Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №8 (3) (2016)
ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья посвящена истории становления и развития известного в России народного художественного промысла - Елецким кружевам. Автор прослеживает эволюцию художественных средств, которые использовали художники кружев на разных этапах его развития, выявляет имена художников и мастеров, внесших вклад в развитие промысла, определяет значение елецкого искусства кружевоплетения в отечественной художественной культуре. История елецкого кружева охватывает несколько столетий, хотя первые достоверные ее свидетельства - письменные источники и датированные произведения - относятся лишь ко второй половине XIX в. Бурно развиваясь на протяжении XIX столетия, кружевоплетение в Елецком уезде Орловской губернии к началу XX в. получило широкое распространение. При этом на рубеже веков сохранялись разные формы развития народного искусства - как домашнее ремесло, так и промысел, ориентированный на потребности города. Связи между производителями кружева и потребителями осуществлялись через гигантскую сеть перекупщиков, в зависимость к которым попадали кружевницы. В целях быстрого заработка резко снизилось качество изделий. В этот период в качестве противовеса скупщикам были организованы кустарные склады, частные кружевные школы, которые существенно изменили положение кружевниц и состояние промысла. В советский период (1918-1999 гг.) и в XXI в. художники и мастера елецкого кружева сохранили традиционную технологию плетения, своеобразный характер узоров, благодаря чему елецкие кружева всегда узнаваемы среди прочих кружевных центров. Однако под влиянием различных факторов экономики, идеологии, культуры в развитии елецкого промысла происходили сложные процессы, во многом нивелировавшие уникальные черты своеобразия местных кружев. И только благодаря деятельности талантливых художников, их тесному взаимодействию с ВДНХ, НИИХП, участию в многочисленных международных и Всероссийских выставках елецкое кружево получило широчайшую известность.
Ключевые слова
Елец; Елецкие кружева; Орловская губерния; народные художественные промыслы; Elets; Elets lace; Orel province; the people's major arts and crafts
YELETS LACE AS an OBJECT of HISTORICAL and CULTURAL HERITAGE
The article is devoted to the history of formation and development of the best-known in Russian folk art craft - Elets lace. The author traces the evolution of art means that artists have used the lace at various stages of its development, identifies the names of the artists and craftsmen who contributed to the development of the fishery determines the value of Yelets art of lace-making in the Russian artistic culture. The history of Yelets lace covers several centuries, although the first reliable its evidence - written sources and dated works belong only to the second half of the nineteenth century the Rapidly devel-oping throughout the nineteenth century, tatting in Yelets uyezd of the Oryol province to the beginning of the XX century became widespread. At the turn of the century remained different form of development of folk art - as a home craft and a craft that focuses on the needs of the city. Commu-nication between producers and consumers of lace was carried out through a gigantic network of dealers, in relation to which fell the lace-makers. For quick earnings fell sharply quality products. During this period, as opposed to the buyers of the crafts were organized warehouses, private lace school, which significantly changed the position of the lace and the status of the fishery. In the Soviet period (1918-1999 g.) and XXIC. artists and craftsmen Elets lace has retained the traditional technology of weaving, the peculiar nature of patterns, making Elets lace are always recognizable among the other lace centers. However, under the influence of various factors of economy, ideology, and culture in the development of Elets fishery is a complicated process, largely offset the unique features of the local originality of the lace.
Список литературы
-
Архив ЗАО фирмы «Елецкие кружева» (документы с 1921-2016 гг.)
-
ГАЛО.Ф.Р-1304. Оп. 1. Д. № 1
-
ГАОО.Ф.580. Оп.1. Д. № 2636
-
Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. - СПб., 1892.
-
Елецкие корни. Вып № 2. Семья Стаховичей (под ред. С.В. Красновой). - Елец, 1996.
-
Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы. - Елец, 2007.
-
Немирович-Данченко В.И. Из записных книжек // Елецкая быль. Вып. № 3. - Елец, 1994.
-
Новосельцев А.В., Соловьев В.С., Тропин Н.А. Воскресенский Собор г. Ельца. - Елец, 1997.
-
Пилюгин Ф.Н. Кружевной промысел в Ельце и уезде // Вестник Всероссийских съездов деятельности по кустарной промышленности. - СПб., 1913. - № 3. С. 23-31.
-
Русский военный костюм XVII-XX вв. - Л., 1988.
-
Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. - М., 1916.
-
Труды III Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности. Вып. № 1. - СПб., 1913.
-
Фалеева В.П. Русское плетеное кружево. - Л., 1983.