Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (10) (2017)
АКСИОЛОГИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ - НАЧАЛА XXI вв
Статья посвящена осмыслению аксиологии миротворчества в этнической музыке второй половины ХХ - начала XXI вв. На основе анализа таких направлений, как «Фольклорное возрождение», «Новая Песня», «Песня протеста», а также «Мировая музыка» автор приходит к следующим выводам. 1. Ведущей идеей для этномузыкантов рубежа веков стало понимание творчества и музыкального инструмента как оружия борьбы и как средства достижения мира. 2. Идея миросозидания нашла отражение в следующих образах и мотивах этномузыкального творчества: образ детей как символа будущего, находящегося под угрозой уничтожения из-за непрекращающихся войн; призыв к осознанию каждым человеком личной ответственности за войны и за то, что происходит в мире; метафора границы, сочетающая мотив объединения друзей, единомышенников и мотив ограждения от хаоса; осмысление ценностей собственной этнокультуры и духовной связи с родиной; пробуждение этноисторической памяти; утверждение любви и живого сердца как главного критерия истины; общинная этика и призыв к братству; мотив примирения и духовного исцеления человечества. 3. Песни о мире, написанные этническими музыкантами, стали своего рода миротворческим манифестом, подхваченным и включенным в собственный репертуар исполнителями других стран. 4. Международные фестивали выявили музыку как средство межкультурного диалога и миросозидания. 5. Обучение и творческое освоение представителями разных стран музыкального языка других народов ведет к развитию культуры мира и межкультурной сензитивности, к осмыслению на новом качественном уровне собственной этнокультурной идентичности и общности традиционной аксиологии. 6. Для этномузыкантов важными средствами распространения миротворческих идей становится использование интернета и современных технических возможностей аудио- и видеозаписи.
Ключевые слова
аксиология миротворчества; этническая музыка; музыкальное миротворчество; культура мира; Фольклорное возрождение; Новая Песня; Мировая музыка; мир через музыку; axiology of peacekeeping; ethnic music; musical creativity for peace; culture of peace; Folk Reviva
AXIOLOGY OF PEACEKEEPING IN ETHNIC MUSIC OF THE SECOND HALF OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES
The article is focused on axiology of peacekeeping in ethnic music of the second half of the XX - beginning of the XXI centuries. On the base of analysis of such movements as Folk Revival, Nueva Canción, Protest song and World Music the author comes to the following conclusions. 1. The important idea for ethnic musicians of the turn of the century is the understanding of creativity and of musical instrument as weapon in struggle for peace and as means for peacekeeping. 2. The idea of peacekeeping is reflected in the following images and motives in creative works of ethnic musicians: image of children as symbol of future being under threat because of running wars; call to realize by everyone his own responsibility for wars and for what is going on in the world; the metaphor of the border combining the motive of uniting of friends and likeminded people and the motive of protection from chaos; comprehension of traditional values and of spiritual connections with motherland; raising of ethnic history memory; manifesting of love and of live heart as key criteria of the truth; communal ethics and call to brotherhood; the motive of reconciliation and of spiritual healing of mankind. 3. Songs of peace written by ethnic musicians became a kind of peacekeeping manifest that was accepted by performers of other countries and included in their own repertoire. 4. International musical festivals brought to light music as means of intercultural dialogue and of peacekeeping. 5. Creative study of ethnical music language by representatives of other countries helps to develop culture of peace and intercultural sensitivity, leads to redefining of ethnic cultural identity and to understanding of commonness of traditional axiology. 6.The special aspect of modern ethnic music projects is using of Internet and technical means of audio- and video- recordings for realization of peacekeeping ideas.
Список литературы
-
Боулди Дж. Не сдаваться! / Пер. В. Беляева // Первые американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. Декабрь 1997, № 1. URL: http://www.first-americans.spb.ru/n1/win/Buffy2.htm (дата обращения: 14.11.2016)
-
Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: Этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М.: ФИЯР МГУ, 2013.
-
Писигин В. Очерки об англо-американской музыке пятидесятых и шестидесятых годов ХХ века. М.:Эпицентр, 2004. URL: http://www.collectable-records.ru/pisigin/vol2/01.htm(дата обращения: 14.11.2016)
-
Скотт С. Музыка и ее тайное влияние на протяжении веков. Донецк: Институт Культуры ДонНТУ, 2011.
-
Afro Fiesta. In Cape Town with Mermans and Jason. URL: https://www.youtube. com/watch?v=hgMTFPSscdo (accessed: 14.11.2016).
-
Cutumay Camones. Vamos ganando la paz. URL: https://www.youtube.com/watch?v =ARq1Lk5xGRs (accessed: 14.11.2016).
-
Jara V. La Luna es siempre muy linda. URL: https://www.youtube.com/watch?v =zTYLMryObKA (accessed: 14.11.2016).
-
Kavana R. Reconciliation. URL: https://www.youtube.com/watch?v=40ZxQCSS5qQ(accessed: 14.11.2016).
-
Munro A. The Democratic Muse: Folk music revival in Scotland. Aberdeen: Scottish Cultural Press, 1996.
-
Parra V. Gracias a la vida. URL: https://www.youtube.com/watch?v =PYEw3e5x5Es (accessed: 14.11.2016).
-
Playing For Change. URL: http://playingforchange.com/journey/introduction (accessed: 14.11.2016)
-
The Rankin Family. Chi mi na morbheanna. URL: https://www.youtube. com/watch?v=z9wH-NIKJTg (accessed: 14.11.2016).
-
Quilapayun. La muralla. https://www.youtube.com/watch?v=x8sEU-vU4AU (accessed: 14.11.2016).
-
R. Carlos Nakai about music. URL: http://www.rcarlosnakai.com/reviews/ (accessed: 14.11.2016)
-
Teodorakis, M. The moon is walking. URL: http://hellas-songs.ru/song/171/(accessed: 14.11.2016).