Журнал «История: факты и символы»

Аннотации статей.

Баранова Наталия Сергеевна, Баттур Ундармаа. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОНГОЛИИ

Статья посвящена истории становления и направлению деятельности Национальной Комиссии по правам человека в Монголии. В ней рассмотрены правовая база Комиссии, ее состав, структура органа и его основные направления деятельности. В соответствии с Парижскими принципами 7 декабря 2000 г. был принят Закон о Национальной Комиссии по правам человека в Монголии. На основании данного закона в 2001 г. была создана Национальная Комиссия по правам человека в Монголии. Основные виды деятельности Комиссии включают расследования, обработку жалоб. Комиссия состоит из трёх членов. По Закону о Национальной Комиссии по правам человека в Монголии у Комиссии есть Секретариат, который был основан 20 февраля 2001 г., Правила и нормы Секретариата, принятые Главным специальным уполномоченным, фонд зарплаты включен в бюджет государства, а штат утвержден государственным Большим Хуралом. Главной миссией Национальной Комиссии по правам человека является уважение, защита прав и свобод человека, а также содействие их распространению. Комиссия по правам человека в Монголии обычно выполняет одну или несколько конкретных функций в области поощрения и защиты прав человека: во-первых, это консультативная функция; во-вторых, просветительская, и, в-третьих, так называемая расследовательская. Ежегодно начиная с самого образования, т.е. с 2001 г. Комиссия ведет образовательные программы просвещения простого народа о правах человека. Таким образом, в статье показан исторический аспект становления и функционирования национальной комиссии по правам человека в Монголии.
The article is devoted to the history of the formation of the National Commission on human rights of Mongolia. It examines the legal framework for the Commission, its composition, structure of authority and its main activities. In accordance with the Paris principles, 7 December 2000, adopted the Law on the National Commission on human rights of Mongolia. Based on this law in 2001 was created the national Commission on human rights of Mongolia. The main activities of the Commission include the investigation, processing complaints and investigation. The Commission consists of three members. According to the Law on the National Commission on human rights of Mongolia, the Commission has a Secretariat, which was established on 20 February 2001. Rules and regulations adopted by the Secretariat the Chief Commissioner, the salary schedule included in the state budget, and the state approved by the state Great Hural. The main mission of the National Commission on human rights is respect for, protection of rights and freedoms, and promoting their dissemination. The Commission on human rights of Mongolia typically performs one or more specific functions in the promotion and protection of human rights: first, that the Advisory function; second, educational, and thirdly, the so-called investigative. Every year since its formation, i.e. since 2001, the Commission conducts educational programs educate the common people about human rights.

Санников Василий Алексеевич. Контроль НАД моральным обликом членов РКП (б) в 1920-е годы (на примере Москвы)

Данная статья посвящена изучению особенностей контроля за деятельностью органов государственного управления в начале 1920-х гг. В ней рассматривается процесс образования контрольных органов в Москве, их цели и задачи, функции, структура и деятельность. Автор отмечает, что в демократическом обществе контроль осуществляется общественными и правозащитными организациями, в то время как советская система формировалась изначально по другому принципу как авторитарно-бюрократическая система, поскольку она опиралась на диктаторские методы управления. Формирование органов партийного контроля было логичным завершением процесса утверждения в стране однопартийной диктатуры коммунистической партии. Институт партийного контроля являлся неотъемлемой частью организационной структуры партии. Важным элементом партийного контроля в рассматриваемый период стало отсутствие общественного контроля над советской политической системой снизу. Автор подчеркивает, что партийные контрольные органы играли важную роль в осуществлении политического контроля в обществе, напрямую подключались к политическому процессу, пытались вмешиваться в работу государственного аппарата. Основное внимание автор уделяет рассмотрению деятельности Московской контрольной комиссии, проводившихся на ее заседаниях дел на основе архивных материалов. Анализ материалов показал, в описываемый период МКК активно боролась за дисциплину внутри РКП (б), а также с различными нарушениями партийного устава. Борясь с различными проступками, органы партийного контроля защищали политическую систему СССР изнутри и поддерживали её внутреннюю устойчивость. Однако низкий социокультурный уровень новых революционных бюрократов поставил политическую систему молодой Советской республики в крайне сложное положение, поскольку формирующаяся политическая элита страны Советов крайне плохо управляла государством. Деятельность органов партийного контроля во многом помогла не только уменьшить в партии количество нарушителей партийных и этических норм, но и несколько улучшить низкое качество системы управления.
This article is devoted to the peculiarities of control over government authorities’ activities in the early 1920s. It examines the process of formation of the supervisory bodies in Moscow, their goals and objectives, functions, structure and activities. The author notes the uniqueness of these structures is that in a democratic society control carried out by public and human rights organizations, while the Soviet system was formed initially on a different principle as the authoritarian-bureaucratic system, since it was based on dictatorial management. Formation of party control authorities was a logical completion of the approval process in the country's one-party dictatorship of the Communist Party. Institute of party control is an integral part of the organizational structure of the party. An important element of party control in the period under review was the lack of public control over the Soviet political system below. The author stresses that these bodies played an important role in the implementation of political control in the society, directly connected to the political process, trying to interfere with the work of the state apparatus. Main attention is paid to consideration of the activities of the Moscow Control Commission held its meetings Affairs on the basis of archival materials. Analysis of the data showed, in the period in the ICC is actively fighting for discipline within the RCP (B), as well as various violations of the Party Rules. Struggling with various misdemeanors, party control authorities defended the political system of the Soviet Union from within and maintained its internal stability. However, low socio-cultural level of the new revolutionary bureaucrats put the political system of the young Soviet republic in a very difficult situation, because the emerging political elite Soviet country very poorly managed state. The result of the activities of the party control authorities in many ways helped to not only reduce the number of offenders in the party and the party of ethics, but also slightly improve the poor quality of the control system associated with the heads of those in power.

