Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №8 (3) (2016)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РПЦ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «РУССКОГО КАТОЛИЦИЗМА» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ
В статье анализируется смысловая составляющая термина «русский католицизм», истоки и ключевые моменты развития данного явления в русской истории. Автор делает попытку проследить общую логику развития «русского католицизма» в исторической динамике, дать характеристику многоплановости этого сложного явления, исследовать причины расцвета филокатолических настроений в российском обществе в ХIХ веке. Проблема взаимоотношения и взаимовлияния православия и католичества имеет давнюю историю. Раскол произошел в 1054 году, и богословы до сих пор спорят, патриарх ли Керулларий увел византийскую церковь в сторону от истины, или Рим отпал от православия. Трещина постепенно превратилась в пропасть, вместе с церквами разделив и народы. К середине ХIХ века Россия сталкивается со странным феноменом - часть русских аристократов начинает переходить в лоно римско-католической церкви. Как же стало это возможным в стране, где православные традиции так строго охранялись? Если переход православного в католицизм рассматривался как государственное преступление? Примером настороженно-враждебного отношения к католицизму можно считать творчество Ф. М. Достоевского. Так, герой одного из его произведений князь Мышкин решительно объявлял католичество нехристианской верой. Феномен «русского католицизма», видимо, берет свое начало еще в середине ХVIII века, когда императрица Екатерина II приютила в России орден иезуитов. Пансионы, колледжи, предлагавшие опытных учителей и прекрасное образование, вызвали интерес у русской знати. И значительное количество молодых представителей аристократических семейств получило образование именно в этих учебных заведениях.
Ключевые слова
русский католицизм; конфессиональная либерализация; русская католическая церковь византийского обряда; католическая церковь; Russian Catholicism; confessional liberalization; Russian Catholic church of the Byzantine Rite; Catholic church
IN the SECOND HALF of the XIX Century. THE HISTORY OF THE FORMATION OF RELATIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND REPRESENTATIVES OF THE "RUSSIAN CATHOLICISM IN THE RUSSIAN EMPIRE IN XIX CENTURY
In article the semantic component of the term "Russian Catholicism", sources and the key moments of development of this phenomenon in the Russian history is analyzed. The author does attempt to track the general logic of development of "the Russian Catholicism" in historical dynamics, to give the characteristic of diversity of this difficult phenomenon, to investigate the reasons of blossoming of phylocatholic moods in the Russian society in the XIX century. The problem of relationship and interference of Orthodoxy and Catholicism has an old story. Split has taken place in 1054 and theologians still argue whether the patriarch Kerullary has taken away the Byzantine church from truth aside, or Rome has disappeared from Orthodoxy. The crack has gradually turned into an abyss, together with tserkva having divided also the people. To the middle of H1H of a century Russia faces a strange phenomenon - the part of the Russian aristocrats begins to pass into a bosom of the Roman Catholic Church. How it has become possible in the country where orthodox traditions were so strictly protected? If transition of the Orthodox Christian to Catholicism was considered as a high treason? As example watchfully - the hostile relation to Catholicism it is possible to consider F.M. Dostoyevsky's creativity. So, the hero of one of his works prince Myshkin resolutely declared Catholicism non-Christian belief. The phenomenon of "the Russian Catholicism", probably, originates in the middle of the XVIII century when the empress Catherine II has sheltered in Russia an award of Jesuits. The boards, colleges offering skilled teachers and fine education have caused interest in the Russian nobility. And a significant amount of young representatives of aristocratic families has got an education in these educational institutions.
Список литературы
-
Нежный А. Католики в «Третьем Риме» // Московские новости. - 1991. - № 26.
-
Гагарин И.С. О примирении русской церкви с римскою / Пер. И.М. Мартынова. - Париж, 1858.
-
Данилевский Н.Я. Европа и Россия. - М., 1991.
-
Цит. по: Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
-
Филонов В.И. Идея всеединства В.С. Соловьева. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 3 (17).
-
Филонов В.И. Формирование отношения русских мыслителей к идее католического экуменизма конца XIX начало XX века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (42).