Журнал «История: факты и символы»
Аннотации статей.
Кирсанов Р.С., Камардин И.Н.. БУДНИ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1928-1938 гг
Статья посвящена трудовой повседневности рабочих Средней Волги. Особый акцент авторы делают на условиях труда на промышленных предприятиях. Основываясь на архивных материалах, в статье показываются положительные и отрицательные стороны охраны труда на заводах и фабриках в 1928 - 1938 гг. Условия труда в годы индустриализации советская власть стала рассматривать как один из факторов мотивации работника к труду. Поэтому на охрану труда предприятиям выделялись значительные финансовые средства. Целью работы является рассмотрение условий и охраны труда на промышленных предприятиях Среднего Поволжья в указанный выше период. Обоснованность результатов исследования обеспечена введением в научный оборот целого ряда новых исторических источников. В методологию статьи положены методы анализа и синтеза исторических фактов, а также статистический метод, позволяющий проанализировать статистические данные. Изучены причины и особенности отрицательного состояния охраны труда на промышленных предприятиях Среднего Поволжья. Проанализирована конкретно-историческая информация, позволяющая наиболее чётко показать условия труда рабочих в годы индустриализации. На основе анализа и синтеза исторических источников, сделаны выводы по неудовлетворительному состоянию условий труда. Это было связано с форсированной индустриализацией, когда в первую очередь заботились об ускоренном промышленном росте, чем о жизни и здоровье людей.
The article is devoted work every day working of the Middle Volga. Special ak-cent authors make working conditions in the industry. Based on archival materials, the article shows the positive and negative aspects of occupational safety and health in factories in 1928-1938 gg. Working conditions in the years of industrialization Soviet regime became regarded as one of the factors mo-tivating the employee to work. Therefore, the protection of labor enterprises allocated significant funds.The validity of the results of the study provided the Introduction-ted in the scientific revolution of a number of new historical sources. The methodology of the article on the method of analysis and synthesis of historical facts; a statistical method to analyze statistical data.To study the causes and characteristics of the negative state of labor protection in industrial enterprises of the Middle Volga. It analyzed the concrete-but-historical information, allowing most clearly show the working conditions Rabo sneeze in the years of industrialization.Based on the analysis and synthesis of historical sources, conclusions on the unsatisfactory state of working conditions. This was due primarily to the rapid industrialization that primarily care about the accelerated industrial growth than the life and health of people.
Шапиро Б.Л.. ГЕРБОВОЕ УБРАНСТВО ЦАРСКОЙ ЛОШАДИ: РОССИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ
Гербовое убранство во все периоды истории было значимым компонентом в системе выстраивания иерархии власти. Особое место в этой системе принадлежит царской лошади, убранство которой представляло фон для восприятия образа государя. Отмеченное государственной символикой, такое убранство приобретало особый статус, выделяясь из массы вещей, предназначенных для повседневного царского обихода. В России позднего Средневековья и Нового времени сюжеты гербовых вещей имели вполне конкретно понимаемую современниками символическую основу. Традиционными для украшения парадного убранства царской лошади были изображения ездеца и фигуры четырех животных: грифона, орла, единорога и льва, которые следует рассматривать в качестве единой российской государственной символической системы. В этом контексте нами анализируется конское убранство в целом. Подробно исследуется весь предметный ряд, составляющий убранство царской лошади, с акцентированием внимания на наиболее значимых для русской церемониальной культуры вещах. Это подлинные памятники прикладного искусства из собраний отечественных музеев, которые интерпретируются посредством описей имущества и исторического нарратива. Отдельное внимание уделяется убранству, принадлежащему личным лошадям русских правителей от Ивана Грозного до Николая II. В результате работы уточнен предметный ряд, составляющий гербовое убранство царской лошади, а также выявлены и идентифицированы подлинные предметы такого рода, находящиеся в отечественных музейных собраниях. Определена роль гербового конского убранства в формировании образа властителя. При всем его разнообразии в разные исторические периоды оно прежде всего служило формированию образа могущественного властителя, выступая как форма репрезентации власти в вещно-предметном мире.
Armorial decoration in all periods of history was an important component in the hierarchy of power. A special place in this system belongs to the royal horses, whose decoration is a background for the perception of the image of the ruler. Marked state symbols, this decorations has gained a special status, standing out from the mass of things intended for everyday of the tsarist household. The stories of armorial items have a specific symbolic basis in Russia of the late Middle Ages and Modern Times. The traditional images for decoration of ceremonial attire of the royal horses is Rider and heraldic figures of four animals: a griffin, the eagle, the lion and the unicorn, which should be seen as a unified Russian state symbol system. In this context, we analyzed the whole horse trappings. We examine in detail all the decoration of the royal horse, with a focus on the most significant objects in the Russian ceremonial culture. This is authentic monuments of applied art from the collections of Russian museums, which are interpreted by the property inventory and historical narrative. Special attention is paid to the decoration belonging to private horses of Russian rulers from Ivan the Terrible to Nicholas II. As a result we updated a number of armorial royal horse harness, but also revealed and identified the real objects of this kind are in the Russian museum collections. Define the role of armorial horse harness in shaping the image of the ruler. For all its diversity in different historical periods, first of all it helps to create the image of a powerful ruler, acting as a form of representation of power in the proprietary world of objects.