Перегудов Александр Викторович. САНАТОРИЙ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В центре внимания статьи - два жандармских полковника, служивших в Воронеже. Через призму биографии первого из них, барона В.М. Бельского, прослеживается настоятельная необходимость в создании рекреационной системы для служащих российской жандармерии в конце XIX в. С опытом ее функционирования незадолго до Первой мировой войны нас знакомит М.А. Конисский, пребывавший в ведомственном санатории в Ессентуках два летних месяца 1913 г. В начале XX в. чиновники самых разных ведомств Российской империи выбирали Кавказские минеральные воды в качестве наиболее подходящего места для проведения отпуска. Здесь можно было поправить пошатнувшееся здоровье и восстановить физические и душевные силы, столь необходимые для государственной службы. Например, московский губернатор В.Ф. Джунковский (1905-1913) по получении в начале ноября 1912 г. четырехнедельного отпуска, крайне утомленный подготовкой и проведением Бородинских торжеств, направился в Кисловодск. В течение двух летних месяцев 1913 г. в Ессентуках проживал начальник Воронежского губернского жандармского управления полковник Михаил Александрович Конисский. Он поправлял здоровье в ведомственном санатории, учрежденным в соответствии с циркуляром штаба Отдельного корпуса жандармов от 30 апреля 1911 г. за № 43. Впечатления от пребывания на юге Европейской России М.А. Конисский изложил в письме, адресованном осенью 1913 г. в Комиссию «по заведыванию санаторией Корпуса жандармов в Ессентуках». Санаторий учреждался руководством политической полиции исключительно для больных офицеров с целью уменьшения их материальных затрат во время лечения на Кавказе.
The focus of the article is two gendarmerie Colonel. Both the last place of service was the provincial city of Voronezh. Through the prism of biography of the first of them, Baron V.M. Belsky, observed the urgent need to create a recreation system for employees of the Russian gendarmerie in the late nineteenth century With the experience of its functioning on the eve of the First world war introduces to us M.A. Rodin, held in a departmental sanatorium in Essentuki two months in 1913In the early twentieth century, officials of different departments of the Russian Empire chose the Caucasian mineral waters as the most suitable place for holidays. Here it was possible to improve failing health and restore much-needed public service for the cycle of mental and physical strength. For example, Moscow V.F. Dzhunkovsky, Governor (1905-1913) upon receipt in early November, 1912, four weeks vacation, very tired of preparing for and conducting Borodinsky celebrations, went to Kislovodsk. During two summer months of 1913 in the Philippines, lived the chief of the Voronezh provincial gendarmerie Colonel Mikhail Aleksandrovich Rodin. He restored health in a departmental sanatorium, established in accordance with the circular of the staff of the Separate corps of gendarmes dated April 30, 1911, No. 43. The experience of staying in the South of European Russia M.A. Rodin outlined in a letter in the fall of 1913 to the Commission for management of sanatoria of the gendarmerie in Essentuki. The sanatorium was established by the leadership of the political police solely for sick officers to reduce their material costs during treatment in the group of Caucasian mineral waters.

Тулинова Ольга Вадимовна. ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья посвящена истории становления и развития известного в России народного художественного промысла - Елецким кружевам. Автор прослеживает эволюцию художественных средств, которые использовали художники кружев на разных этапах его развития, выявляет имена художников и мастеров, внесших вклад в развитие промысла, определяет значение елецкого искусства кружевоплетения в отечественной художественной культуре. История елецкого кружева охватывает несколько столетий, хотя первые достоверные ее свидетельства - письменные источники и датированные произведения - относятся лишь ко второй половине XIX в. Бурно развиваясь на протяжении XIX столетия, кружевоплетение в Елецком уезде Орловской губернии к началу XX в. получило широкое распространение. При этом на рубеже веков сохранялись разные формы развития народного искусства - как домашнее ремесло, так и промысел, ориентированный на потребности города. Связи между производителями кружева и потребителями осуществлялись через гигантскую сеть перекупщиков, в зависимость к которым попадали кружевницы. В целях быстрого заработка резко снизилось качество изделий. В этот период в качестве противовеса скупщикам были организованы кустарные склады, частные кружевные школы, которые существенно изменили положение кружевниц и состояние промысла. В советский период (1918-1999 гг.) и в XXI в. художники и мастера елецкого кружева сохранили традиционную технологию плетения, своеобразный характер узоров, благодаря чему елецкие кружева всегда узнаваемы среди прочих кружевных центров. Однако под влиянием различных факторов экономики, идеологии, культуры в развитии елецкого промысла происходили сложные процессы, во многом нивелировавшие уникальные черты своеобразия местных кружев. И только благодаря деятельности талантливых художников, их тесному взаимодействию с ВДНХ, НИИХП, участию в многочисленных международных и Всероссийских выставках елецкое кружево получило широчайшую известность.
The article is devoted to the history of formation and development of the best-known in Russian folk art craft - Elets lace. The author traces the evolution of art means that artists have used the lace at various stages of its development, identifies the names of the artists and craftsmen who contributed to the development of the fishery determines the value of Yelets art of lace-making in the Russian artistic culture. The history of Yelets lace covers several centuries, although the first reliable its evidence - written sources and dated works belong only to the second half of the nineteenth century the Rapidly devel-oping throughout the nineteenth century, tatting in Yelets uyezd of the Oryol province to the beginning of the XX century became widespread. At the turn of the century remained different form of development of folk art - as a home craft and a craft that focuses on the needs of the city. Commu-nication between producers and consumers of lace was carried out through a gigantic network of dealers, in relation to which fell the lace-makers. For quick earnings fell sharply quality products. During this period, as opposed to the buyers of the crafts were organized warehouses, private lace school, which significantly changed the position of the lace and the status of the fishery. In the Soviet period (1918-1999 g.) and XXIC. artists and craftsmen Elets lace has retained the traditional technology of weaving, the peculiar nature of patterns, making Elets lace are always recognizable among the other lace centers. However, under the influence of various factors of economy, ideology, and culture in the development of Elets fishery is a complicated process, largely offset the unique features of the local originality of the lace.

