Журнал «История: факты и символы»
Аннотации статей.
Бартов В.П.. ТРУДНОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1958-1980 ГГ
Статья посвящена проблемам, с которыми приходилось сталкиваться детям, чьи родители являлись членами религиозных общин евангельских христиан-баптистов в советский послевоенный период в Тульской области. Автор статьи преследует цель - показать, что государственная власть в стремлении искоренить религиозные убеждения граждан советского государства не ограничивалась воздействием только на взрослых верующих. Давлению светского атеистического общества подвергались и их дети. При проведении исследования использовались источники, авторы которых придерживались разных религиозных мировоззрений. Это материалы Государственного архива Тульской области, советские периодические издания, интервью современников описываемых событий. Результатом проведенного исследования стал вывод: дети верующих родителей не всегда разделяли религиозные убеждения старшего поколения и становились преемниками их духовных ценностей, поэтому героизация всех верующих евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), живших в советский период, не является оправданной. Еще один вывод, к которому приходит автор статьи, заключается в том, что демонизация вероисповедной политики государства верующими ЕХБ не является вполне корректной. Подтверждением тому являются приводимые в статье факты, когда государство принимало по отношению к детям верующих ЕХБ справедливые решения, не обусловленные их религиозными убеждениями. Полученные результаты позволяют расширить знания об использовании гражданских и религиозных прав, предоставляемых Российским законодательством верующим всех вероисповеданий.
The article discusses challenges that children whose parents were members of evangelical Baptist Christian communities of the Tula region, had to deal with during the post-war soviet period. The author aims to show that efforts made by the state authorities to eliminate religious convictions of soviet citizens were not limited to dealing with adult believers alone. Their children were subjected to pressure from the soviet atheistic society, too. The research used sources authored by representatives of different religious worldviews. These included materials from the State Archive of the Tula Region, soviet-time periodicals, interviews with contemporaries of the events in question. The conclusion based on the research is that children of believers did not always share the religious convictions of their elders or continue to hold on to the spiritual values of the latter. Hence, heroization of all soviet-time evangelical Baptist believers is unjustified. Another conclusion made by the author of the article is that the demonization of the state confessional policy by evangelical Baptist Christian believers was not strictly correct. To prove the point the author of the article states facts of incidents when the state passed fair decisions with respect to the children of evangelical Baptist Christian believers that were not based on their religious convictions. Scope of application of the results obtained lies in a more comprehensive knowledge and use of the civil and religious rights conferred by the Russian legislation to believers of all confessions.
Седова О.В.. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В ПОВЕСТИ Д.Г. БУЛГАКОВСКОГО «В СТОРОНЕ ОТ ЖИЗНИ»
В статье рассматривается повседневная жизнь русского духовенства в дореволюционной России на материале повести священника, писателя и просветителя Д.Г. Булгаковского «В стороне от жизни», опубликованной в 1909 г. В статье исследуются основные проблемы духовной среды, художественно осмысливаемые писателем в произведении. В повести выявляются многие социальные пороки и негативные явления в среде сельского духовенства: меркантильность, жадность, корыстолюбие, стремление к личной выгоде, обогащению и наживе, зависть, пьянство, чревоугодие, карьеризм, разобщенность пастырей и паствы, лицемерие, формальное исполнение пастырских обязанностей, падение нравственности и кризис веры, безразличие иереев к социальным проблемам, несоответствие евангельских истин и реальности. Д.Г. Булгаковский пытается понять причины существования негативных тенденций в духовной среде, а также ответить на вопрос, почему так случилось, что духовенство стоит «в стороне от жизни». Среди причин, вызвавших порочные явления, называются следующие: несамостоятельность мышления, отсутствие личной инициативы, творчества и собственного мнения, прививаемые еще в стенах духовной школы. Вопрос о церковно-приходских школах, отношение к которым у многих современников Д.Г. Булгаковского было отрицательное, являлся одним из актуальнейших вопросов, затронутых писателем в своем произведении. В повести «В стороне от жизни» представлена и повседневная жизнь женщин духовного сословия в самодержавной России, их зависимое положение, отсутствие возможностей профессионального роста и карьеры.
The article deals with the daily life of the Russian clergy in pre-revolutionary Russia on the basis of the story of a priest, writer and educator D.G. Bulgakovskij «Aloof from Life», published in 1909. The article examines the main problems of the clergy.In the story many social defects and negative phenomena among the rural clergy are revealed, such as mercantilism, greed, desire for personal gain, enrichment and profit, jealousy, drunkenness, gluttony, careerism, disunity of pastors and flock, hypocrisy, formal fulfillment of pastoral duties , the fall of morality and the crisis of faith, the indifference of the priests to social problems, the inconsistency of evangelical truths and reality.D.G. Bulgakovskij wants to understand the reasons for the existence of negative trends in the spiritual environment. He also tries to answer the question, why the clergy are "out of the way". The reasons that caused the perverse phenomena are the following: lack of independence of thinking, lack of personal initiative, creativity and own opinion, inculcated even within the walls of the spiritual school. The question of the parish schools was one of the most pressing issues touched upon by the writer in his work. The story presents the daily life of women of the spiritual estate in autocratic Russia, their dependent position, lack of opportunities for professional growth and career.
Шапиро Б.Л.. «ДВУГЛАВЫЙ ПОД КОРОНОЮ ОРЕЛ»: КОНСКОЕ УБРАНСТВО В РИТУАЛАХ ИМПЕРСКОЙ РОССИИ
В статье исследуется вещно-предметный ряд церемониала, отмеченный государственной символикой Российской империи. Особое место в этой системе принадлежит убранству царской лошади, поскольку и она сама, и ее драгоценные одежды прежде прочих выступали фоном для восприятия образа властителя. Более всего в этом контексте показательно убранство лошадей, составляющих коронационные и погребальные процессии. Для изучения выбрано убранство XVIII-XIX веков из собраний ведущих русских музеев: музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Царское Село». Конское убранство, представленное здесь, интерпретируется путем изучения описей имущества, исторического нарратива и иллюстративных источников того же времени. Также рассматривается проблема преемственности допетровских и имперских традиций. Некоторые детали ритуального убранства описаны в этом аспекте более подробно, с разбором общих правил и исключений из официального имперского церемониала. В итоге, предмет исследования, как нам представляется, находится на пересечении истории России, истории материальной культуры и прикладного искусства и потестарной имагологии, которая является относительно новым направлением отечественных исторических исследований. Подводятся итоги работы, согласно которым гербовое убранство лошади представляло собой одну из наиболее эффектных вещно-предметных форм презентации власти в императорской России.
