Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №8 (3) (2016)
«ВНУТРЕННЯЯ ИСТОРИЯ» НАРОДА И ЕЕ ТЕОРЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ 30 - 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
В статье рассматриваются основные тенденции смены и разрушения устойчивых гносеологических ориентаций в 30 - 40-е годы XIX века, связанных с напряженными поисками «духа истории». Феномен русского исторического сознания объясняется тем, что процесс утверждения национальной историософии и формирования основных принципов историзма осуществляется не в научной мысли, а в недрах художественной литературы. В свою очередь, актуализированные в сфере методологии исторической науки концептуальные модели истории влияют на художественное сознание. В результате сложно коррелирующие между собой историографический и художественный контексты порождают ряд интеллектуальных открытий и одновременно ряд существенных противоречий. В статье доказывается, что художественно-эстетическая мысль неразрывно связана с религиозно-философской и этической, а содержательная доминанта переносится с «внешней» (событийной) истории во «внутреннюю» (нравственно-психологическую). Это неизбежно выявляет новые качества исторических событий с позиций гуманистической оценки индивида - этика рассматривается не только как высшее проявление духовности, но и включается в систему политических понятий, с которыми взаимодействует объективно-исторический смысл деятельности людей, а этнопсихология предлагается и как методологическая основа историко-научного сочинения, и как принцип художественного творчества. При этом ставший внешним морально-психологический принцип оценки событий, поступков, явлений и процессов постепенно подменяет глубинно-сущностный, социально-исторический: понятия «внешнего» и «внутреннего» как бы «переворачиваются». Подобная подмена позволяет выявить парадоксальность самой концепции «внутренняя история», которая, тем не менее, определила специфичность и идентичность научно-исторического и художественно-исторического контекстов 30 - 40-х годов.
Ключевые слова
«внутренняя история»; «внешняя история»; историософия; этнопсихология; историческая нравственность; историческая драматургия; архетипическая традиция; “inner history”; “outer history”; historiosophy; ethnopsychology; historical morality; historical dramatic ar
INSIDE STORY" OF THE PEOPLE AND ITS THEORETICAL AND ARTISTIC.-TION OF 30 - 40-IES OF THE XIX CENTURY
The artcle deals with the main trends in the change and stratification of traditional gnosiological orientations in the 30s-40s of the XIX-th century connected with the intensive search of “the spirit of history”. The phenomenon of the Russian historical conscience is explained by the fact that the process of national historiosophy establishment and formation of the main principles of historical method is realized not in the scientific thought but in the depths of fiction. In its turn, conceptual models of history, actualized in the sphere of historical method, influence the artistic conscience. As a result, historiographic and artistic contexts that correlated with each other in a complicated way generate a series of intellectual discoveries and simultaneously a series of contradictions. The article proves that artistic and aesthetic thought appears to be indissolubly connected with religious-philosophic and ethic one and the content dominant is transferred from the “outer”(event) history to the “inner” (moral and psychological) one. This transference inevitably reveals new qualities of historical events from the positions of individual's humanist estimation - ethics is not only considered as the highest manifestation of spirituality but is included into the system of political concepts, which are connected with objective-historical sense of people's activity, and ethnopsychology is suggested as both methodological basis of historical-scientific composing and the principle of artistic creative work. At the same time the “outer” moral-psychological principle of estimating events, actions, phenomena and processes gradually replaces the deep essence, social-historical one: the concepts of “the outer” and “the inner”seem “to turn over”. Such a replacement allows to reveal the paradoxical character of the concept “inner history”, which, nevertheless, determined the specific character and identity of scientific-historical and artistic-historical contexts of the 30s-40s.
Список литературы
-
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13. - М. - Л., 1953-1959.
-
Венелин Ю.И. О характере народных песен и славян задунайских. - М., 1835.
-
Венелин Ю.И. Об источнике народной поэзии вообще и южнорусской в особенности. - М., 1834.
-
Володин А.И. Проблема единства личного и общественного в творчестве Герцена // Очерки истории русской этической мысли. - М., 1976.
-
Зубов В.П. Избранные труды по истории философии и эстетики. - М., 2004.
-
Кант И. Сочинения: в 6 т. - М., 1963-1966.
-
Киреевский И. Обозрение современного состояния литературы // Полн. собр. соч.: в 12 т. - М., 1911. - Т. 1.
-
Очерки истории русской театральной критики. Кн. 1-3. Л., 1975-1979.
-
Погодин М.П. Исторические афоризмы. - М., 1836.
-
Полевой Н.А. О купеческом звании. - М., 1832.
-
Реизов Б.Г. Французская романтическая историография Б.Г. Реизов. - Л., 1936.
-
Эткинд А. Новый историзм, русская версия // НЛО. - 2001. - С. 47.
-
New Historicism and Renaissance Drama, ed. Richard Wilson and Richard Dutton. - London, 1992.
-
The New Historicism Reader, ed. A.E.Veeser. - New York, 1994.