Хасьянов Олег Ренатович. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КУЙБЫШЕВСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Статья посвящена анализу хозяйственной повседневности послевоенного советского сельского социума. Автор отмечает, что одним из сложных периодов советской истории является послевоенное десятилетие, т.к. именно от преодоления катастрофических последствий ВОВ зависело поступательное развитие советского государства. Советское крестьянство играло ключевую роль в процессе восстановления народного хозяйства, именно колхозно-совхозная система должна была обеспечить продовольственную безопасность страны, и, по мнению автора, она во многом не соответствовала крестьянским устремлениям. Основными товаропроизводителями в данный период, как и в предшествующее время, выступали колхозники. По мнению автора, в свете ухудшения материального благополучия и отсутствия материальной заинтересованности крестьян в результатах своего труда в рассматриваемый период наблюдается устойчивый процесс разложения трудовой дисциплины колхозников. Нарушение трудовой дисциплины крестьянами становится распространенным явлением колхозной жизни. По мнению автора, несмотря на активное развитие тяжелой индустрии в СССР, в послевоенном сельском хозяйстве остро стоял вопрос о механизированной модернизации отрасли. По-прежнему крестьянский труд оставался физически тяжелым, т.к. основные работы в растениеводстве и животноводстве выполнялись колхозниками вручную. Оплата труда в сельскохозяйственных артелях не являлась для колхозников мотивирующим фактором. В рассматриваемый период повсеместно была распространена практика отпуска сельскохозяйственной продукции колхозникам по запискам председателей артелей без учета количества выработанных ими трудодней, что обесценивало значимость трудодня. Негативное влияние на трудовую активность колхозников, особенно колхозниц, оказывало отсутствие на селе социальной инфраструктуры, в частности детских садов и ясельных групп.
This article analyzes the business of everyday life of the Soviet post-war rural society. The author notes that one of the difficult periods of Soviet history is the decade after the war, because is overcome by the catastrophic consequences of the Second World War depended on the progressive development of the Soviet state. The Soviet peasantry played a key role in the recovery of the national economy, it is collective-state farm system had to ensure food security of the country and, according to the author, it largely did not meet the aspirations of the peasants. The main producers in this period, as in the previous time, were farmers. According to the author, in the light of the deterioration of the material well-being and the absence of material interest of peasants in the results of their work in the period under review, there has been a steady process of decomposition of labor discipline farmers. Violation of labor discipline peasants becoming common collective farm life, its daily structure. According to the author, in spite of the active development of heavy industry in the USSR in the post-war agriculture was especially acute question of modernization of mechanized industry. Still peasant labor remained physically heavy because basic work in crop and livestock farmers were performed manually. Wages for agricultural cooperatives for farmers was not the motivating factor. In the period under review throughout the practice of agricultural products leave the collective farmers on the note by the President cooperatives was spread without regard to the number of workdays worked out that devalued the importance of the workday. Negative impact on the labor activity of farmers, especially farmers, provided lack of social infrastructure in rural areas, in particular kindergartens and creches.

Куличков Алексей Александрович. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНОСТЕЙ С ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКОЙ ЭПОХИ НЕОЛИТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Статья посвящена рассмотрению вариантов периодизаций древностей с ямочно-гребенчатой керамикой эпохи неолита Восточной Европы. Периодизация ямочно-гребенчатых комплексов впервые была предложена для Украины и Волго-Окского междуречья. В этой связи в работе подробно рассматриваются варианты периодизаций культур с ямочно-гребенчатой керамикой, предложенные В.М. Раушенбах, И.К. Цветковой, В.П. Третьяковым, В.И. Неприной, В.В. Сидоровым, А.В. Энговатовой, Ю.Б. Цетлиным и др. Следует отметить, что в определении количества периодов и их продолжительности единства нет. В.В. Сидоров и А.В. Энговатова выделяют по два этапа, В.И. Неприна, В.М. Раушенбах и И.К. Цветкова - три, а Ю.Б. Цетлин - девять. Периодизацию древностей ямочно-гребенчатой керамики на Верхнем Дону, объединив их в рязанско-долговскую культуру, разработал В.П. Левенок. Эти материалы он разделил на три этапа: ранний, средний и поздний, соответствующие раннему, развитому и позднему неолиту. Древности первого из них он датировал второй половиной IV - началом III тыс. до н.э., второго - первой половиной III тыс. до н.э., а третьего - второй половиной III тыс. до н.э. В целом согласился с ним и А.Т. Синюк. Исключением стало отнесение ранних ямочно-гребенчатых материалов не к раннему (по В.П. Левенку), а к развитому неолиту. Датировку же финала бытования носителей ямочно-гребенчатой керамики на Верхнем Дону А.Т. Синюк соотносит с первыми веками III тыс. до н.э., удревнив ее более чем на 500 лет. При этом оба автора отмечают близость верхнедонских и Волго-Окских древностей с ямочно-гребенчатой керамикой.
The article considers the options periodization antiquities with pit-comb ceramic Neolithic Eastern Europe. Periodization pit-comb complexes was first proposed to the Ukraine and the Volga-Oka rivers. In this regard, the report focuses on options periodization of cultures with pit-comb ceramic proposed by V.M. Raushenbah, I.K. Tsvetkova, V.P. Tretyakov, V.I. Neprinoi, V.V. Sidorov, A.V. Engovatovoy, Y.B. Tsetlin and others. It should be noted that in determining the amount and duration periods have unity. V.V. Sidorov and A.V. Engovatova isolated by two steps, V.I. Neprina, V.M. Raushenbah and I.K. Tsvetkova - three, Y.B. Tsetlin - nine. Periodization of antiquities pit-comb ceramics on the Upper Don, uniting them in the Ryazan-Dolgovskyu culture has developed V.P. Levenok. These materials he divided into three stages: early, middle and late, corresponding to early, developed and late Neolithic. Antiquities of the first of them he dated the second half of IV - beginning of III millennium BC, the second - the first half of the III millennium BC, and the third - the second half of the III millennium BC. On the whole, agreed with him, and A.T. Sinyuk. The exception was an early assignment pit-comb materials is not to early (by V.P. Levenku), and to a developed Neolithic. The dating of the finale of existence of bearers pit-comb ceramics on the Upper Don A.T. Sinyuk relates to the first centuries of the III millennium BC, wear out its more than 500 years. At the same time, both authors point out the proximity of Upper Don and Volga-Oka of antiquities with pit-comb ceramics.