Armorial horsecloths is one of the most exciting components of the attributes of royal power in all periods of history, because the royal horse and its decorations were a background for the perception the ruler's image. The horsecloths marked with state symbols has gained a special status. In this context, we analyzed the armorial horsecloths in Russian Empire. The emphasis is placed on the coronation and funeral corteges. These are authentic monuments of applied art of the XVIII-XIX centuries from the collections of famous Russian museums. They are the Moscow Kremlin Museums, the State Hermitage Museum and the State Museum-Preserve «Tsarskoye Selo». The material was interpreted by studying the inventory of the property, historical narrative and pictorial sources of the time. We also consider the problem of continuity the old Moscow traditions and new imperial traditions. In this aspect some parts of heraldic horse harness are described in a more detailed way. We study the general rules and their exceptions. The subject of research of the history of the attributes of royal power is at the crossroads of Russian history, the history of material culture and art and the potestarian imagology, it is a relatively new direction of historiography. As a result, we define the role of armorial horsecloths for the perception of the ruler's image, acting as a form of representation of power in the proprietary world of objects.
Анисков А.С.. СТРАНЫ АНТАНТЫ И ТРОЙСТВЕННОГО СОЮЗА И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В 1907-1914 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)
В статье исследуется одна из ключевых проблем России в начале XX века - взаимоотношения власти и провинциального общества. Делается попытка определить, каким образом внешнеполитические события отражались в Калужской губернии и какое влияние они оказывали на общественное мнение губернского общества. Автор анализирует взгляд общества на стратегический курс министерства иностранных дел России, направленный на сближение с Англией, а также рассматривает общественное мнение по вопросу взаимоотношения России со странами Тройственного союза. В начале XX столетия в России произошел ряд событий, всколыхнувших общественное сознание народных масс империи. К их числу следует отнести русско-японскую войну 1904-1905 гг., первую русскую революцию 1905-1907 гг., а также наметившееся изменение внешнеполитического курса империи, которое оформилось в англо-русский договор 1907 г. Отношение провинциальной публики к странам Антанты и Тройственного союза различалось по своему характеру. Следует отметить, что в губернском обществе в целом было благоприятное отношение к взятому курсу на сближение со странами Антанты - Англией и Францией. Такое отношение объясняется тем, что в губернии преобладала тенденция, представленная либеральными кругами, связывавшая будущее России с укреплением парламентаризма по английскому образцу, и буржуазией, тесно связанной с Англией и Францией экономическими интересами. Противоположным по содержанию было отношение к странам Центрального блока - Германии и Австро-Венгрии. В губернской печати отмечался вековой спор славян и германцев. Несмотря на традиционные добрососедские отношения и с Германией, и с Австро-Венгрией, в провинциальном обществе Тройственный союз изображался как конкурент интересам России, и о сближении с ним не могло быть даже и речи.
One of the key problems for Russia at the early XX century is researched in this article. It is the relationship of authorities and provincial society. The article attempts to illuminate how the foreign policy events influenced life and public opinion of Kaluga province. The author analyzes the view of society on Russian Ministry of foreign Affairs strategic course of the rapprochement with Britain and Russia's relations with the countries of the Triple Alliance. At the beginning of XX century in Russia there was a series of events having disturbed the social consciousness of the Russian Empire nation. Among those events, there were the Russo-Japanese war of 1904-1905, the first Russian revolution of 1905-1907 and the emerging change in foreign policy of the Empire, which took shape in the Anglo-Russian agreement of 1907 as well. The provincial public attitude to the countries of the Entente and the Triple Alliance differed. The provincial society estimated positively the rapprochement with the Entente powers - England and France. This attitude can be explained by the fact that the provincial society was represented by liberal circles, linking Russia's future with the strengthening of parliamentarianism according to English model, and the bourgeoisie, closely linked with Britain and France's economic interests. An opposite attitude was to the countries of Central block - Germany and Austria-Hungary. In spite of long neighbor relations with Germany and Austria-Hungary, the Triple Alliance was considered a rival to Russia and the rapprochement with it was impossible.
Федина И.М.. ОРГАНИЗАЦИЯ ХУТОРСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ КАЗАКОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КУБАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В КОНЦЕ XVIII - XIX ВВ
В статье проанализирована роль и место хуторов линейных казаков в процессе хозяйственного освоения территории кубанского края как самодостаточного исторического явления, как неотъемлемой части общероссийской земледельческой культуры. Хутор оказался актуальной поселенческой структурой на протяжении достаточно длительного исторического периода, став экономически эффективной рыночной единицей, сохранив казачью земельную идеологию. В условиях переселения казаков на новые земли хуторской тип хозяйствования формирует эколого-природную среду обитания человека, обеспечивая широкий простор казачьей индивидуальности. Казачьи хутора линейцев позиционировали собой целостную хозяйственную систему со своей внутренней логикой развития, всецело подчиняясь установленному военному распорядку, регулируемому текущим законодательством. Оказывая существенное влияние на сохранение и развитие казачьих традиций землевладения и землепользования в Кавказском линейном казачьем войске, они выполняли важнейшую регулятивную функцию в хозяйственных, военных и социальных отношениях, составляли неотъемлемый сегмент аграрного устройства региона. Казачий хутор рассматривается как поселенческая структура, интерпретируется в качестве целостной хозяйственной системы, экономическая эффективность функционирования которой во многом предопределяется исторической эпохой. Поэтому полифункциональность хуторов линейных казаков нуждается в познавательном исследовательском изучении как с точки зрения внутренних особенностей этого социального образования, так и с позиций процессов аграрной эволюции южно-российской деревни.
