Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №9 (4) (2016)
ФОРМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫМ ПОКОЛЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В 1920-1930-е гг
Статья посвящена вопросу самоидентификации молодежи Русского зарубежья в 1920-1930-е годы. Процесс «денационализации» - именно это понятие применяли сами эмигранты для характеристики процесса утраты своей культурной идентичности - различался по странам расселения и возрастным группам. Проблема сохранения родной культуры, истории, языка встала наиболее остро перед подрастающим поколением, покинувшим Россию еще в детском возрасте. Опираясь на архивные материалы и опубликованные источники, авторы выделяют несколько форм сохранения культурной идентичности молодежью Русского зарубежья: создание русских школ, проведение праздников, возникновение эмигрантских праздников, деятельность юношеских объединений под патронажем взрослых, студенческих объединений, общественно-политических организаций молодежи. Русские школы и отделения рассматривались эмигрантами в качестве главного механизма передачи знаний по отечественной истории, родной культуре и языку. Эмигрантские праздники были призваны не только объединить русскоговорящую общину в эмиграции, но и обратить внимание правительств и общественности принимающей страны на проблемы эмигрантов. Детско-юношеские организации были представлены юными витязями, скаутами, юными разведчиками. Свою деятельность они вели под покровительством старшего поколения, в частности представителей Дома Романовых. Во многом это определило монархическую и православную направленность деятельности организаций. Студенческие объединения, главной целью которых была поддержка студентов из числа эмигрантов, также занимались просветительской работой. Общественно-политическую деятельность молодежных организаций старшего возраста, их самоорганизаци мы можем рассматривать как попытку консолидировать молодежную эмигрантскую общину и сохранить свою идентичность. Рассмотренные механизмы передачи традиций дореволюционной России способствовали конструированию исторической памяти, которая создавала положительный образ Родины. Российским послереволюционным эмигрантам в большинстве своем удалось избежать ассимиляции и сохранить свою культурную идентичность. Формы сохранения культурной идентичности, возникшие в среде российской эмиграции в 1920 - 1930-е годы, были попыткой консолидации эмигрантской общины и стали основой для возникновения феномена «Зарубежная Россия».
Ключевые слова
идентичность; эмиграция; Русское зарубежье; молодежь; история России; identity; emigration; Russian abroad; youth; the history of Russia
FORMS OF PRESERVATION of CULTURAL IDENTI-TY OF THE YOUNGER GENERATION of RUSSIAN EMIGRANTS IN the 1920-1930s
The article focuses on the issues of identification and identity of the younger generation of Russian emigration in 1920-1930s. The problem of preservation of native culture, history, language is very important for the younger generation, who left Russia in childhood. The article shows the process of "denationalization" - a concept, that is used by immigrants themselves to describe the process of losing their cultural identity, it varied in different resettlement countries and age groups. Based on archive materials and published sources, the author identifies several forms of preserving the cultural identity of the Russian Diaspora youth: the creation of Russian schools, holding celebrations (950 years from the day of the Baptism of Russia, the establishment of Moscow State University), the occurrence of emigrant celebrations: "The Day of the Russian Culture", "Day of a Russian child ", the activities of youth associations under the patronage of adults, students' unions, political youth organizations. The functioning of Russian schools and offices served as the principal transmission mechanism of knowledge of national history, culture and language. The set up of emigrant holidays such as "Day of Russian culture" and "Say of the Russian child" was not only due to intention to gather Russian-speaking community in emigration, but to draw the attention of government and people of the host country to the problems of immigrants. Youth organizations were presented by the young knights, scouts, young scouts. Their activities were conducted under the auspices of the older generation, in particular representatives of the Romanov dynasty. This is largely determined monarchist and Orthodox organizations. Student organizations whose primary purpose was the support of students among the emigrants, were also engaged in educational work. Socio-political activity of youth organizations of older generation is also high, their self-organization can be considered as an attempt to consolidate the youth of the emigrant community and to preserve their identity.The author concludes that mechanisms of transmission of traditions of pre-revolutionary Russia contributed to construction of historical memory, that created a positive image of the homeland, and at the same time allowed them to integrate into the host community. Post-revolutionary Russian emigrants mostly managed to avoid assimilation and maintain their cultural identity, while actively integrated into the host community. Forms of preservation of cultural identity, that rose in the environment of Russian emigration in 1920-1930s were attempts of consolidating of the émigré community and became the basis for the emergence of the phenomenon of "Russian Abroad".
Список литературы
-
Берри Дж., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 560 с.
-
Библиотека-фонд «Русское зарубежье» (БФРЗ) Ф.2. Оп. 1. К. 3.: Д.33 Письмо Н.Зернова к кн. Н.Л.Оболенскому от 16.01.1926, Париж. Л. 19-21. Д.35. Письмо И.Л.Клочко к кн. Н.Л.Оболенскому. 21.06./04.07. 1925 Царьград. Л.8-8 об.
-
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5932. Оп.1.
-
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5851. Оп. 1.
-
Дети русской эмиграции. Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники. М.: ТЕРРА- TERRA, 1997. 493 с.
-
Игнатович И. В. Музыкальное воспитание во внешкольной работе в Русском зарубежье первой половины XX века. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-1. С.116-119.
-
Климович Л.В. Идеология и деятельность молодежных организаций Русского зарубежья в 1920 - начале 1940-х гг. (на материалах Союза Младороссов и Национального союза нового поколения) дис. к. ист. наук. Саратов, 2010. 197 с.
-
Кудряшова С. К. Особенности национального воспитания детей и подростков в условиях эмиграции «первой волны» // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012. Доступ: http://sibac.info/conf/innovation/xi/28811 (проверено 02.05.2016)
-
Яковлева М.Г. Проблемы воспитания детей русских эмигрантов во Франции (1918-1939 гг.) //Труды кафедры нового и новейшего времени. СПб: СПбГУ. 2013. С.153-158.