Скинкайтис Винцас Владимирович. ДРЕВНЕРУССКАЯ КЕРАМИКА СЕЛИЩА СОРОКИНО 1

Настоящая работа посвящена изучению древнерусской керамики Верхнего Поочья на примере селища Сорокино 1, расположенного в Хотынецком районе Орловской области. Актуальность темы обусловлена отсутствием специальных исследований по древнерусской посуде сельских поселений в этом регионе. Значимость селища Сорокино 1 заключается в кратковременном существовании средневекового горизонта, что, в свою очередь, позволяет создать эталонный репер для дальнейших керамологических исследований. Для поставленной цели использовалась методика В.Ю. Коваля, являющаяся одной из самых разработанных и универсальных. В качестве основных ее признаков выступают характеристики технологии, морфологии и декора посуды, учитывающиеся поэтапно. Керамический комплекс поселения Сорокино 1 насчитывает свыше восьми тысяч фрагментов посуды. По функциональной принадлежности посуда в основной массе относится к кухонным горшкам, за исключением нескольких крышек. Для вычисления емкостных параметров полностью реконструированных форм в работе применялся трехмерный редактор, который показал свою перспективность. Проведенный анализ позволил датировать комплекс посуды 1-й пол. XIII в. и продемонстрировал особенности традиции керамического производства местного населения, заключавшиеся в использовании ожелезненной глины, зольной подсыпки при формовке посуды на гончарном круге, и новых навыков конструирования верхних частей сосудов, характерных для золотордынского времени. Помимо этого большинство комплексов селища Сорокино 1 однородны, на что указывает практически одинаковое процентное соотношение доминирующих типов венчиков и декоров керамики. Полученные результаты дают возможность уточнить тенденции ремесленного производства в предмонгольское время на территории Верхнего Поочья.
The present work is devoted to the study of medieval Russian pottery Upper Oka River basin on the example of the village of Sorokino 1, located in the Hotynets district of the Orel region. The relevance of the topic caused by the lack of specific studies on medieval Russian pottery in the region. The importance of the village of Sorokino 1 is short, the medieval existence of the horizon, which in turn allows you to create a good basis for further research ceramological. For that goal we used the technique V.Y. Koval, which is one of the most developed and versatile. As its main characteristics are the characteristics of a technology, morphology and decor of tableware made in stages. Ceramic complex of the village of Sorokino 1 has more than eight thousand pieces of crockery. Functional accessories cookware refers to cooking pots, except for a few caps. To calculate the capacitance parameters is fully reconstructed forms were used three-dimensional editor, which are showing promise. The analysis allowed to date the complex dishes the 1st part XIII century and demonstrated the traditions of ceramic production for the local population, consisting in the use of reds clay, ash filling during molding of tableware on the Potter's wheel, and new construction skills upper parts of the vessels, characteristic of Golden Horde time. In addition, the majority the village of Sorokino 1 homogeneous, as indicated by almost the same percentage of the dominant types of rims and ceramic decors. The obtained results enable to clarify the trends of handicraft production in premongolian time in the Upper Oka River basin.

Литвинов Владимир Петрович. ЕВРОПЕЙЦЫ В МЕККЕ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ РАЗВЕДКА?

Статья посвящена проблеме европейского присутствия в Мекке, которая с первых дней ислама была запретной для посещения «неверными». Автор отмечает, что, несмотря на все запреты, европейцы проникали в Мекку, но преимущественно по разведывательным целям, нежели научным. Когда пишут о том, что европейцев изначально влекла к себе таинственность Мекки как закрытого города для христиан-европейцев и верующих иных конфессий, ее некий имидж «сердцевины» исламского Востока в ее всестороннем понимании, а равно и многое другое «лиричное» и «романтичное», то в это можно, разумеется, верить, но не до конца. В Европе всегда было много отличных специалистов по истории стран Востока, в том числе образованных и по-европейски цивилизованных мусульман (например, Сицилии или в Арабской Испании), которые бывали в Мекке и Медине и могли до мельчайших подробностей и описать, и рассказать об этих небольших и внешне неприглядных, «глинобитных» городах. Очевидно, что они преследовали иные цели, а именно изучить существующее положение в Аравии. Косвенно на это указывает и тот факт, что при резкой смене политической обстановки в Аравии всплеск «научных» исследований этой территории резко возрастал. Есть все основания полагать, что и сегодня Мекка (особенно во время хаджа) служит пристанищем агентов спецслужб многих стран. Сегодня мусульманский Восток находится в чрезвычайно сложном положении. В таких условиях быть в самом «сердце» мирового ислама, держать руку на пульсе жизни мусульманского мира представляется весьма важным. Поэтому разведка в Хиджазе продолжается.
The article studies the European presence in Mecca, which since the early days of Islam was forbidden to visit for “the infidel”. The author notes that in spite of all prohibitions, the Europeans penetrated to Mecca, but mostly for reconnaissance purposes, rather than scientific. When one writes that the Europeans were initially attracted by the mystery of Mecca as a closed city for Christian Europeans and believers of other confessions, its image of the “core” of the Islamic East in its comprehensive sense, and then some “lyric” and “romantic”, one can of course believe it, but not completely. Europe always had a lot of excellent specialists on the history of the East, including educated and civilized in a European way Muslims (e.g. in Sicily or in Arab Spain), who visited Mecca and Medina, and could in great detail both describe and tell about those small and unattractive “wattle and daub” cities. It is obvious that they pursued other goals, namely, to study the current situation in Arabia. Indirectly it is indicated by the fact that the sharp change in the political situation in Arabia provoked a sharp increase of “scientific” research of this area. There is every reason to believe that today Mecca (especially during the Hajj) is a refuge for secret service agents of many countries. Today, the Muslim East is in an extremely difficult situation. In such circumstances, to be in the “heart” of the world Islam, to keep abreast of the life of the Muslim world is very important. Therefore the reconnaissance in Hijaz continues.