The article analyzes the role and place of farmsteads owned by the Caucasus Line Cossacks in the process of economic development of the Kuban Territory as a self-sufficient historical phenomenon and as an integral part of the all-Russian agricultural culture. The farmsteads turned out an actual settlement structure for a fairly long historical period, becoming an economically effective market unit while preserving the Cossack land ideology. Amid conditions of Cossacks resettlement to new lands, the farmstead type of management formed the ecological and natural environment of human habitation, providing a wide expanse of Cossack identity. The Cossack farmsteads of the Caucasus Line Cossacks positioned themselves as an integral economic system with their own internal logic of development, fully subordinated to the established military regulations governed by the current legislation. By exercising a significant influence on the preservation and development of the Cossack traditions of landownership and land tenure in the Caucasian Cossack Host, they fulfilled the most important regulatory function in economic, military and social relations, constituting an integral segment of the region’s agrarian structure. The Cossack farmstead is considered as a settlement structure. It is interpreted as a complete economic system, the economic efficiency of its functioning is largely predetermined by the historical epoch. Therefore, the poly-functionality of the farmsteads of the Caucasus Line Cossacks requires some cognitive research study, both from the point of view of internal features of social education, and from the position of the processes inside agrarian evolution of the Southern Russian village.
Рогожина А.С.. КРАСНЫЙ КРЕСТ В СОБЫТИЯХ ГОЛОДА НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ 1897-1898 ГОДОВ
Статья посвящена деятельности Общества Красного Креста по оказанию помощи населению, пострадавшему от неурожая и голода 1897-1898 гг. Традиционно объектом изучения отечественных исследователей являются сюжеты, связанные с голодом 1891-1892 гг., который историки и современники определили как «всероссийское разорение» начала 1890-х гг. Неурожай и голод 1897-1898 гг. по характеру разорения пострадавших местностей были вполне сопоставимы с событиями 1891-1892 гг. и уступали им только по обширности охваченной неурожаем территории. В статье рассматриваются механизмы оказания продовольственной, медицинской и трудовой помощи населению. Так, для помощи трудоспособной части нуждающихся в районах неурожая были организованы специальные бюро, которые сосредотачивали у себя сведения о лицах, ищущих работу, собирали информацию о спросе на рабочий труд. Общество Красного Креста действовало по системе, проверенной продовольственной кампанией 1891-1892 гг.: повсеместно открывались уездные, участковые и сельские попечительства, была развернута сеть общественных и школьных столовых, организована работа по изготовлению предметов первой необходимости. Приводятся цифры ассигнований Общества Красного Креста на борьбу с последствиями неурожая и голода. Анализируется деятельность уполномоченных Общества Красного Креста, командированных в наиболее пострадавшие губернии во время неурожая 1898 г. и ее результаты. В конце статьи делается вывод об эффективности участия Общества Красного Креста в оказании помощи населению пострадавших местностей.
The article is devoted to the activities of the Red Cross Society to provide assistance to the population affected by the crop failure and famine of 1897-1898. Traditionally, the object of studying domestic researchers are the stories related to the famine of 1891-1892, which historians and contemporaries defined as "all-Russian devastation" of the early 90's. XIX century. At the same time, the crop failure and famine of 1897-1898 by the nature of the ruin of the affected areas was quite comparable with the events of 1891-1892 and conceded to them only on the vastness of the crop-affected area. The article examines the mechanisms for providing food, medical and labor assistance to the population. So, to help the able-bodied part of the poor in the areas of poor harvest, special bureaus were organized, which concentrated on themselves information about persons seeking work, collected information on the demand for labor. The Red Cross Society operated according to the system tested by the food campaign of 1891-1892: uezd, district and rural guardianships were opened everywhere, a network of public and school canteens was opened, work was organized on the manufacture of essentials. Numbers of allocations of the Society of the Red Cross for struggle against consequences of a crop failure and famine are resulted. The activity of the authorized Red Cross Society, sent to the most affected provinces during the crop failure of 1898 and its results, is analyzed. At the end of the article, a conclusion is drawn on the effectiveness of the participation of the Red Cross Society in providing assistance to the population of the affected areas.
Рубинина Э.Р.. К ВОПРОСУ О ПРАКТИКАХ ИСТОРИОПИСАНИЯ НА ДОНУ В XIX В. КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
В статье рассматривается практика историописания в культуре Донского казачества в начале XIX в. Эта тема представлена в контексте формирования исторического сознания. Автор прослеживает процесс формирования образа прошлого, когда казаки выступают как носители традиционных ценностей. Автор обращается к творчеству первых историков на Дону: С.Ф. Номикосова, Н.И. Краснова, А.И. Ригельмана, В. Броневского. Исследуется архивный пласт местной источниковой базы, вводятся исторические и статистические сведения о войске донском. Рассматривается преемственность местной историографической традиции, анализируется опыт саморефлексии деятелей Донского статистического комитета. Исследование зарождения исторической науки в культуре донского казачества первой половины XIX в. позволило автору сделать несколько важных выводов. Прежде всего показать, что внимание к истории казачества было отражением важных исторических тенденций, что способствовало формированию образа прошлого казаков. Они представлялись как особая субкультура, для которой характерны патриотизм, религиозность и традиционализм. Автор утверждает, что в истории России второй половины XIX-XX веков этот образ получит дальнейшее развитие и станет частью массового сознания населения.
The article deals with the practice of historiography in the culture of the Don Cossacks in the early 19th century. This topic is considered in the context of the formation of historical consciousness. The author demonstrates the process of forming the image of the past, where Cossacks are represented as carriers of traditional values. In the article the author turns to the work of the first quality historians on the Don: S.F. Nomikosov, N.I. Krasnov, A.I. Rigelman, V. Broniewski. Historical and statistical information about the Don army is introduced. The continuity of the local historiographic tradition is considered, the experience of self-reflection of figures of the Don statistical committee is analyzed. The study of the birth of historical science in the culture of the Don Cossacks of the first half of the XIX century. allowed the author to draw several important conclusions. First of all, to show that attention to the history of the Cossacks was a reflection of important historical trends. This contributed to the formation of the image of the past Cossacks. They were presented as a special subculture, which is characterized by: patriotism, religiosity and traditionalism. The author claims that in the history of Russia in the second half of the 19th and 20th centuries this image will be further developed and become part of the mass consciousness of the population .