Черников С.Н.. ИЗМЕНЕНИЯ В МАТЕРИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НА СЕЛЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 1965-1980 гг
В статье рассматривается материальное стимулирование в сельском хозяйстве на Кубани, а также процесс перехода на гарантированную денежную оплату труда в 1965-1980 гг. Основное внимание автор уделяет новым формам организации труда, которые повлияли на укрепление экономики колхозов, изменениям в материальной заинтересованности колхозников и работников совхоза, проблемам роста благосостояния сельского населения Краснодарского края. Хотя азличные формы организации труда в агропромышленном комплексе страны и получили освещение в ряде научных публикаций, однако вопросы оплаты труда колхозников и работников совхоза, льгот и поощрений в сельском хозяйстве, а также социальных условий, созданных для колхозников и их семей на Кубани в 1965-1980 гг., практически не исследованы. Их изучение является целью данной статьи.
The development of agriculture is given priority in Russia today. This fact is explained by necessity of ensuring food security. Considerable experience in agriculture has gained for the preceding period of time. Among the lines of social development of rural areas special focus was on change in villagers’ nature of work and welfare gain, strengthening infrastructure development, improvement of culture and etc.Paying attention to the development of rural areas, state and farm investments, labor of villagers couldn’t help improving their living conditions. Firstly it should be noted that living conditions improved both due to house building by kolkhozes (collective farms), sovkhozes (state farms) and other organizations and due to private house building. The article deals with material incentives in agriculture in Kuban, the process of transition to monetary guaranteed payment in 1965-1980. The author highlights new forms of labor organization which influenced on strengthening economy of kolkhozes, change in material interest of kolkhozniks and sovkhozniks, and problems of growth in prosperity of rural population of Krasnodar region.Different forms of labor organization in national agribusiness have been covered in some papers however payment of kolkhozniks and sovkhozniks, benefits and incentives in agriculture, as well as social conditions for kolkhozniks and their families are scarcely studied. So the purpose of this article is to study them.
Шалак М.Е., Логвинова И.К.. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИНОСТРАНЦЕВ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв
Публикуемая статья посвящена анализу нарративных источников иностранного происхождения в период Смутного времени или непосредственно накануне его событий на предмет выявления сведений, относящихся к исторической географии Крымского ханства, одного из сильнейших государств юго-восточной Европы XVI - начала XVII вв., вызывавшего интерес у западноевропейского общества. Наряду с военным делом крымских татар, иностранцы оставили ценные сведения относительно исторической географии Крымского ханства. При всей субъективности произведений, созданных иностранными дипломатами, путешественниками и авантюристами, они представляют большой интерес в связи с тем, что нередко дополняют традиционное описание и вводят в научный оборот новые данные. Рассмотренные в статье источники до настоящего времени специально не анализировались, в чем заключается определенная новизна представленного исследования.
The article is devoted to the narrative sources of foreign origin late 16th-early 17th centuries to identify information relevant to the historical geography of the Crimean Khanate in this period. These journalistic works created by foreign diplomats, travelers and adventurers themselves are of great interest to study in connection with the fact that reflect the subjective point of view of authors to the described event. Most of them are devoted to the description of Muscovy during Troubled times or immediately prior to its events. Foreigners tried not just to describe events, witnesses or parties to which they were, but also try to sanctify as widely as possible the life and customs, culture and nature, the economy and social order of the country in which they find themselves. They are not spared and the Crimean Khanate, one of the strongest States in South-Eastern Europe at the time, caused no little interest among Western European society. Along with the military case of Crimean Tatars, especially attracting the attention of foreigners, they left and very valuable information on the historical geography of the Crimean Khanate in the late 16th and early 17th centuries. The information on the historical geography of the Crimean Khanate, discussed in this article has not specifically investigated. This seems to be a certain novelty is represented by the study.
Овчинникова Ю.С.. АКСИОЛОГИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ - НАЧАЛА XXI вв
Статья посвящена осмыслению аксиологии миротворчества в этнической музыке второй половины ХХ - начала XXI вв. На основе анализа таких направлений, как «Фольклорное возрождение», «Новая Песня», «Песня протеста», а также «Мировая музыка» автор приходит к следующим выводам. 1. Ведущей идеей для этномузыкантов рубежа веков стало понимание творчества и музыкального инструмента как оружия борьбы и как средства достижения мира. 2. Идея миросозидания нашла отражение в следующих образах и мотивах этномузыкального творчества: образ детей как символа будущего, находящегося под угрозой уничтожения из-за непрекращающихся войн; призыв к осознанию каждым человеком личной ответственности за войны и за то, что происходит в мире; метафора границы, сочетающая мотив объединения друзей, единомышенников и мотив ограждения от хаоса; осмысление ценностей собственной этнокультуры и духовной связи с родиной; пробуждение этноисторической памяти; утверждение любви и живого сердца как главного критерия истины; общинная этика и призыв к братству; мотив примирения и духовного исцеления человечества. 3. Песни о мире, написанные этническими музыкантами, стали своего рода миротворческим манифестом, подхваченным и включенным в собственный репертуар исполнителями других стран. 4. Международные фестивали выявили музыку как средство межкультурного диалога и миросозидания. 5. Обучение и творческое освоение представителями разных стран музыкального языка других народов ведет к развитию культуры мира и межкультурной сензитивности, к осмыслению на новом качественном уровне собственной этнокультурной идентичности и общности традиционной аксиологии. 6. Для этномузыкантов важными средствами распространения миротворческих идей становится использование интернета и современных технических возможностей аудио- и видеозаписи.