Дудина Татьяна Павловна. «ВНУТРЕННЯЯ ИСТОРИЯ» НАРОДА И ЕЕ ТЕОРЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ 30 - 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

В статье рассматриваются основные тенденции смены и разрушения устойчивых гносеологических ориентаций в 30 - 40-е годы XIX века, связанных с напряженными поисками «духа истории». Феномен русского исторического сознания объясняется тем, что процесс утверждения национальной историософии и формирования основных принципов историзма осуществляется не в научной мысли, а в недрах художественной литературы. В свою очередь, актуализированные в сфере методологии исторической науки концептуальные модели истории влияют на художественное сознание. В результате сложно коррелирующие между собой историографический и художественный контексты порождают ряд интеллектуальных открытий и одновременно ряд существенных противоречий. В статье доказывается, что художественно-эстетическая мысль неразрывно связана с религиозно-философской и этической, а содержательная доминанта переносится с «внешней» (событийной) истории во «внутреннюю» (нравственно-психологическую). Это неизбежно выявляет новые качества исторических событий с позиций гуманистической оценки индивида - этика рассматривается не только как высшее проявление духовности, но и включается в систему политических понятий, с которыми взаимодействует объективно-исторический смысл деятельности людей, а этнопсихология предлагается и как методологическая основа историко-научного сочинения, и как принцип художественного творчества. При этом ставший внешним морально-психологический принцип оценки событий, поступков, явлений и процессов постепенно подменяет глубинно-сущностный, социально-исторический: понятия «внешнего» и «внутреннего» как бы «переворачиваются». Подобная подмена позволяет выявить парадоксальность самой концепции «внутренняя история», которая, тем не менее, определила специфичность и идентичность научно-исторического и художественно-исторического контекстов 30 - 40-х годов.
The artcle deals with the main trends in the change and stratification of traditional gnosiological orientations in the 30s-40s of the XIX-th century connected with the intensive search of “the spirit of history”. The phenomenon of the Russian historical conscience is explained by the fact that the process of national historiosophy establishment and formation of the main principles of historical method is realized not in the scientific thought but in the depths of fiction. In its turn, conceptual models of history, actualized in the sphere of historical method, influence the artistic conscience. As a result, historiographic and artistic contexts that correlated with each other in a complicated way generate a series of intellectual discoveries and simultaneously a series of contradictions. The article proves that artistic and aesthetic thought appears to be indissolubly connected with religious-philosophic and ethic one and the content dominant is transferred from the “outer”(event) history to the “inner” (moral and psychological) one. This transference inevitably reveals new qualities of historical events from the positions of individual's humanist estimation - ethics is not only considered as the highest manifestation of spirituality but is included into the system of political concepts, which are connected with objective-historical sense of people's activity, and ethnopsychology is suggested as both methodological basis of historical-scientific composing and the principle of artistic creative work. At the same time the “outer” moral-psychological principle of estimating events, actions, phenomena and processes gradually replaces the deep essence, social-historical one: the concepts of “the outer” and “the inner”seem “to turn over”. Such a replacement allows to reveal the paradoxical character of the concept “inner history”, which, nevertheless, determined the specific character and identity of scientific-historical and artistic-historical contexts of the 30s-40s.

Жеребчиков Дмитрий Павлович. ПОДЖОГИ В ГОРОДАХ И УЕЗДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Данная статья посвящена изучению одного из видов уголовных преступлений против собственности - поджога. Объектом изучения в статье является умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога, происходившее в городах и уездах российской провинции во второй половине XIX - начале XX века на примере губерний Центрального Черноземья. Исследование проведено в историко-правовом аспекте на региональном уровне. В основе работы лежат сведения дореволюционной пожарной статистики, данные архивных источников, правовые положения уголовного законодательства Российской Империи. Для исследования выбран центрально-черноземный регион России, включавший в себя Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии. В работе дана уголовно-правовая и криминалистическая характеристика поджогов, происходивших в аграрной провинции. Статистические сведения помогли выяснить степень распространенности умышленных поджогов на региональном, губернском, городском и уездном уровнях и соответствие региональной и общероссийской динамики по данному виду преступлений. Особое внимание в настоящей работе было уделено поджогам, происходившим в городах, которые являлись центрами модернизации аграрного региона. Проведенное исследование показало, что поджог был типичным уездным и крестьянским преступлением. В городах и уездах Центрального Черноземья в исследуемый период отмечался рост числа поджогов, однако степень распространенности данного преступного деяния была ниже, чем в целом по Европейской России. Из всех губерний региона поджоги представляли наиболее серьезную опасность в Курской губернии. Число судебных дел и количество осужденных за поджоги было невелико, что связано с трудностью привлечения поджигателя к ответственности.
This article is devoted to the study of one of the types of criminal offenses against property - arson. The object of study in the article is the deliberate destruction of another's property by arson that occurred in the cities and counties of the Russian province in second half XIX - early XX century. The study was conducted in the historical and legal aspects of regional provinces of the Central Black Earth region. The bases of information are pre-revolutionary fire statistics, data archival sources, the legal provisions of the criminal legislation of the Russian Empire. For the study selected the Central Black Earth region of Russia, which included the Voronezh, Kursk, Orel and Tambov province. In work the criminal law and criminological characteristics of arson that took place in the agrarian province. Statistical information help determine the degree of prevalence of arson at the regional, provincial, city and county levels, and compliance with regional and nationwide dynamics of this type of crime. Special attention in this work has been given to arson that took place in the cities that are centers of agricultural modernization in the region. The study showed that the arson was a typical peasant county and crime. In the cities and counties of the Central Black Earth region in the analyzed period there was an increase of arson, but the extent of this criminal activity was lower than in the whole of European Russia. Of all the provinces of the region represented by the burning of the most serious danger in the Kursk province. The number of court cases and the number of those convicted of arson was small, due to the difficulty in attracting the arsonist responsible