Дудина Т.П.. МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ДИНАМИКИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: ВЫДУМАННЫЙ ГЕРОИЗМ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ?
В представленной статье объектом особого интереса становится художественная трансформация хорошо известного исторического материала в разнообразные неомифологические аспекты драматического текста, отражающие изменения в историческом сознании. Поскольку, по убеждению автора, именно неомиф реализует способность к глобальным историческим обобщениям, различные формы и способы осмысления истории предоставляют драматическому произведению возможность генерирования особого исторического мироощущения, характерного для рубежного периода. Поэтому предметом рассмотрения в статье является связь жанровой динамики русской исторической драматургии начала XIX века с неизбежной для переходной эпохи глобальной мифологизацией исторической картины мира. Автор приходит к следующим выводам: в рамках старой жанровой системы назревает новый, коррелятивный метод художественно-исторического обобщения; история становится экспериментальным пространством взаимодействия различных концепций в их взаимосвязи, что позволяет конструировать вариативные модели исторического бытия; действительность рассматривается уже не в эстетических категориях «возвышенного» и «низменного», подготовленных предшествующими морально-философскими установками, но представляется как многообразный поток, формирующий новые исторические системы в их многообразии и взаимодействии; взаимосвязь нового и старого, воссоздающая и интерпретирующая исторические события отечественного прошлого в их духовной значимости, разрушает традиционные стереотипы историософии; культурологическая, общественно-научная, историософская дивергенция приводит к дифференциации и переосмыслению всех социокультурных значений и смыслов; драматургия погружается в политические, религиозные, социальные и философские проблемы, без постижения которых невозможна эстетически значимая оценка исторического прошлого и настоящего; в свою очередь, социально-политическое, научно-историческое и религиозно-философское сознание обращается к литературе за историческими мифологемами, аргументами и аналогиями; в результате начинает формироваться взгляд на непостижимую сложность окружающего мира, который постепенно упраздняет привязанность к нормам и авторитетам, но при этом демонстрирует целостность исторического мировосприятия.
In this article the object of special interest is the artistic transformation of well-known historical material to various neo-mythological aspects of dramatic text, reflecting changes in historical consciousness. As according to the author, it is the neomyth that implements the ability to global historical generalizations, different forms and ways of understanding history provide a dramatic work with the possibility to generate special historical attitude, characteristic of the transitional period. Therefore, the subject of the article is the connection of genre dynamics of Russian historical dramaturgy of the beginning of the XIX century with inevitability of the global mythologization of the historical picture of the world for the transition era. The author comes to the following conclusions: a new, correlative method of artistic and historical generalization is brewing within the framework of the old genre system; history becomes an experimental space of interaction of different concepts in their relationship, which allows to design variative models of historical existence; reality is no longer considered in the aesthetic categories of "exalted" and "low", prepared by previous moral and philosophical attitudes, but is presented as a diverse stream, forming new historical systems in their variety and interaction; the interrelationship of the new and the old, recreating and interpreting historical events of the nation’s past in their spiritual significance, destroys traditional stereotypes of historiosophy; culturalogical, social-scientific, historiosophical divergence leads to differentiation and transformation of all socio-cultural values and meanings; dramaturgy is immersed in political, religious, social and philosophical problems, without which it is impossible to comprehend the aesthetically significant assessment of the historical past and the present; in its turn, socio-political, scientific-historical and religious-philosophical consciousness refers to literature for historical mythology, arguments and analogies; as a result, a view of the incomprehensible complexity of the world begins to form, which gradually abolishes attachment to norms and authorities, but at the same time demonstrates the integrity of the historical worldview.
Кульпина А.В.. «ИЗОБРЕТЕНИЕ МУЗЫКИ»: ИСТОРИЯ ДВУХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТОЛКОВАНИЙ
В статье исследуются представления о происхождении музыки, свойственные европейской ученой культуре Раннего и Высокого Средневековья. В качестве примера рассмотрены определения латинского слова « musica» в энциклопедическом трактате VII в. «Этимологии» Исидора Севильского и пока мало известных в отечественной историографической традиции деривационных словарях итальянских лексикографов XI - XIII вв. Папия Ломбардского, Угуччоне Пизанского и Иоанна Генуэзского. Поскольку полных критических изданий словарей Папия и Иоанна Генуэзского еще не существует, при написании статьи использованы собственные транскрипции текстов из рукописи и инкунабулы соответственно. Используя одинаковый корпус текстов и применяя сходные методы рассуждения, основанные на анализе происхождения слова, авторы источников по-разному истолковывают выявленные связи. В зависимости от актуальных интеллектуальных потребностей и предназначения сочинения трансформируется как содержание, так и структура определений слова. Авторов объединяет возрастающее стремление к полноте и непротиворечивости приведенной информации, следующее из представления о том, что язык воспроизводит реальные соотношения между вещами и явлениям. Анализ происхождения слов обретает таким образом онтологическое наполнение и превращается в расследование фундаментальных принципов устройства мира, задуманных его Творцом. В «Этимологиях» подобный метод рассуждения позволяет автору обосновать место музыки в христианской картине мира и интегрировать в нее ученую традицию Античности. Лексикографы Высокого Средневековья продолжают стремление Исидора Севильского к синтезу знаний в рамках всего массива словарных дефиниций, которые дополняют друг друга и позволяют читателю составить представление о комплексе понятий и контекстов. Выбор описанного способа рассуждения предполагает глубокую авторскую рефлексию относительно содержания определений, вследствие чего противоречия и предполагаемые неточности также представляют интерес для исследователя. В случае рассказа о происхождении музыки изучение традиции словарно-энциклопедических определений позволяет не только выявить характерные представления о содержании и значении явления, но и позволяет уточнить специфику его понимания в специальных музыкально-теоретических сочинениях эпохи.
