Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (10) (2017)
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СОСЛОВИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СКАНДИНАВИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «СТАРШАЯ ЭДДА»)
В статье рассматривается цветовая символика сословий в скандинавском обществе на материале поэмы «Старшая Эдда» - поэтическом сборнике древнеисландских песен о богах и героях германо-скандинавской мифологии и истории, сохранившемся в древнеисландской рукописи второй половины XIII века. Исследуется «Песнь о Риге», входящая в «Старшую Эдду» и повествующая о возникновении в Скандинавии трех сословий: ярлов, карлов и трэллов, каждое из которых обязано своим происхождением богу Ригу-Хеймдаллю и соотнесено с тремя цветами: черным, красным и белым. Черным цветом маркированы трэллы - представители низшего сословия, которые в скандинавском обществе рассматривались как рабы. Красным цветом характеризовались карлы или бонды - свободные владевшие хозяйством люди, среди которых имелись как бедные крестьяне, так и богатые землевладельцы и скотоводы. С белым цветом ассоциировались ярлы - представители сословия знати. Каждый из этих цветов характеризуется своей символикой. Так, черный цвет имеет отрицательные значения «нечистоты», «грязи», «уныния», «печали», «мрака». Красный цвет обладает витальными свойствами, является цветом жизни, энергии, здоровья. Белый цвет соотносится с семантикой «божественности», «безгрешности» и «праведности». Белый, черный, красный цвета, характеризующие три сословия в Скандинавии, упоминаются во многих мифах народов мира, повествующих о создании людей и стремящихся объяснить расовые различия. Распределение сословий по цветовому признаку, художественно представленное в «Старшей Эдде», соотносится с делением общества на сословия-варны, принятом в Индии. Черный, красный и белый цвета играли важную роль в государственной атрибутике германских народов. Они являлись цветами государственного флага Северо-Германского союза, а затем и Германской империи. Таким образом, цвет является одновременно языковым и экстралингвистическим фактом, в котором заложена историко-культурная информация, накопленная этносом.
Ключевые слова
цветовая символика; черный; красный; белый; «Песнь о Риге»; «Старшая Эдда»; color symbolism; black; red; white; Rígsmál; “The Elder Edda“
Symbolism of colors of different social classes in the Middle Ages of Scandinavia (According to the poem "ELDER EDDA")
The article deals with the color symbolism of the classes in Scandinavian society based on the poem “The Elder Edda“. “The Elder Edda“ is a collection of Old Norse poems about the gods and heroes, composed in the second half of the XIII century.The author explores the poem “Rígsmál“, which is included in “The Elder Edda“.“Rígsmál“ is an Eddic poem in which a Norse god named, fathers the classes of mankind (thrall, churl, earl). Each class has its own color.Thrall (slave) is described as black.Churl (freeman) is described as red. Earl (noble) is described as white.Each of these colors has its own symbolic. The colorblack symbolizes the dirt, depression, sadness, darkness. The colorred symbolizes life, energy, health. The color white symbolizes divinity, sanctity and righteousness. White, black, red colors that characterize three classes of Scandinavia are mentioned in many myths of the world, which tell of the creation of humans and seek to explain racial differences.The color symbolism of the classes presented in “The Elder Edda“ relates to the caste system in India. Black, red and white colors played an important role in the attributes of a state of the Germanic peoples.They were the colors of the national flag of the North German Union and of the German Empire. Thus, color is a linguistic and extralinguistic phenomenon, which has historical and cultural information accumulated by ethnos.
Список литературы
-
Ганина Н.А. Система цветообозначений в древневерхненемецком и древнесаксонском языках // Наименования цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ / Отв. ред. А.П. Василевич. М.: КомКнига, 2007. С. 101-112.
-
Данилов А.С. Мифологическое имя Surtr «Черный» в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде» и сагах об исландцах // Вестник МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. М.: МГПУ, 2008. Вып. 2. С. 65-68.
-
Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 672 с.
-
Старшая Эдда // Беовульф; Старшая Эдда; Песнь о нибелунгах. М.: Эксмо, 2014. С. 205-405.
-
Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии //Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969. С. 353-373.
-
Торп Б. Нордическая мифология. М.: Вече, 2008. 560 с.
-
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. 703 с.
-
Фрэзер Д.Д. Фольклор в Верхом Завете. М.: Политиздат, 1990. 546 с.
-
Simrock K. Die Edda. - Stuttgart und Tübingen: Gotta Verlag, 1851. 435 S.