Колосовская Татьяна Александровна. К проблеме сохранения исторической памяти в контексте военно-мемориальной деятельности на Северном Кавказе во второй половине XIX в

Статья посвящена рассмотрению военно-мемориальной деятельности на Северном Кавказе как неотъемлемой составляющей сохранения исторической памяти о событиях Кавказской войны. На основе архивных документов, периодических изданий и полковых историй показаны мероприятия по благоустройству военных кладбищ и возведению монументов, посвященных памяти погибших в ходе военных столкновений с горцами офицеров и солдат. Автор приходит к выводу о том, что вторая половина XIX в. стала начальным этапом мемориализации событий Кавказской войны и ее участников. Значительную роль в организации военно-мемориальной деятельности сыграла администрация Кавказского военного округа в лице главнокомандующего А.М. Дондукова-Корсакова, начальника Военно-исторического отдела В.А. Потто, наказных атаманов Кубанского и Терского казачьих войск. Военная администрация влияла на выбор знаковых фигур, которые могли задавать ценностные ориентиры и служить примером для подражания. Создаваемые при ее поддержке памятники являлись не просто данью уважения и воинской почести павшим героям-предкам. Они имели важное воспитательное значение в войсках. При этом в статье приводятся многочисленные факты, убедительно доказывающие, что инициатива увековечивания памяти павшим героям шла снизу, от непосредственных участников Кавказской войны. Примером тому служат истории создания памятников полковнику Л. Тиховскому, сотнику А.Л. Гречишкину, генералу Н.П. Слепцову. Сооружение военных памятников на Северном Кавказе не получало широкого резонанса со стороны российской общественности и не становилось событием общероссийского масштаба. Тем не менее формирование мемориального ряда, заполняло пространство общей памяти символами и героями и тем самым наглядно представляло официальную версию истории Кавказской войны, ставшей неотъемлемой частью истории самой Российской империи.
The article concerns the military-memorial activity in the North Caucasus inherent the issue of keeping the historical memory of the Caucasus war events. Based on the Archive folders, periodical papers’ publications and the corpse of so-called ‘regimental histories’ the author shows feats in getting military cemeteries in order and on erecting monuments which celebrate the militaries perished in the clashes with the highlanders. The author comes to the conclusion that the second half of the XIX c. was the starting point of the celebrating the events and participants of the Caucasus War in memorials. The Caucasus Military Region authorities such as the Commander in Chief A.M. Donduckov-Corsacov; the head of the Military-historical department V.A. Potto; Leading Atamans of the Tersky and Kubanian Cossacks contributed much into setting up the military-memorial activity. The authorities influenced on choosing the basic figures who could set up the behaviour pattern for the followers. Thus the erected monuments served not only as a place for paying a tribute to the fallen but were the subjects of ideological activity among the Imperial ranks and files Although the article headlines that it was the matter of common practice to celebrate the memory for such fallen heroes as the colonel Tichovsky, Cossacks commander Grechishkin and the General Sleptsov by people - the ordinary war participants themselves. The erecting of military monuments in the Caucasus used not to fascinate the imagination of the Russian society as a whole and were not recognised as a whole-Russia event. Nevertheless the foundation of the memorialised list of figures filled the space of common memory with the symbols and heroes and thus strengthen the official point on the Caucasus War as a part of the whole Russian Empire.

Конышева Юлия Евгеньевна. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РПЦ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «РУССКОГО КАТОЛИЦИЗМА» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ

В статье анализируется смысловая составляющая термина «русский католицизм», истоки и ключевые моменты развития данного явления в русской истории. Автор делает попытку проследить общую логику развития «русского католицизма» в исторической динамике, дать характеристику многоплановости этого сложного явления, исследовать причины расцвета филокатолических настроений в российском обществе в ХIХ веке. Проблема взаимоотношения и взаимовлияния православия и католичества имеет давнюю историю. Раскол произошел в 1054 году, и богословы до сих пор спорят, патриарх ли Керулларий увел византийскую церковь в сторону от истины, или Рим отпал от православия. Трещина постепенно превратилась в пропасть, вместе с церквами разделив и народы. К середине ХIХ века Россия сталкивается со странным феноменом - часть русских аристократов начинает переходить в лоно римско-католической церкви. Как же стало это возможным в стране, где православные традиции так строго охранялись? Если переход православного в католицизм рассматривался как государственное преступление? Примером настороженно-враждебного отношения к католицизму можно считать творчество Ф. М. Достоевского. Так, герой одного из его произведений князь Мышкин решительно объявлял католичество нехристианской верой. Феномен «русского католицизма», видимо, берет свое начало еще в середине ХVIII века, когда императрица Екатерина II приютила в России орден иезуитов. Пансионы, колледжи, предлагавшие опытных учителей и прекрасное образование, вызвали интерес у русской знати. И значительное количество молодых представителей аристократических семейств получило образование именно в этих учебных заведениях.
In article the semantic component of the term "Russian Catholicism", sources and the key moments of development of this phenomenon in the Russian history is analyzed. The author does attempt to track the general logic of development of "the Russian Catholicism" in historical dynamics, to give the characteristic of diversity of this difficult phenomenon, to investigate the reasons of blossoming of phylocatholic moods in the Russian society in the XIX century. The problem of relationship and interference of Orthodoxy and Catholicism has an old story. Split has taken place in 1054 and theologians still argue whether the patriarch Kerullary has taken away the Byzantine church from truth aside, or Rome has disappeared from Orthodoxy. The crack has gradually turned into an abyss, together with tserkva having divided also the people. To the middle of H1H of a century Russia faces a strange phenomenon - the part of the Russian aristocrats begins to pass into a bosom of the Roman Catholic Church. How it has become possible in the country where orthodox traditions were so strictly protected? If transition of the Orthodox Christian to Catholicism was considered as a high treason? As example watchfully - the hostile relation to Catholicism it is possible to consider F.M. Dostoyevsky's creativity. So, the hero of one of his works prince Myshkin resolutely declared Catholicism non-Christian belief. The phenomenon of "the Russian Catholicism", probably, originates in the middle of the XVIII century when the empress Catherine II has sheltered in Russia an award of Jesuits. The boards, colleges offering skilled teachers and fine education have caused interest in the Russian nobility. And a significant amount of young representatives of aristocratic families has got an education in these educational institutions.