The article examines the notions of the origins of music that were characteristic for European intellectual culture of the Early and High Middle Ages. As an example author examines definitions of a Latin word "musica" from the encyclopaedic treatise of the 7th century "Etymologies" by Isidore of Seville and derivational dictionaries written by Italian lexicographers of XI - XIII centuries (Papias, Uguccione from Pisa, Iohannes Ianuensis) poorly researched by Russian historiographical tradition yet. Author uses her own transcriptions of Papias' and IohannesIanuensis' works (manuscript and incunabula) because of the lack of the critical editions. Isidore and high-medieval lexicographers used the same text repertoire and similar methods of reasoning based on the word formation analysis but interpreted results in different ways. Both content and structure of their definitions transformations depended on actual intellectual needs and destination of the text. All authors are united by their aspiration for fullness and consistency of information that derives from the concept of a language as a real world's mirror. Thus the analysis of word formation acquires ontological sense and becomes a research of the fundamental principles of world's organization planned by the Creator. This method of reasoning helps the author of "Etymologies" to substantiate the place of music in Christian vision of the world and to integrate an intellectual tradition of Antiquity into it. Lexicographers of the High Middle Ages continue his trying to synthesize knowledge in all definitions given in their dictionaries. They construct definitions that supplement each other and let their reader know the full complex of ideas and concepts. Such method of reasoning presupposes deep reflection about content of the definitions given by its author. Therefore contradictions and possible inaccuracies could also be of interest by their researcher. In the examined case the traditional descriptions of the origins of music is helpful not only for showing typical ideas of its content and role, but enables to find out more precise concept of it in special musical theoretical treatises.
Овчинникова Ю.С.. СИМВОЛЫ И СМЫСЛЫ КЕЧУАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДЕРЕВНИ ТИГУА (ПРОВИНЦИЯ КОТОПАКСИ, ЭКВАДОР)
Преобладание техногенно-потребительской модели развития мирового сообщества и процессы глобализации породили одну из мощнейших тенденций второй половины ХХ века, охватившую разные регионы мира - усиление этнокультурной художественности практически во всех сферах творчества. Это привело к появлению феномена этноискусства - авторского изобразительного искусства, развивающегося под влиянием народных промыслов на современность и создающегося мастерами на основе творческого освоения собственных автохтонных художественных традиций, с развитием приемов, и сохранением традиционной аксиологии (согласно определению А.В. Ващенко). Ведущую роль в формировании художественного языка современного этнического искусства играют символы - исторические, музыкальные, природные, цветовые - сложившиеся в рамках конкретных традиций. В настоящей статье автор анализирует символы и смыслы кечуанской культуры, отраженные в изобразительном искусстве деревни Тигуа (провинция Котопакси, Эквадор). В качестве теоретической основы исследования выступают труды А.В. Ващенко, посвященные этнокультурному фактору в художественном пространстве второй половины ХХ века. На материале искусства Тигуа рассматриваются следующие проблемы: современная живопись семьи Тоакиса во взаимосвязи с народными традициями; синкретизм элементов этнопоэтики в творчестве пансалео; сакрализация природного начала в мифологии и этноискусстве кечуа; общинность этики как аксиологическая основа творчества народных мастеров; музыкальные символы кечуа в картинах художников пансалео; живопись Тигуа как своеобразная форма сказительства и как средство трансляции этноистории. Проведенный анализ позволяет заключить, что искусство Тигуа отражает духовное измерение традиции пансалео. Специфика его эстетической системы выстраивается вокруг ключевых символов и смыслов кечуанской культуры, которые сегодня выступают для ее носителей средством этнокультурной идентификации и борьбы за свои права, способом трансляции народной аксиологии и выражением экологического манифеста коренных народов Андского региона.
The domination of technogenic-consumer model in world community development and processes of globalization have brought forth one of the key tendencies of the second half of XX century - the strengthening of ethnic factor practically in all spheres of modern culture. This tendency gave birth to phenomenon of ethnic art as authorial visual art developed by masters under the influence of folk crafts and on the base of creative discovering of their autochthonous artistic traditions with evolution of technics but without loss of traditional axiology (as defined by A.V. Vashenko). The major role in the process of ethnic artistic language formation belongs to symbols - historical, musical, natural, colour - developed in the context of concrete tradition. In the present article the author analyses symbols and senses of Quechua culture reflected in Tigua ethnic art (Cotopaxi province, Ecuador). The works of A.V. Vashenko about ethnocultural factor in artistic space of the second half of the XXth century serve as theoretical basis of this research. On the material of Tigua art the following problems are regarded: modern art of Toakiza family in interconnection with folk traditions; syncretism of ethnopoetics elements in panzaleo art; the sacred attitude to nature in Quechua mythology and ethnic art; the communal ethics as axiological foundation of creative work for ethnic artists; Quechua musical symbols in panzaleo paintings; Tigua art as a form of storytelling and as means of ethnic history transmission. The analysis permits to conclude that Tigua art reflects the spiritual dimension of panzaleo tradition. The specificity of its aesthetic system is built around key symbols and senses of Quechua culture that today serve for tradition bearers as means of their ethnocultural identification and of struggle for their rights, as a resource for transmission of folk axiology and for expression of ecological manifest of native people of Andean region.
Федотов С.П.. ИСТОРИЯ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДРУЖЕСТВА СВЯТОГО АЛБАНИЯ И ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
Статья посвящена рассмотрению вопроса деятельности Содружества Святого Албания и Преподобного Сергия на первом этапе деятельности. Создание этой организации связано с продолжением диалога Русской православной и Англиканской церквей, который был начат еще в XVIII веке. Создание Содружества было вызвано массовой эмиграцией русской интеллигенции за рубеж, где продолжалась деятельность по развитию диалога православных и англикан. Англиканские интерконфессиональные организации, которые были созданы в Российской империи в начале XX века, прекратили свое существование в период революционных событий в России в 1917-1918 гг. На поместном Соборе Русской православной церкви, который проходил в период 1917- 1918 гг. было определено продолжить диалог с англиканами. Однако он был завершен по причине того, что началась Гражданская война, а затем и интервенция, в которой приняла участие Великобритания. Отношения между молодым Советским государством и Великобританией в первые годы не развивались. Россия находилась в изоляции. Однако за рубежом вопрос развития диалога православных и англикан по-прежнему оставался актуальным. За рубежом образовалась целая группа сторонников развития диалога с англиканами. В центре внимания находился вопрос признания англиканского священства, которое по-прежнему считалось вне закона. В разрешение вопроса о признании англиканского священства включилось Содружество Святого Албания и Преподобного Сергия. Его деятельность имеет несколько этапов. В данной статье будет рассмотрен первый этап его деятельности в период 20 - 30-х гг. XX века.