The article is focused on axiology of peacekeeping in ethnic music of the second half of the XX - beginning of the XXI centuries. On the base of analysis of such movements as Folk Revival, Nueva Canción, Protest song and World Music the author comes to the following conclusions. 1. The important idea for ethnic musicians of the turn of the century is the understanding of creativity and of musical instrument as weapon in struggle for peace and as means for peacekeeping. 2. The idea of peacekeeping is reflected in the following images and motives in creative works of ethnic musicians: image of children as symbol of future being under threat because of running wars; call to realize by everyone his own responsibility for wars and for what is going on in the world; the metaphor of the border combining the motive of uniting of friends and likeminded people and the motive of protection from chaos; comprehension of traditional values and of spiritual connections with motherland; raising of ethnic history memory; manifesting of love and of live heart as key criteria of the truth; communal ethics and call to brotherhood; the motive of reconciliation and of spiritual healing of mankind. 3. Songs of peace written by ethnic musicians became a kind of peacekeeping manifest that was accepted by performers of other countries and included in their own repertoire. 4. International musical festivals brought to light music as means of intercultural dialogue and of peacekeeping. 5. Creative study of ethnical music language by representatives of other countries helps to develop culture of peace and intercultural sensitivity, leads to redefining of ethnic cultural identity and to understanding of commonness of traditional axiology. 6.The special aspect of modern ethnic music projects is using of Internet and technical means of audio- and video- recordings for realization of peacekeeping ideas.
Седова О.В.. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СОСЛОВИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СКАНДИНАВИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «СТАРШАЯ ЭДДА»)
В статье рассматривается цветовая символика сословий в скандинавском обществе на материале поэмы «Старшая Эдда» - поэтическом сборнике древнеисландских песен о богах и героях германо-скандинавской мифологии и истории, сохранившемся в древнеисландской рукописи второй половины XIII века. Исследуется «Песнь о Риге», входящая в «Старшую Эдду» и повествующая о возникновении в Скандинавии трех сословий: ярлов, карлов и трэллов, каждое из которых обязано своим происхождением богу Ригу-Хеймдаллю и соотнесено с тремя цветами: черным, красным и белым. Черным цветом маркированы трэллы - представители низшего сословия, которые в скандинавском обществе рассматривались как рабы. Красным цветом характеризовались карлы или бонды - свободные владевшие хозяйством люди, среди которых имелись как бедные крестьяне, так и богатые землевладельцы и скотоводы. С белым цветом ассоциировались ярлы - представители сословия знати. Каждый из этих цветов характеризуется своей символикой. Так, черный цвет имеет отрицательные значения «нечистоты», «грязи», «уныния», «печали», «мрака». Красный цвет обладает витальными свойствами, является цветом жизни, энергии, здоровья. Белый цвет соотносится с семантикой «божественности», «безгрешности» и «праведности». Белый, черный, красный цвета, характеризующие три сословия в Скандинавии, упоминаются во многих мифах народов мира, повествующих о создании людей и стремящихся объяснить расовые различия. Распределение сословий по цветовому признаку, художественно представленное в «Старшей Эдде», соотносится с делением общества на сословия-варны, принятом в Индии. Черный, красный и белый цвета играли важную роль в государственной атрибутике германских народов. Они являлись цветами государственного флага Северо-Германского союза, а затем и Германской империи. Таким образом, цвет является одновременно языковым и экстралингвистическим фактом, в котором заложена историко-культурная информация, накопленная этносом.
The article deals with the color symbolism of the classes in Scandinavian society based on the poem “The Elder Edda“. “The Elder Edda“ is a collection of Old Norse poems about the gods and heroes, composed in the second half of the XIII century.The author explores the poem “Rígsmál“, which is included in “The Elder Edda“.“Rígsmál“ is an Eddic poem in which a Norse god named, fathers the classes of mankind (thrall, churl, earl). Each class has its own color.Thrall (slave) is described as black.Churl (freeman) is described as red. Earl (noble) is described as white.Each of these colors has its own symbolic. The colorblack symbolizes the dirt, depression, sadness, darkness. The colorred symbolizes life, energy, health. The color white symbolizes divinity, sanctity and righteousness. White, black, red colors that characterize three classes of Scandinavia are mentioned in many myths of the world, which tell of the creation of humans and seek to explain racial differences.The color symbolism of the classes presented in “The Elder Edda“ relates to the caste system in India. Black, red and white colors played an important role in the attributes of a state of the Germanic peoples.They were the colors of the national flag of the North German Union and of the German Empire. Thus, color is a linguistic and extralinguistic phenomenon, which has historical and cultural information accumulated by ethnos.
