность всей книги для города Ельца. Рукопись была возвращена автору. Вскоре Н.А. Ридингер переезжает на службу в г. Санкт-Петербург, оставляя рукопись в Ельце. В начале XX века орловский журналист Э. Павчинский обнаружил ее у неизвестного елецкого старожила и опубликовал ее фрагмент в газете «Орловский вестник». Публикуемое письмо Н.А. Ридингера является ценным документом эпохи становления исторической науки в Орловской губернии.
Article published a letter Eletski police chief and local historian Nikolay Ridinger (1825-1894), addressed to the publisher of the magazine "Russian Archive" Peter Bartenev. The writer asks to publish the manuscript in the journal and get the manuscript back. The letter is published for the first time. The document discovered by the author in the Russian State Archive of Literature and Art. Publisher magazine published from the manuscript of the last 21 chapter "Stories Eletskikh old-timers". The manuscript was returned to the author. However Ridinger left the manuscript in the city of Yelets. At the beginning of the XX century journalist Orel E. Pavchinsky found her from an unknown Eletski old-timer. He published a fragment thereof in the newspaper "Orlovsky Gazette". Published a letter N. Riedinger is a valuable document of the era of the formation of historical science in the Oryol province.