Article is devoted to consideration of a question of activity of the Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius at the first stage of its activity. The creation of this organization is connected with continuation of dialogue of the Russian orthodox and Anglican churches which was begun in the 18th century. The creation of the Fellowship was caused by mass emigration of Russian clerisy abroad where activities for development of dialogue of Orthodox Christians and Anglicans continued. The Anglican interkonfessionalny organizations which were created in the Russian Empire at the beginning of the 20th century stopped the existence during revolutionary events in Russia in 1917 - 1918. On a local council of Russian Orthodox Church which passed during 1917 - 1918 was determined to continue dialogue with Anglicans. However, it was complete for the reason that Civil war, and then and the intervention in which Great Britain took part began. The relations between the young Soviet state and Great Britain in the first years did not develop. Russia was in isolation. However the question of the development of the dialogue between Orthodox Christians and Anglicans still remained relevant. The whole group of supporters of the development of the dialogue with Anglicans was formed abroad. In the center of attention there was a question of recognition of Anglican priesthood which was still considered beyond the law. The question of the recognition of the Anglican priesthood involved the Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius. Its activity had several stages. In this article the first stage of its activity in the period of 20 - 30-x of the 20th century is considered.
Бучко Н.П.. БЕЛЫЙ СЛЕД «АВТОНОМНОЙ КАМЧАТКИ»
История Гражданской войны в России нашла свое отражение в развитии исторических событий в стране начала 30-х годов, когда принадлежность к антибольшевистским силам в годы Гражданской войны была основанием для судебного преследования. В 1933 г. сотрудниками ОГПУ была «раскрыта» «контрреволюционная, шпионская, диверсионная, вредительская организация «Автономная Камчатка», деятельность которой, по мнению камчатских чекистов, брала свое начало в событиях, развернувшихся на полуострове после Октября 1917 г. В основу обвинений участникам организации ставились планы по отторжению территории Камчатского полуострова от Советской России, поддерживаемые японскими покровителями. Органам безопасности Советской республики удалось получить признательные показания задержанных участников организации о наличии антисоветских планов. В условиях нарастания политических репрессий в стране появление дела «Автономной Камчатки» ложилось в канву реализуемой в СССР политики. Одним из мотивов преследования органами ОГПУ жителей региона по данному делу была связь задержанных с бывшим политическим руководством региона, которое в годы Гражданской войны занимало антибольшевистскую позицию. В условиях политической нестабильности, которая имела место в России после свержения царя и установления демократической республики, местные политические силы на Камчатке попытались заявить о своих планах развития региона, направленных на его определенную изоляцию от остальной страны с целью сохранения определенной стабильности и спокойствия. Все это, отчасти безосновательно, и было положено органами безопасности в основу обвинений участникам «Автономной Камчатки».
The history of the Civil war in Russia found the reflection in development of further historical events in the country. The events of the beginning of the 30s in the USSR when belonging to anti-Bolshevist forces in the years of Civil war was the basis for prosecution. In 1933 employees of The Joint State Political Directorate "revealed" "the counterrevolutionary, espionage, diversionary, harmful organization "Autonomous Kamchatka" which activity, according to the Kamchatka security officers, originated in the events developed on the peninsula after October, 1917. On a basis of charges to participants of the organization the plans supported by the Japanese patrons on rejection of the territory of the Kamchatka peninsula from the Soviet Russia were put. Security service of the Soviet republic managed to receive confession of detainees about presence of anti-Soviet plans of the organization. In the conditions of increase political repressions in the country, emergence of business of Autonomous Kamchatka laid down in an outline of the policy on increase of class contradictions realized in the USSR in the conditions of construction of socialist society. Communication of detainees with the former political management of the region which took an anti-Bolshevist position in the years of Civil war was one of arguments in prosecution of JSPD to the inhabitants of the region. In the conditions of political instability which took place in Russia after the overthrow of the tsar and establishment of the democratic republic local political forces on Kamchatka tried to declare the development plans for the region directed to its certain isolation from the other country for the purpose of maintaining a certain stability and tranquility. All this partly groundless was the basis for charges to participants of Autonomous Kamchatka.
Земцов А.Л.. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (1982-1990)
На рубеже 1970-х - 1980-х гг. в СССР сложилось критическое положение с производством продукции сельского хозяйства. В 1982 г. майский пленум ЦК КПСС утвердил Продовольственную программу СССР на период до 1990 года. Программа представляла собой амбициозный проект модернизации агропромышленного комплекса страны. Продовольственные программы разрабатывались и на региональном уровне. Осенью 1982 г. Липецкий облисполком утвердил Продовольственную программу Липецкой области. Изучение Продовольственной программы особенно актуально в контексте решения проблемы причин распада советской государственности. Перебои с поставками продуктов питания сыграли большую роль в нарастании социальной напряженности и усилении недовольства политикой КПСС. Новизна исследования заключается в рассмотрении регионального аспекта реформирования АПК на примере Продовольственной программы Липецкой области. Цели работы - изучить основные направления реализации региональной программы, определить степень выполнения ее контрольных показателей. В работе широко задействованы методы статистического анализа динамических рядов. В качестве источников использованы документы, хранящиеся в Государственном архиве Липецкой области, Государственном архиве новейшей истории Липецкой области, в частности, фонды Липецкого облисполкома, обкома КПСС, Липецкого областного управления статистики. Среди них решения и протоколы заседаний, статистические обзоры, сборники, отчеты, другая документация. Большой массив статистических данных привлечен из внутреннего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Это динамические ряды по урожайности, валовым сборам, производству продукции животноводства, рентабельности сельскохозяйственных предприятий. На основе проведенного анализа сделан вывод о системном характере экономических проблем в СССР и невозможности их решения путем реализации отраслевых программ.