Сосновская И.А.. ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБЩЕСТВА (К 120-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ): ПО ДОКУМЕНТАМ И ПЕЧАТНЫМ ИСТОЧНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В публикации рассматривается деятельность Орловского ветеринарного общества, одного из первых специализированных обществ подобного рода в российской провинции. В представленной статье на основе архивных документов и печатных источников освещаются особенности его организации и основные направления работы: научное, издательское, просветительское, практические мероприятия санитарно-эпидемического характера. Члены Орловского ветеринарного общества занимались сбором и изучением статистических данных о состоянии губернии в санитарном отношении, издавали сборники, в которых публиковали отчеты о своей научной деятельности и разработках. В рамках просветительской работы они популяризировали профессиональные знания среди населения, проводили конкурсные исследовательские работы, приобретали специализированные издания для библиотеки Общества. Ветеринары лечили животных, активно участвовали в разработке вопросов ветеринарно-санитарного контроля на орловских бойнях, занимались распространением вакцин против эпизоотий. Заслугой членов Общества является непосредственное участие в организации орловской губернской земской бактериологической лаборатории, основные цели которой заключались в изготовлении вакцины, проведении диагностических исследований эпизоотий и подготовке бактериологов. Одним из учредителей Общества и первым его председателем был известный частнопрактикующий ветеринар г. Орла С.К. Живописцев, открывший одну из первых в России лабораторий по производству вакцины против оспы. Сплоченные профессиональным духом ветеринары организовали значительную работу по оказанию помощи нуждавшимся коллегам и их семьям. В работе сделан вывод о разностороннем и продуктивном характере деятельностичленов Орловского ветеринарного общества, что способствовало развитию ветеринарии в регионе в конце XIX - начале XX вв.
In the article the activity of the Orel veterinary society, one of the first specialized societies of veterinary medicine which have been formed in Russian province, is given. In this article the peculia rities of its organization and the main directions of the activity are presented on the basis of archival documents and printed sources, for example, scientific, publishing, educational, practical affairs of sanitary and epidemic work. The members of the Orel veterinary society collected and studied statistics on the sanitary condition of the Orel рrovinсe, published source books with reports about their scientific activity and elaborations. As part of the educational activity they popularized professional knowledges among people, conducted competitive research works, got specialized editions for the library of the Orel veterinary society. The members of the Orel veterinary society cured animals, actively took part in research of questions of veterinary and sanitary control at the town slaughter houses, distributed vaccines against epizooties. The merit of the members of the Orel veterinary society was the participation in the organization of the Orel рrovinсial zemsky bacteriological laboratory, its main objectives were following: manufacture of vaccines, conducting diagnostic studies of epizooties and training specialists of bacteriology.One of the founders of the Orel veterinary society, its first president was the famous privately practicing veterinarian of Orel S.K. Zhivopiscev, who established one of the first smallpox laboratories in Russia. The united by professional spirit veterinarians of the Orel veterinary society organized the significant work to help to the needy colleagues and their families. In this work it is concluded on the versatile and efficient character of the activity of the members of the Orel veterinary society to development of veterinary medicine in the Orel рrovinсe in the end of the XIX - the beginning of the XX centuries.
Иванов М.А.. НИЖЕГОРОДСКОЕ КУПЕЧЕСТВО В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА: ЧИСЛЕННОСТЬ И ГИЛЬДЕЙСКИЙ СОСТАВ
Формирование системы купеческих гильдий сопровождалось активной государственной политикой в отношении купеческого сословия. С одной стороны, государство стремилось повысить юридический и экономический статус купечества, давая ему новые льготы в промышленной и торговой деятельности. С другой стороны, усиливало налоговое давление, периодически повышая размеры объявленного капитала и вводя новые пошлины. Данная политика во многом оказывала существенное воздействие на численность купеческого сословия, его гильдейский состав и формирование крупных купеческих династий. В последнее десятилетие появился целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам истории провинциального купечества. Среди них проблемы формирования профессиональной деятельности купечества, благотворительности, менталитета купечества уездных городов, зарождения и развития крупных купеческих династий, складывания гильдейских капиталов. Поднимаются вопросы о социальных источниках купеческого сословия. Немаловажной является проблема организации экономических связей между провинциальными и столичными городами, роль в данном процессе купеческого сословия. Наиболее спорным моментом в отечественной историографии является вопрос о влиянии государственной политики на формирование и развитие купеческого сословия. Различные авторы на примере отдельных регионов пытаются проследить процесс формирования местного купечества в условиях противоречивой экономической и сословной политики государства конца XVIII - первой четверти XIX века. Основная задача нашей работы - рассмотреть, как данный процесс происходил в Нижнем Новгороде.
Formation of system of merchant guilds, accompanied by active government policy in relation to the merchant class. On the one hand, the government has sought to improve the legal and economic status of merchants, giving him new benefits to industrial and commercial activities. On the other hand, increased the tax pressure, periodically increasing the size of the declared capital and introducing new duties. In turn, this policy, in many ways has a significant impact on the number of merchants, his guild composition and the formation of large merchant dynasties. In the last decade there was a number of dissertation research on various aspects of the history of the provincial merchant class. Among them, the problem of formation of the professional activities of the merchants, charity mentality merchants county-level cities, the origin and development of large merchant dynasties, folding guild capital. Raises questions about the social sources of the merchant class. Not less important is the problem of the organization of economic relations between provincial and capital cities, a role in this process, the merchant class. The most controversial point in the national historiography, is the question of the impact of public policy on the formation and development of the merchant class. Modern researchers are trying to take a position with respect to the average. Singling, both positive and negative aspects of the interaction of the merchants and the state by various authors on the example of some regions, trying to trace the process of formation of local merchants in a contradictory economic and social class policy, the end of the first quarter of the XVIII-XIX century. The main objective of our work is to consider how this process took place in Nizhny Novgorod.
