Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №7 (2) (2016)
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ШОТЛАНДСКИХ ГЭЛОВ
Статья посвящена изучению мифологической символики древних музыкальных инструментов шотландских гэлов. На основе анализа археологических артефактов, резных орнаментов каменных крестов, мифологических и фольклорных текстов, а также современных музыкальных реконструкций автор исследует символику бронзовых горнов и погремушек, карникса, большого каменного гонга, трехствольной язычковой флейты и арфы в гэльской традиции. Развитие музыкальной культуры древних гэлов рассматривается в тесном взаимодействии с природой, что в гэльской религиозно-мифологической традиции проявлялось в почитании природы и в культе деревьев, животных и птиц. Среди древнейших артефактов гэльской музыкальной культуры - большой звенящий камень с острова Тайри (около III тысячелетия до н.э.), сакральная функция которого нашла отражение в эсхатологических мотивах локальных легенд. С культом быка связаны бронзовые погремушки, символизирующие репродуктивность, и бронзовые горны в форме бычьих рогов (VII в. до н.э.), которые напоминали растущий месяц и предположительно были обращены к божеству луны. Почитание вепря как символа духовной власти нашло отражение в бронзовом горне карникс (I-III вв.), который имел раструб в виде головы вепря с подвижной челюстью и языком. Характерное интонирование и артикуляция в процессе игры на древних трехствольных язычковых флейтах (I тысячелетие до н.э.) и на арфе (VIII в.), как и гэльская музыка в целом, были связаны с образами птиц, выступающих в гэльской мифологии символом души и связи между нашим и Другим мирами. Древние музыкальные инструменты, в символике которых соединяются этноистория, этномировидение и сакральная география гэлов, стали важной составляющей локальной культурной идентичности шотландцев. Через обращение к музыкальным инструментам и символам современные гэлы, с одной стороны, соединяют народы кельтской языковой группы и их потомков в осмыслении своего культурного наследия, в развитии традиций совместного музицирования и сказительства, а с другой стороны - обозначают границы своей культуры, защищая свой мир от внедрения хаоса и соединяя в связи поколений прошлое, настоящее и будущее.
Ключевые слова
древние музыкальные инструменты шотландских гэлов; большой звенящий камень; карникс; бронзовый горн; бронзовые погремушки; трехствольная язычковая флейта; пиктская арфа; гэльская арфа; традиционная музыкальная культура шотландских гэлов; мифологическая симв
MYTHOLOGICAL SYMBOLISM OF ANCIENT MUSICAL INSTRUMENTS IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE SCOTTISH GAELS
Resume. The article focuses on research of mythological symbolism of ancient musical instruments of Scottish Gaels. On the base of analysis of archeological artefacts, carving ornaments of stone crosses, mythological and folklore texts and modern musical reconstructions the author studies the symbolism of bronze horns and crotals, carnyx, rock gong, triple pipe and harp in Gaelic tradition. The development of musical culture of ancient Gaels is regarded in close connection with nature that in Gaelic religious and mythological tradition was manifested in nature worship, in cult of trees, animals and birds. Among the most ancient artifacts of Gaelic musical culture there is a rock gong (around III millennium B.C.) from the isle of Tiree whose sacred function had reflection in eschatological motives of local legends. The bull cult is connected with bronze crotals symbolizing reproductibility and bronze horns in the form of bull’s horn (VII century B.C.), that reminded growing moon and supposedly were addressed to moon goddess. Boar worship as a symbol of spiritual power manifested itself in bronze horn carnyx (I-III century A.D.), that has a bell in the shape of boar’s head with moving mandible and tongue. Typical intonation and articulation during the process of playing ancient triple pipes (around III millennium B.C.) and harp (VIII century. A.D.), as Gaelic music in general, were connected with birds’ images manifesting in Gaelic mythology as a symbol of soul and of connection between our and Another world. Ancient musical instruments uniting in its symbolism ethnic history, ethnic world outlook and sacred geography of gaels, form an important part of local cultural identity. Today Gaels, through their musical symbols, on one hand, connect peoples of Celtic language group and their offspring in understanding their cultural heritage, in developing traditions of music sessions and storytelling, and on another hand - they mark the borders of their culture, defending their world from entrenchment of chaos and uniting in connection of generations their past, their present and their future.
Список литературы
-
Битва при Маг Туиред / Пер. С. Шкунаева // Похищение быка из Куальнге. - М., 1985.
-
Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. - М., 2013.
-
Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. - М., 2011.
-
Видение Фингена / Пер. С.В. Шкунаева // Предания и мифы средневековой Ирландии / Сост., пер., вступ. статья и комм. С.В. Шкунаева. - М., 1991.
-
Генон Р. Cимволы священной науки / Пер. Н. Тирос. - М., 1996.
-
Широкова Н.C. Культура кельтов и нордическая традиция античности. - СПб., 2000.
-
Шотландская старина: Книга сказаний / Пер., сост. и коммент. С. Шабалов. - СПб., 2001.
-
Matthews J. Taliesin: The last Celtic Shaman. Rochester, Vermont, 2002.
-
McNeill F.Marian. A silver bough: A four volume study of the national and local festivals of Scotland by F. Marian McNeill. Vol.1: Scottish Folk-lore and Folk-belief. Glasgow, 1957.
-
Purser J. Scotland's Music. A History of the Traditional and Classical Music of Scotland from Early Times to the Present Day. - Edinburgh, 1992.
-
Retrieving Gaeldom’s forerunner of the pipes: Triple Pipes // Piping Today. Issue number 21, Scotland: National Piping Center, 2006. P. 30-33.
-
The companion to Gaelic Scotland / ed. By Derick S. Thompson. Oxford, 1983.
-
Triplepipe.net. A website by Barnaby Brown. http://www.triplepipe.net/