At the turn of the 1970s - 1980s. in the USSR, a critical situation with the production of agricultural products was formed. In 1982, the May plenum of the Central Committee of the CPSU approved the Food Program of the USSR for the period until 1990. The program was an ambitious project to modernize the country's agro-industrial complex. Their Food Programs were also developed at the regional level. In autumn 1982 the Lipetsk Regional Executive Committee approved the Food Program of the Lipetsk Region. The study of the Food Program is especially relevant in the context of solving the problem of the causes of the disintegration of Soviet statehood. Interruptions in the supply of food products played a major role in the growth of social tension and increased dissatisfaction with the policy of the CPSU. The novelty of the study is to consider the regional aspect of reforming the Agrocultural Complex by the example of the Food Program of the Lipetsk Region. The objectives of the work are to study the main directions of the implementation of the regional program, determine the degree of fulfillment of its benchmarks. The methods of statistical analysis of dynamic series are widely used in the work. The documents used in the State Archives of the Lipetsk Region, the State Archive of Modern History of the Lipetsk Region, in particular the funds of the Lipetsk Regional Executive Committee, the Regional Committee of the CPSU, and the Lipetsk Regional Statistics Department are used as sources. Among them are decisions and minutes of meetings, statistical reviews, compilations, reports, and other documentation. A large body of statistical data was drawn from the internal archive of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service in the Lipetsk region. These are dynamic series for yields, gross revenues, production of livestock products, profitability of agricultural enterprises. Based on the analysis, a conclusion is made about the systemic nature of economic problems in the USSR and the impossibility of solving them through the implementation of sectoral programs.
Канищев В.В.. ТАМБОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 17-19 ИЮНЯ 1918 Г. КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
На основе известных и вновь выявленных фактов автор рассматривает тамбовский антисоветский мятеж лета 1918 г. как проявление непримиримой вооруженной борьбы отдельных групп жителей Тамбова, окрестного населения, «внешних сил», характеризует его в качестве одного из первых актов Гражданская война в России, развернувшейся именно в мае-июне 1918 г. В статье анализируется процесс постепенного втягивания в вооруженное восстание против Советской власти мобилизованных в Красную Армию крестьян, отдельных воинских частей, некоторых групп городского населения, особенно недавних офицеров Российской императорской армии. Подчеркивается, что первоначальному размаху восстания в определенной мере способствовала нейтральная позиция наиболее крупных местных отрядов рабочего класса. Специально выделен сюжет об оттеснении от руководства мятежом эсеров и заменой их представителями крайне правых офицеров, что не раз повторялось в разных эпизодах Гражданской войны в России и в очередной раз доказывает бесперспективность «третьего пути» в гражданских войнах. Вместе с тем автор утверждает о том, что контрреволюционные настроения крестьянства и большинства городских средних слоев оказались неустойчивыми, а сил одних только офицеров было недостаточно для противостояния советским вооруженным отрядам, особенно так называемым интернационалистам. В статье проводится мысль о том, что в ходе подавления тамбовского восстания проявилась крайняя жестокость, свойственная времени Гражданской войны. Особо отмечается переход на позиции решительной и жесткой борьбы с врагами Советской власти еще недавно «мягких» лидеров тамбовских большевиков Б.А. Васильева и М.Д. Чичканова, что вело к ужесточению Гражданской войны в губернии.
On the basis of the known and newly discovered facts, the author considers Tambov anti-Soviet revolt of the summer of 1918 as a manifestation of the irreconcilable armed struggle of certain groups of Tambov residents, the surrounding population, "external forces", characterizes it as one of the first acts of the Civil war in Russia, which unfolded in May-June 1918. The article analyzes the process of gradual involvement in the armed uprising against the Soviet power mobilized in the Red Army peasants, individual military units, some groups of the urban population, especially recent officers of the Russian Imperial army. It is emphasized that the neutral position of the largest local groups of the working class contributed to a certain extent to the initial scope of the uprising. At the same time, the author argues that the counter-revolutionary sentiments of the peasants and the majority of the urban middle strata turned out to be unstable, and the forces of the officers alone were not enough to confront the Soviet armed groups, especially the so-called internationalists. The article suggests that during the suppression of the Tambov uprising extreme cruelty, peculiar to the time of the Civil war, was manifested. Emphasizes the transition to the position determined and hard struggle with the enemies of the Soviet power more recently "soft" leaders of the Bolsheviks in Tambov, B.A. Vasiliev, M.D. Chichkanova, which led to a tightening of the Civil war in the province.
Мундт Л.А.. РУССКИЙ ДУХ И БОЛЬШЕВИЗМ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА МАТЕРИАЛЕ ШВЕЙЦАРСКОЙ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЫ
В статье рассматривается вопрос об отражении советской идеологии в швейцарских ежедневных газетах от заключения пакта Молотова-Риббентропа до окончания Второй мировой войны в Европе, в качестве одного из ключевых факторов влияния на имидж СССР в Швейцарии. На материалах газет «Neue-Zurcher Zeitung» и «Tages-Anzeiger» изучается отношение к большевистской идеологии в Швейцарии в начале войны: приводится сравнение отношения к идеологиям в Германии и в СССР в швейцарских газетах, показывается советский империализм и большевизация балтийских стран, Польши и Финляндии. Отдельно изучен пик антикоммунистических настроений в 1940 г., предпосылки к запрету коммунистической партии в Швейцарии и обоснование этого запрета в прессе. Изучены изменения, которые претерпевает большевизм с началом Великой Отечественной войны (реабилитация исторического прошлого, легитимация власти как историческая традиция, культивация религиозных и национальных чувств) и их отражение в швейцарских ежедневных газетах. Исследуется отношение к большевизму в швейцарских ежедневных газетах как к рычагу влияния на мировой порядок после окончания войны. В ходе исследования выявлено, что негативный образ СССР в Швейцарии был связан прежде всего с идеологией коммунизма. «Красная угроза» воспринималась таковой на всех этапах войны, невзирая на изменения, которые произошли с идеологией в СССР. После победы советских войск под Сталинградом приходит понимание того, что Германия может потерпеть поражение. Страх большевизации Европы возвращается в Швейцарию, в прессе предсказывается охлаждение отношений между союзниками и разделение Европы на две сферы влияния: коммунистическую и капиталистическую.