Ткаченко Д.С.. ОБРАЗ ГЕНЕРАЛА П.С. КОТЛЯРЕВСКОГО В ИМПЕРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И МЕМОРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАВКАЗЕ В XIX в
Статья посвящена изучению механизмов коммеморационной деятельности Кавказской военной администрации во второй половине XIX в. На основе архивного материала и изданий конца XIX - начала XX вв. в ней рассматривается военная карьера П.С. Котляревского как типичного деятеля военно-политической истории времени присоединения южных и юго-восточных регионов Кавказа к Российской империи. Автор широко применяет наработки западной методологии к анализу российской практики коммеморации деятелей времен Кавказской войны. В статье подчеркивается, что фигура П.С. Котляревского, несмотря на неоднозначность самих военно-политических мероприятий Российской империи, в реализацию которых он был вовлечен, открывала широкий простор для имперских идеологических построений. При этом реальная судьба тяжелораненого генерала отходила на второй план перед той «фоновой историей», которую для его мемориализации создавали идеологи середины XIX в. Функции трансляции имперской легенды выполняли памятники, открытые П.С. Котляревскому на территории Кавказа и за его пределами; его образ был привлекателен как для неграмотных солдатских масс, так и для представителей интеллектуальных верхов российского общества. Автор приходит к выводу, что идеологизация личности П.С. Котляревского имела широкое практическое значение. Ее направления изменялись в соответствии с политическими требованиями своего времени, при этом образ генерала представлялся сначала в качестве идеального полководца, а затем «мученика» и «истинного христианина». Эта деятельность преследовала политические задачи укрепления боеспособности Кавказской армии, оправдания силовой политики империи в регионе и действий военных и гражданских администраторов на Кавказе.
The article concerns studying of the commemoration activity of Russian military and civil Caucasus authorities in the second half of XIX c. It focuses on the military career of a typical Imperial Caucasus Army representative P.S. Kotlarevsky in the epoch of south and south-Easten borderlands of the Empire acquisition. The author come into consideration that although all Russian Empire activities on its frontier, Kotlarevsky was caught up in looked rather controversial, his image gave good opportunity for the ideological speculations. In the shade of ideology, the actual lot of heavy wounded General meant less than stunning “back-stories” of his activities created by the imperial propaganda. Being churning out by history narrators, monuments creators and even Russian poets, they influenced much on all strata of Russian militaries in and out of the Caucasus region. The Author infers that the all the approaches to Kotlarevsky’s image: first as an ideal military leader, than as ‘true Christian’ were focused on propping up the political positions of the authorities, inventing the excuse for highhanded military actions in the region whilst the Caucasus War epoch.
Федотов С.П.. РОЛЬ БОГОСЛОВОВ ОКСФОРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В XVIII - XIX вв
Статья посвящена рассмотрению диалога Русской православной церкви (РПЦ) и англикан в призме влияния на него богословов из Оксфордского университета. На протяжении всего периода развития диалога РПЦ и Англиканской церкви ведущие место в его генезисе, а потом и продолжении занимали богословы из Оксфордского университета. Такая их роль объясняется причиной того, что Оксфордский университет был представлен Высокой церковью, которая традиционно тяготела к неразделенной церкви. В силу этого генезис англикано-православных связей имеет непосредственную связь с Оксфордским университетом. В его стенах зарождались передовые идеи о развитии церковной организации в Англии. С ним связано появление масштабного Оксфордского движения, которое после нонджуреров занимало определяющую роль в построении англикано-православного диалога на протяжении всего XIX века. С Оксфордским университетом имели непосредственную связь такие выдающие личности, занимавшиеся построением отношений РПЦ с Англиканской церковью, как Уильям Пальмер, Джулиан Овербек. Благодаря их устремленности за период XIX века были сделаны серьезные шаги по укреплению межцерковного диалога, который на рубеже XIX - XX вв. стал основой для развития экуменического движения. Одним из ярких представителей из оксфордских богословов стал Джулиан Овербек, который пытался реализовать идею по созданию Западного православного обряда. Однако, к сожалению, сбыться данным событиям помешало сопротивление со стороны Константинопольского патриархата. Несмотря на это «дело Овербека» продолжалось на протяжении нескольких десятков лет и с этим периодом связана целая страница в развитии отношений РПЦ и Англиканской церкви.
Article is devoted to consideration of dialogue of the Russian Orthodox Church (ROC) and Anglicans in a prism of influence of theologians on him from the Oxford University. Throughout the entire period of development of dialogue of ROC and Anglican Church conducting the place in his genesis, and then and continuation theologians from the Oxford university borrowed. Their such role is explained by the reason that the Oxford university has traditionally been presented by High church which traditionally gravitated to undivided church. Owing to this fact genesis of Anglican-orthodox communications has a direct connection with the Oxford university. In his walls progressive ideas about development of the church organization in England arose. Emergence of the large-scale Oxford movement which after nondzhurer occupied the defining role in creation of anglikano-orthodox dialogue throughout all the 19th century is connected with him. With the Oxford university such giving-out persons who were engaged in creation of the relations of ROC with Anglican church as William Palmer, Julian Overbek had a direct connection. Thanks to their tendency during the 19th century serious steps on strengthening of interchurch dialogue which at a boundary of the 19-20th centuries became a basis for development of the ecumenical movement has been taken. Julian Overbek who tried to realize the idea on creation of the Western orthodox ceremony became one of bright representatives of the Oxford theologians. However, unfortunately, resistance from the Constantinople patriarchy has prevented to come true to these events. Despite it "Overbek's business" continued for several decades and the whole page in development of the relations of ROC and Anglican Church is connected with this period.