Косинцев Юрий Геннадьевич. В.Л. ДОЛГОРУКОВ И ПРОБЛЕМЫ РУССКО-ДАТСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ «ТУРЕЦКОГО КРИЗИСА» В КОНЦЕ 1710-1711 ГГ

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия русской дипломатии с датскими союзниками в первые послеполтавские годы Северной войны. Показан вклад русского посла В.Л. Долгорукова в укрепление антишведской коалиции. В условиях «турецкого кризиса» царский дипломат не только удержал Данию в войне, но, и, добившись согласия датчан на активные действия против шведского корпуса в Померании, сорвал намечавшееся совместное выступление шведов и турок. Долгоруков, неожиданно оказавшись на пересечении интересов трех европейских конфликтов: Северной, русско-турецкой и «испанской» войн, умело распутывал их противоречия и смог обеспечить на датском направлении выгодный для России внешнеполитический курс. Стремление великих держав к нейтралитету в землях империи Петр I хотел обратить в свою пользу. Если в Гааге, Лондоне и Вене желают мира и спокойствия на Севере Германии, то тогда они сами должны способствовать разрядке напряженности в данном регионе. Русский царь обратился к Австрии и морским державам с предложением оказать на шведов дипломатическое давление для того, чтобы обязать последних не увеличивать свои гарнизоны в померанских крепостях. Посредничество Большого альянса могло также заставить некоторых германских князей воздержаться от вербовки своих подданных в шведские войска. События 1710-1711 гг. показали, что даже в условиях резко осложнившейся обстановки один из «молодых дипломатов» Петра, В.Л. Долгоруков, на своем далеко не маловажном участке дипломатической борьбы оказался в общем и целом на высоте тех требований, которые новая международная ситуация предъявляла к российской петровской дипломатии. За короткий срок в условиях дефицита военных ресурсов, финансовых средств и возможностей влияния на союзников и державы антифранцузской коалиции он проделал огромный объем работы, добившись максимума возможного в данной ситуации: удержания датского союзника в войне, блокирования шведских сил в Померании и создания условий для подготовки совместной военной операции, реализованной в ходе первой Померанской кампании русской армии 1712-1713 гг.

Руденко Елена Николаевна. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ В ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ КРЫМА КАК ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ТУРИСТСКОГО ЗНАЧЕНИЙ (КОНЕЦ XVIII - XIX вв.)

Статья посвящена обзору средневековых памятников Крыма на основе систематического анализа многочисленных трудов, а также личных документов - записок, воспоминаний, путевых заметок иностранных путешественников. Безусловно, при изучении средневековых памятников Крымского полуострова в контексте мировой истории и культуры особое место отводится именно сведениям иностранных путешественников - одних из важнейших источников при изучении истории любого народа. Необходимо отметить, что после присоединения Крыма к России в 1783 году полуостров становится доступным для западноевропейских вояжеров, которые не только приезжали сюда как туристы, но и - как исследователи, которые собирали важную информацию об изученной местности. Они внесли весомый вклад в историко-краеведческое освоение Крыма в конце XVIII - XІX веках. Рассмотрены произведения следующих европейских исследователей: Элизабет Кравен, Эдварда Кларка, Мери Холдернесс, Марии Гатри, Карла Коха, Роберта Лайелла, Габриэля де Кастельно д'Ороса, Шарль-Жильбер Ромма, Фредерика Дюбуа де Монпере. Информация, содержащаяся в их трудах и путевых записках, весьма разнообразна, так как в них приведены сведения об истории края, его этническом составе и социальной структуре, урбанизационных процессах, состоянии средневековых памятников - описание руин итальянских укреплений полуострова (Кафы, Судака, Чембало), Херсонеса, пещерных городов Крыма (Мангупа, Чуфут-Кале). Благодаря поездкам в Крым путешественников из Англии, Франции, Пруссии, Швейцарии регион не только впервые был подробно изучен представителями эпохи Просвещения, но и нанесен на ментальную карту континента в европейском сознании в качестве неотъемлемой составляющей, которая доступна и открыта для последующего освоения.
This article is devoted to the review of Crimea’s medieval monuments, based on systematic analysis of numerous works, as well as private documents - memorandums, memories, travel notes of foreign travelers. Undoubtedly, during Crimea’s medieval monuments’ study in terms of world history and culture, a special attention is given particularly to the information from foreign travelers - one of the most important sources for research of history of any nation. It should be noted that after Crimea was joined to the Russia in 1783, the peninsula becomes available for West-European voyagers, who came here not only as tourists, but also as researchers, which gathered some important information about country they had studied. They made a great contribution to local history learning in late 18th-19th centuries. The works by following European researchers’: Elizabeth Craven, Edward Clark, Mary Holderness, Maria Gutrie, Carl Koch, Robert Liell, Gabriel de Castelno d’Orosa, Charles-Gilbert Romma, Frederick Dubua de Monpret. were considered. The information obtained from their works and travel notes is rather different, as they offer information about our land history its ethnic composition and social structure, urbanization processes, Medieval monuments condition, as well as peninsula Italian fortification ruins description (Kafa, Sudak, Chembalo), Khersones, cape settlements of Crimea (Mangup, Chuphut - Kale). Owing to the travelers from England, France, Prussia, Switzerland visits to Crimea, the region was not only studied in detail by еhe Age of Enlightenment representatives, but also marked on the mental continent map in European conscience, as an integral part, available and open for future study.

