Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №7 (2) (2016)
ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЯ ДМИТРИЯ (1605-1606)
Татья посвящена анализу политической истории России времени правления Дмитрия (Лжедмитрия I). В статье показаны главные черты этого этапа русской истории, роль Дмитрия в управлении страной. Царь Дмитрий правил менее года, прежде чем он был убит заговорщиками во главе с боярином князем Василием Шуйским. Короткое правление Дмитрия является до сих пор спорным и недостаточно изученным. К сожалению, у нас всего несколько документов об его правлении, потому что по приказу узурпатора Шуйского все документы, связанные с его правлением, были уничтожены, конечно, кроме тех, которые Шуйский счел необходимым сохранить, чтобы оправдать свой собственный акт цареубийства. Тогда же вновь воскресла идея, которая появилась в правление Бориса Годунова: объявить Дмитрия беглым монахом Григорием Отрепьевым. Эта идея получила такой большой размах, что стала идеей фикс в историографии последующих столетий. В последних биографиях царя Дмитрия, например, Р.Г. Скрынникова, по-прежнему мы видим Дмитрия как злого, кровожадного и ужасного Отрепьева - виртуальная кукольная марионетка циничных бояр, которые знали, что он был самозванцем, и избавились от него, как только он стал подходить их целям. Совсем недавно, в обстоятельном изучении самозванцев в Смутное время Морин Перри не только представила царя Дмитрия как жалкого монаха Отрепьева, кто сталкивается с растущим недовольством в обществе, но даже как коварного колдуна. Сейчас настало время, чтобы выйти за рамки этих стереотипов, стремясь понять, что это был единственный русский царь, который пришел к власти путем военного похода и народного бунта.
Ключевые слова
Дмитрий; Василий Шуйский; патриарх Иов; Смутное время; Dmitry; Vasily Shuisky; the Patriarch job; the time of Troubles
The REIGN of TSAR DMITRY (1605-1606)
Tsar Dmitrii ruled for less than a year before he was assassinated by conspirators led by the boyar-intriguer, Prince Vasilii Shuiskii. Dmitrii’s short reign is to this day still controversial and poorly understood. Unfortunately, we have few records from his reign thanks to the usurper Shuiskii’s order that all documents related to it be destroyed. In addition, Shuiskii found it necessary to justify his own act of regicide by vigorously renewing Boris Godunov’s propaganda campaign portraying Dmitrii as the debauched monk Otrepev. After the Time of Troubles, that view became a fixed idea in historiography. In the most recent biography of Tsar Dmitrii, for example, Ruslan Skrynnikov continued to present Dmitrii as the unloved, bloodthirsty, and fearful Otrepev - a virtual puppet of cynical boyars who knew that he was an impostor and got rid of him as soon as it suited their purposes. 4 More recently, in her detailed study of pretenders in the Time of Troubles, Maureen Perrie not only presented Tsar Dmitrii as the pathetic monk Otrepev who was facing growing unrest but even credited absurd propaganda and legends about him as a sorcerer. It is definitely time to move beyond these stereotypes in seeking to understand the only tsar who came to power by way of a military campaign and popular rebellion.