Бершадская О.В.. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕРНОМОРСКОЙ ДЕРЕВНИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в
В статье рассматривается влияние национальных традиций хозяйственной деятельности на развитие черноморской деревни в первой трети ХХ в. Черноморское побережье Северного Кавказа (часть территории современного Краснодарского края) вошло в состав Российской империи в 1829 г. В результате переселенческих процессов сложился полиэтнический состав населения, где основными этническими группами были русские, украинцы, армяне, греки, чехи, эстонцы, немцы, грузины, молдаване, черкесы. В рассматриваемый период основой экономики региона являлось сельскохозяйственное производство. Правительство Российской империи, а впоследствии и советская власть видели перспективу развития черноморской деревни в производстве товарных культур: табака, фруктов, винограда, а также в становлении продовольственной базы для городов и курортных учреждений. При этом уникальные природно-климатические условия требовали от сельских производителей определенных знаний и навыков ведения хозяйства. Автор рассматривает экономическую и социальную дифференциацию основных этнических групп черноморской деревни с целью выяснить влияние традиций хозяйственной деятельности на состояние сельского хозяйства региона. Исследование проведено по следующим критериям: а) уровень грамотности и агрокультуры; б) основные отрасли крестьянского хозяйства; в) социальное расслоение по уровню доходов. Установлено, что наиболее приспособленными к жизни в горных условиях оказались потомственные табаководы - армяне и греки, переселившиеся из Трапезундского вилайета Османской империи, а также чехи, эстонцы и немцы, обладающие достаточно высокой агрокультурой. Русские и украинские крестьяне, составляющие большинство населения региона, предпочитали традиционное полеводство, которое не обеспечивало высоких урожаев и прибыли в специфических природных условиях. В процессе исследования были выявлены и другие факторы регресса в аграрном секторе региона: бездорожье; малоземелье; низкий уровень развития производительных сил; просчеты в экономической политике в 1920-е годы. Совокупность этих факторов, включая недостаточные знания и опыт ведения хозяйства в горных условиях у подавляющей части сельского населения, не позволили реализовать возможности развития товарного производства для внутреннего и внешнего рынков.
The article discusses the impact of the national traditions of economic activities on the development of the Black Sea village in the first third of the twentieth century. The Black Sea coast of the Northern Caucasus (part of the territory of modern Krasnodar area) became part of the Russian Empire in 1829 as a result of resettlement processes formed the multi-ethnic composition of the population, where the main ethnic groups were Russians, Ukrainians, Armenians, Greeks, Czechs, Estonians, Germans, Georgians, Moldovans, Circassians. During the period under review, the backbone of the economy of the region was agricultural production. The Government of the Russian Empire and later the Soviet authorities saw the development of the Black Sea village in the production of cash crops: tobacco, fruits, grapes, as well as in the formation of the food base for cities and resorts. With these unique natural and climatic conditions demanded by rural producers of certain knowledge and farming skills. The author examines economic and social differentiation of main ethnic groups of the Black Sea village to determine the influence of traditions of economic activities on the State of agriculture in the region. The study was conducted according to the following criteria: a). literacy and agriculture b). the main branches of the farm c). social stratification by income level Found that the most adapted to living in mountainous conditions were hereditary farmers - the Armenians and the Greeks, who emigrated from Trebizond filayeta of the Ottoman Empire, as well as the Czechs, Estonians and Germans, possessing a fairly high agriculture. Russian and Ukrainian peasants who make up the majority of the population of the region preferred traditional arable farming, which does not provide high yields and profits in specific natural conditions. The research identified other factors regress in the agricultural sector in the region: off-road, shortage of arable land, the low level of development of the productive forces, mistakes in economic policy in 1920-ies. The combination of these factors, including insufficient knowledge and experience farming in mountain conditions of the vast majority of the rural population, were not allowed to realize the possibilities of development of commodity production for domestic and export markets.
Бугаев А.М.. СТАЛИНСКИЕ ПРОЕКТЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ГОРСКОЙ АССР)
Статья является продолжением поисков автором аргументированных ответов на вопросы о предпосылках и причинах создания Горской АССР - сложного национально-государственного образования народов Терека - чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, иногороднего и казачьего населения, с 1860 года совместно проживавших в пределах одной общей административно-территориальной единицы - Терской области. На основе анализа архивных документов, в т. ч. и впервые вводимых в научный оборот, автор считает, что Горская АССР строилась строго в соответствии с проектом И. Сталина, спешно созданного им без достаточного учёта сложного комплекса факторов, в частности, совместимости интересов каждого из данных народов, вступивших на путь революционного обновления со своими надеждами и ожиданиями. Вместе с тем отмечается, что, создавая такую полиэтничную и поликонфессиональную республику горских народов, многих из которых сближала лишь общность исторической судьбы, власть руководствовалась, главным образом, соображениями конъюнктурного порядка. Такая конструкция, по форме лоскутная (Ананов), по сути искусственная, и явилась, по мнению автора, одной из главных причин непрочности всего здания Горской АССР, его необратимого развала, в результате чего из его состава вышли Кабарда (сентябрь 1921 г.), Балкария и Карачай (январь 1922 г.), Чечня (ноябрь 1922), Ингушетия, Северная Осетия и Сунженский округ (июль 1924 г.). Таким образом, Горская АССР летом 1924 г. прекратила своё существование. Как проект общей государственности горских народов, некогда компактно проживавших на территории бывшей Терской области, она себя не оправдала.
