Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №6 (1) (2016)
РОЛЬ ЦВЕТА И СВЕТА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В статье рассматривается значение цвета и света в средневековой европейской культуре, исследуются теолого-философские концепции о природе цвета и света, выявляются причины предпочтения ярких, сияющих красок в средневековом обществе. Определяется, что существовавшие в эпоху Средневековья споры о природе цвета и света, разделявшие людей на «хромофилов» и «хромофобов», во многом обусловливались позицией Церкви, регламентировавшей все аспекты жизни в христианском средневековом обществе. Для средневековых церковных служителей категория «цвета» представляла собой не столько факт физической реальности, сколько теологическую проблему, поскольку цвет был неразрывно связан с физикой и метафизикой света и, следовательно, способен разрешить вопрос, как человеческая сфера связана с божественной. Большинство теологов полагали, что свет - это божественная эманация и видимое присутствие Бога на земле, поэтому свет является фундаментом всех цветов. Свои идеи они стремились воплотить в жизнь. Так, известный «хромофил» аббат Сугерий перестроил Сен-Денийский собор, ставший настоящим храмом цвета и света. Однако находились противники данной концепции, для которых цвет - не производная от света, а хитроумное дьявольское орудие, призванное обмануть человека, скрыть истинную сущность вещей за красивой цветной оболочкой. Приверженцы данной идеи, ярким представителем которой являлся святой Бернар Клервоский, стремились изгнать цвет из храмов и монастырей, запретить использовать его в витражах, миниатюре, рукописях, предметах церковного обихода. В статье рассматриваются идеи о природе цвета и света Исидора Севильского, Гроссетеста, Бонавентуры, Хильдегарды фон Бинген, Мехтильды Магдебургской.
Ключевые слова
цвет; свет; Гроссетест; Хильдегарда фон Бинген; Мехтильда Магдебургская; colour; light; Grosseteste; Hildegard of Bingen; Mechthild of Magdeburg
THE ROLE OF COLOR AND LIGHT IN THE ERA OF THE EUROPEAN MIDDLE AGES
The article discusses the importance of colour and light in medieval Western European culture, explores the theological-philosophical concepts about the nature of colour and light, identifies the reasons for choosing the brilliant colors in medieval society. It has been found that the debate about the nature of colour and light that existed in the middle Ages divided people into “chromophiles” and “chromophobes”; it was largely determined by the position of the Church, which regulated all aspects of life in medieval Christian society. For medieval theologians, the category “colour” was not the fact of physical reality, but rather a theological issue, because the colour was associated with the physics and metaphysics of light and, therefore, could solve the following problem: how does human sphere relate to the divine sphere. Most of the theologians believed that light is a divine emanation and the visible presence of God on earth, so light is the foundation of all colours. They sought to bring their ideas to life. So, abbot Suger rebuilt the Saint-Denis Cathedral, which has become a temple of colour and light. However, there were opponents of this concept, for which colour is not derived from light, but the cunning devil's tool, designed to fool people, to hide the true nature of things. Supporters of this idea, a brilliant representative of which was Saint Bernard of Clairvaux, sought to banish colour from temples and monasteries, to ban it in stained glass, miniature, manuscripts, ecclesiastical objects. The article presents ideas about the nature of colour and light of Isidore of Seville, Robert Grosseteste, Bonaventure, Hildegard of Bingen, Mechthild of Magdeburg.
Список литературы
-
Гроссетест Р. Сочинения / Под ред. А. М. Шишкова и К.П. Виноградова. - М., 2003.
-
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург, 2005.
-
Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. - СПб., 2012.
-
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. - М., 2003.
-
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. - СПб., 2003.