Федотов Сергей Петрович. ИСТОРИЯ ДИАЛОГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «АССОЦИАЦИИ ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ» АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Статья посвящена рассмотрению диалога Русской православной церкви и англикан в 60-е - 70-е годы XIX века. Этот период времени принято считать порой улучшения отношений православных и англикан. В 1862 году в Северной Америке был создан «Греко-русский комитет». Его целью было установление взаимоотношений с православными церквами Востока. Годом позднее в 1863 году подобный комитет был создан в Англии. Затем на его основе в 1863 году было создано «Общество восточных церквей». Деятельность этой организации получила положительный отклик в самой России. Общество издавало собственный журнал «Православно-кафолическое обозрение» («The Orthodox Catholic Review»). Главными целями ассоциации согласно его программе стало распространение в английском обществе сведений о православном мире . Инициаторами создания ассоциации стали «ветераны» Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон. В ее состав вошли духовенство и профессура - 282 человека, в том числе 16 епископов и архиепископов. Ассоциация организовывала паломничества и встречи. На заседаниях «Ассоциации восточных церквей» в большом количестве переводилась и издавалась житийная литература и сборники православных молитв, а также был выполнен перевод и печать книги Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии». Деятельность «Ассоциации восточных церквей» во второй половине XIX века сыграла важную роль в становлении диалога РПЦ и Англиканской церкви. Это объединение стало продолжением деятельности представителей «Оксфордского движения», целью которого было стремление к единению православных и англикан.
Article is devoted to consideration of dialogue of Russian Orthodox Church and Anglicans in 60-e - 70-e of the 19th century. This period of time is considered to be as time of improvement of the relations of Orthodox Christians and Anglicans. In 1862 in North America "The Greek-Russian committee" has been created. Formation of relationship with orthodox tserkva of the East was his purpose. Year later in 1863 the similar committee has been created in England. Then on his basis in 1863 "Society of the Eastern Churches" has been created. Activity of this organization has received a positive response in Russia. Society issued own magazine "Orthodox and Catholic Review" ("The Orthodox Catholic Review"). Distribution in the English society of data on the orthodox world became main goals of association according to his program. Initiators of creation of association of veterans steel of the Oxford movement E. Pyyuz, J. Kibl, G. Liddon. The clergy and professorate - 282 persons, including 16 bishops and archbishops were her part. The association organized pilgrimage and a meeting. At meetings of "Association of the Eastern Churches" in a large number zhitiyny literature and collections of orthodox prayers was translated and published, and also the translation and the printing of the book of N. V. Gogol of "Reflection about the Divine Liturgy" have been executed. Activity of "Association of the Eastern Churches" in the second half of the 19th century has played an important role in formation of dialogue of ROC and Anglican church. This association became continuation of activity of representatives of "The Oxford movement" which purpose was an aspiration to a unification of Orthodox Christians and Anglicans.

Филонов Владимир Иванович, Меркулов Павел Александрович. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РПЦ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XX ВЕКА

Статья посвящена периоду предвоенного взаимоотношения РПЦ и Англиканской церкви. Снижение активности диалога православных и англикан по причине обострения внешнеполитического положения Российской империи и Англии в последней четверти XIX века обернулось оживлением отношений РПЦ и Англиканской церкви в период подготовки и заключению военного союза «Антанта». Уже в 1903 году в ответ на обращение Константинопольского Патриарха Иоакима III ко всем Православным Церквам по вопросу их отношения к другим христианским конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В дальнейшем Святейшим Синодом РПЦ была образована комиссия в Составе виднейших богословов для обсуждения разногласия с английским вероисповеданием. В 1903 году в Россию приехал епископ Епископальной Англиканской церкви в США Ч. Графтон, с которым прибыли два его спутника диакон Фея и доктор В. Бирбек. На состоявшейся встрече епископ Графтон вручил митрополиту Антонию грамоту от своего первенствующего епископа, а также рекомендательное письмо председателя Комитета межцерковных сношений и свою иностранную записку о возможностях взаимного общения между англиканской и Русской церквами. В 1912 году в Россию прибыла целая группа англиканских епископов. Среди них находились видные деятели Англиканской церкви: епископ г. Уэйкфилда д-р Д. Иден, епископ г. Бангора д-р В. Уильям, епископ г. Эксетера д-р Арчибальд Робертсон, епископ г. Оссори д-р Джон Генри Бернард и известный богослов Джон Биркбек. В период пребывания в России гости провели ряд встреч с иерархами РПЦ. В 1914 году для изучения вопроса о взаимоотношении православных и англикан была образована Синодальная комиссия.
Article is devoted to the period of premilitary relation of ROC and Anglican church. Decrease of the activity of dialogue of Orthodox Christians and Anglicans because of an aggravation of a foreign policy provision of the Russian Empire and England on in the last quarter of the 19th century has turned back revival of the relations of ROC and Anglican church during preparation and to the conclusion of a military alliance "Entente". In 1903 in response to the address of the Constantinople Patriarch Jehoiakim III to all Orthodox Christians Tserkvam concerning their relation to other Christian faiths the Most sacred Synod of ROC has approved the existing friendly communications with Anglicans. Further the Most sacred Synod of ROC has formed the commission as a part of the most visible theologians for discussion of disagreement with the English religion. In 1903 to Russia there has arrived the bishop of Episcopal Anglican church to the USA Ch. Grafton with whom there have arrived two of his companions the deacon Feya and doctor V. Birbek. At the taken place meeting the bishop Grafton has handed to the metropolitan Anthony the letter from the taking priority bishop, and also the letter of recommendation of the chairman of Committee of the interchurch intercourses and the foreign note on opportunities of mutual communication between Anglican and the Russian tserkvama. In 1912 to Russia there has arrived the whole group of Anglican bishops. Among them there were eminent persons of Anglican church: bishop of Wakefield Dr. D. Eden, bishop of Bangor Dr. V. William, bishop of Exeter Dr. Archibald Robertson, bishop Mr. Ossori Dr. John Henry Bernard and famous theologian John Birkbek. During stay in Russia guests have held a number of meetings with hierarches of ROC. In 1914 for studying of a question of relation of Orthodox Christians and Anglicans the Synod commission has been formed.