The Article is a continuation of the research of the author, his reasoned answers to questions about background and reasons for the creation of mountain ASSR - complex national and state formation of the peoples of the Terek-Chechens, Ingush, Ossetians, Kabardians, Balkars, Karachai, and the Cossack provinces of the population, in 1860 living together within the same General territorial administrative units, the Terek region. Based on the analysis of archival documents, including for the first time introduced into scientific circulation, the author believes that the mountain ASSR were built strictly in accordance with the project Stalin, the hastily created without sufficient consideration of a complex set of factors, in particular the compatibility of the interests of each of these peoples have taken the path of revolutionary updates with their hopes and expectations. However, it is noted that, creating a multiethnic and multiconfessional Republic of the mountain peoples, many of whom brought only a common historical destiny, the government was guided primarily by considerations of market order. This design, in the form of patchwork (Ananov), essentially artificial, and was, according to the author, one of the main causes of fragility of the whole building mountain ASSR, its irreversible collapse.
Волкова И.В.. УЧАСТИЕ СОВЕТСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ГОМИНЬДАНА В 1924-1925 ГГ
Статья посвящена деятельности советских политработников в войсках гоминьдана в 1924-1925 гг. Опираясь на архивные материалы, а та же опубликованные ранее документы и воспоминания непосредственных участников событий, автор анализирует вклад советских советников в формирование органов политического воспитания и пропаганды в Национально-революционной армии на этапе ее подготовки к Северному походу. В процессе борьбы за власть в Китае кантонское правительство столкнулось с потребностью в максимально широкой поддержке своего курса в армии и среди населения. Осознавая, что политработа является необходимой составляющей реорганизации вооруженных сил, в 1923 г. руководство гоминьдана обратилось за помощью к Москве. В рамках договоренностей о двустороннем военно-политическом сотрудничестве между СССР и правительством Сунь Ятсена советской стороной была организована политико-идеологическая работа в подразделениях Национально-революционной армии (далее - НРА). При этом задачи, стоявшие перед советскими инструкторами, носили беспрецедентный характер. Требовалось в кратчайшие сроки добиться идеологического сплочения армии, формирования в ней патриотических начал, повышения уровня дисциплины, а также усиления политподготовки командного состава. Конечной целью являлось преобразование НРА из наемной милитаристской группировки в опору революционного движения на юге Китая, проводника идей Сунь Ятсена. В данной публикации автор останавливается на рассмотрении первичного комплекса мероприятий, подготовленного и реализованного советскими специалистами в войсках гоминьдана, и анализе тех объективных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в ходе работы в Поднебесной.
The article is devoted to the soviet political workers’ activity in Kuomintang military in 1924-1925. Basing on the archival materials as well as published documents and memoirs of participants of the events, the author analyzes soviet advisors’ contribution to the formation of bodies of political education and propaganda in National-Revolutionary army during the period of its preparation to the North campaign. Fighting for power in China Cantonese government confront the necessity of having the maximum wide approval of their course among both army and population. Realizing that political work was a necessary part of the military reorganization, the leaders of Kuomintang applied for help to Moscow in 1923. According to the bilateral treaty of military and political cooperation between the USSR and Sun Yat sen’s government, the soviet part organized political and ideological work in National-Revolutionary army (NRA). However, the tasks put before the soviet instructors were unprecedented. It was necessary to reach the ideological consolidation of the army as soon as possible. Other tasks were to form patriotism, to raise discipline and to improve political education of the officer corps. The final aim was to reorganize NRA from the mercenary militarist group into the bases for revolution movement in the south of China and the conductor of Sun Yat sen’s ideas. In the article presented the author concentrates her attention on the first set of actions prepared and realized by soviet specialists in the Kuomintang army as well as on the analysis of the objective problems they came across during their work in the Heavenly Empire.
Орнацкая Т.А.. К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР «БЕЛЫХ» ПРАВИТЕЛЬСТВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1918-1920 гг
2017 г. является годом столетия падения монархии в России, годом, в который будут вспоминать о вековом юбилее октябрьских революционных событий. Несмотря на значительный промежуток времени, на протяжении которого постоянно изучались события революции и последовавшей за ней Гражданской войны, этот период имеет еще немало «белых» пятен. Наименее изученной, на наш взгляд, является эволюция правового формирования правоохранительных органов «красных» и «белых» правительств. Приход к власти большевиков повлек за собой отмену правовых норм Российской империи на большей части территории. Однако падение советской власти и последовавший за ним калейдоскоп сменяющих друг друга антибольшевистских правительств приводил отчасти к восстановлению дореволюционной системы права. Дальний Восток России также не обошла пестрота контрреволюционных режимов. На протяжении 1918-1920 гг. происходила постоянная смена власти. Каждая власть пыталась проводить и свою политику, направленную на охрану прав граждан, поэтому каждая из них формировала или реформировала органы милиции и юстиции. Их комплектование, как правило, проводилось на классовой основе. Однако антибольшевистские режимы столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Образованные юристы, понимавшие последствия большевистского правового нигилизма, опасаясь наступления Красной армии, либо уходили на восток, либо эмигрировали. В этой связи интересен процесс комплектования и обучения кадров для правоохранительных структур антибольшевистских правительств на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В данной статье автор на основе опубликованных материалов и архивных источников попытается раскрыть проблему юридической подготовки сотрудников милиции и юстиции антибольшевиских режимов. В заключении автор приходит к выводу, что особенности комплектования, остаточное финансирование правоохранительных органов, а также успешные боевые действия Красной армии, приведшие к падению контрреволюционных режимов, не оставляли реальной возможности по организации системы правовой подготовки кадров.
2017 is the year of the fall of the monarchy in Russia, when people will remember the anniversary of the October revolutionary events. Despite on a significant period of time during which constantly studied the events of the revolution and the ensuing civil war, this period has a few "white" spots. The least studied, in our opinion, is the evolution of the legal form of law enforcement "red" and "white" governments. As a result, the coming to power of Bolsheviks was entailed the repeal of the law of the Russian Empire in most parts of our country. However, the fall of the Soviet regime and the kaleidoscope of successive anti-Bolshevik governments has led, to the restoration of pre-revolutionary legal system. The Far East of Russia also has not bypassed the diversity of the counter-revolutionary regimes. During 1918-1920 was the constant change of power. Each government tried to pursue their policy which was aimed at the protection of the rights of citizens, so each of them formed or reformed the police and justice. Their acquisition, as a rule, was carried out on a class basis. However, the anti-Bolshevik regimes have faced with the problem of shortage of qualified personnel. The educated lawyers who understood the consequences of the Bolshevik legal nihilism, fearingof the advance of the red army, went to East or emigrated. In this regard, an interesting process of recruitment and training for law enforcement agencies of anti-Bolshevik governments in Eastern Siberia and the Far East. In this article the author based on published materials and archival sources tried to solve the problem of the legal training of police and justice antibolshevik modes. In conclusion, the author comes to the opinion, that the characteristics of the acquisition, the residual funding law enforcement, and successful combat actions of the red army, which led to the fall of the counter-revolutionary regimes that left no real possibility for the organization of the system of legal training.
Шенкао М.Б.. ЧЕРКЕССКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье излагаются материалы, освещающие и подтверждающие историческую обусловленность российской гражданственности и патриотизма народов Черкесской Автономной области, проверенных тяжелыми испытаниями первых лет Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг. Автор констатирует высокий патриотизм жителей Черкесской Автономной области, несмотря на проблемы 1930-х годов. Война сплотила множество небольших горных народов перед общим врагом - нацисткой Германией. Благодаря предпринятым усилиям партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации смогли обеспечить своевременную перестройку народного хозяйства на военный лад, снабжение фронта всем необходимым, всемерно укреплять тыл. Широкий размах получила пропаганда. После освобождения жители Черкесской Автономной области продолжили наращивать темпы выработки промышленной и сельскохояйственной зпродукции для армии. Неизменной осталась и традиционная взаимопомощь не только между районами, но и между маленькой областью и страной. Правительство СССР поддерживало инвалидов, семьи фронтовиков, а жители Черкесской Автономной области, вернувшись к традиции гостеприимства, принимали у себя эвакуированных детей и раненых. Черкесская Автономная область внесла свой вклад в победу советского народа в годы Великой отечественной войны. Она показала роль Кавказа в истории России. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны горские народы Черкесской Автономной области проявили патриотизм и верность гражданскому долгу. В эти трудные годы народы Северного Кавказа были и остались россиянами, что, по мнению автора, подтверждается историей Черкесской Автономной области, ставшей Карачаево-Черкесской Республикой Российской Федерации.
The article presents the materials covering and supporting the historical conditionality of the Russian civic consciousness and patriotism of the peoples of the Circassian Autonomous region, proven with hardships of the first years of the great Patriotic war 1941-45. The author notes the high patriotism of the inhabitants of the Circassia Autonomous region, despite the problems of the 1930-ies. The war united many mountain peoples against the common enemy - Nazi Germany. All Soviet authorities worked at that time organized and orderly. They were good at propaganda. After the liberation, the residents of the Circassia Autonomous region continued to increase the pace of development of industrial and agricultural products for the army. Traditional mutual aid between districts and between the small regions and the country remained unchanged. The Soviet government supported people with disabilities, families of veterans, and residents of the Circassia Autonomous region, returning to a tradition of hospitality, hosted the evacuated children and the wounded. Circassia Autonomous region contributed to the victory of the Soviet people in the great Patriotic war. It showed the role of the Caucasus in Russia's history. Thus, in the years of the great Patriotic War the mountain peoples of the Circassia Autonomous region showed their patriotism and loyalty to civic duty. In these difficult years the peoples of the North Caucasus were and still are the Russians that, according to the author, is confirmed by the history of the Circassian Autonomous region, later became the Karachay-Cherkess Republic of the Russian Federation.