The article analyses the representation of Soviet ideology in Swiss daily newspapers from the signing of Molotov-Ribbentrop Pact to the end of World War II in Europe as one of the main factors of influence on image of the USSR in Switzerland. Based on the newspapers “Neue Zürcher Zeitung” and “Tages-Anzeiger” the article analyses the attitude to the Bolshevistic ideology in Switzerland in the begging of the war: compares the attitude to the ideologies of Germany and the USSR, describes Soviet imperialism and the Bolshevisation of the countries occupied by the USSR. Also the preconditions for the banning of the Communist Party in Switzerland in 1940 are described. The changes of Bolshevism after the beginning of the Great Patriotic War (the rehabilitation of the historical past, the legitimization of power as a historical tradition, the cultivation of religious and national feelings) is also analyzed on the materials of the newspapers. The attitude of Swiss newspapers to Bolshevism is also studied as one of the factors influencing the world order after the end of the war in Europe.
Польская С.А.. КОРОНАЦИОННЫЕ ОРДИНАРИИ VIII-IX вв.: ПРОБЛЕМА ЗАИМСТВОВАНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
Статья посвящена исследованию ряда текстов коронационных ординариев (ordines) каролингской эпохи в свете постановки проблемы оригинальности и одновременно универсальности их содержания для континентальной и островной (англо-саксонской) традиции. В качестве примера рассматриваются коронационные ординарии, берущие свое начало в «геласианских таинствах» - записях литургии по римским и франкским обрядам. Они выступили основой для формирования пасхальных записей, в свою очередь, их глоссы - для пометок о порядке проведения инаугурационных церемоний и сопровождающих их молитв. Таковым является «Таинство Геллона» 790-800 гг., из данных которого архиепископ Реймса Хинкмар создал сразу четыре коронационных чина: ordines Карла II 869 г., Людовика II 877 г., Юдифи 856 г. и Эрментруды 866 г. Не меньший интерес представляет миграция этой традиции в Британию. Образцом такого рода выступает ordo Леофрика 838 / 839 гг., возможно, заказанный в Лотарингии для коронации эрла Мерсии. Сложный путь содержательной части, вобравшей данные манускриптов монастырей Арраса, Эксетера, Гластонбери и Кентербери сформировал второй вариант англо-саксонского ordo. Вариант двойной миграции - с острова на континент - демонстрирует ordo Фулрада / Ратольда, составленное около 980 г. в монастыре св. Вааса в Аррасе для аббатства Корби. В свою очередь, целью его создания являлась инаугурация короля Эдгара в 973 г. Несомненная органичность указанных заимствований свидетельствует об универсальности понимания теизации власти в Западной Европе раннего средневековья.
The article is devoted to the study of a number of texts of coronation ordinaries of the Carolingian era in the light of raising the problem of originality and at the same time the universality of their content for the continental and island (Anglo-Saxon) traditions. As an example, coronation ordinaries are considered, originating in the «Gelasian mysteries» - records of the liturgy according to Roman and Frankish rites. They were the basis for the formation of the Easter records, and, in turn, their glosses - for notices about the procedure for holding inaugural ceremonies and accompanying prayers. This is the «Sacrament of Gellon» 790-800, from which the Archbishop of Rheims Hinсmar created four coronation ranks at once: ordines of Charles II of 869, Louis II of 877, Judith of 856 and Ehrmentrude of 866. Of no less interest is the migration of this tradition to Britain. An example of this kind is ordo Leofric 838/839, possibly ordered in Lorraine for the coronation of the earl of Mercia. The complex way of the content part, which absorbed the data of the manuscripts of the monasteries of Arras, Exeter, Glastonbury and Canterbury formed the second variant of the Anglo-Saxon ordo. The variant of double migration - from the island to the continent - shows the ordo of Fulrad / Ratold, composed around 980 in the monastery of St. Vaas in Arras for the Abbey of Corby. In turn, the purpose of his creation was the inauguration of King Edgar in 973. The undoubted organic nature of these borrowings testifies to the universality of the understanding of the theization of power in Western Europe in the early middle ages.
Волкова И.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ЯПОНО-КИТАЙСКОЙ ВОЙНЫ (1937- 1941 гг.) В МАТЕРИАЛАХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
Статья посвящена событиям начального периода японо-китайской войны 1937-1941 гг. в зарубежной периодической печати. Исследование построено с привлечением архивных материалов - переводов публикаций мировых информационных агентств, подготовленных в рассматриваемый период корреспондентами ТАСС для служебного пользования, и, как следствие, не афишированных в советской прессе. В первой половине ХХ в. серьезно усилилось значение средств массовой информации как инструмента агитации и пропаганды. Особую роль СМИ играли в период вооруженных конфликтов, кода они приобретали возможность через трансляцию информации из мест боевых действий влиять на восприятие обществом национального курса внешней политики. В связи с этим изучение материалов периодической печати начального периода японо-китайской войны позволяет оценить отношение ведущих мировых держав к событиям в Китае. Освещается в прессе инцидент у моста Лугоуцяо, обсуждение вопроса об агрессивных действиях Японии в Китае Лигой Наций, отношение мирового сообщества к бомбардировкам населенных пунктов в Поднебесной. Особое внимание уделено автором отражению в зарубежной периодической печати вопросов оказания СССР военно-технической поддержки вооруженным силам гоминьдана, участия советских летчиков-добровольцев в боевых действиях на территории Китая. Акцент сделан на сопоставлении позиций информационных агентств Западной Европы, США и Японии.
The article is devoted to the question of reflecting the events of the initial period China-Japanese war, 1937-1945, in the foreign media. The study is built with the assistance of archival materials - the translations of publications of the world informational agencies, composed in the period under review by the TASS News Agency correspondents for official use. During the first half of the XX century importance of media as an instrument of ideology has increased. Media played a special role in war-time, when it acquired the opportunity to affect the public perceptions of national foreign policy through the broadcasting of the information from the places of warfare. In this regard, the studying of the materials of the periodic publishing of the initial period of the China-Japanese war allowsus to estimate the ratio of major world powers to the events in China. The article considers news media’s attitude towards the incident at the Lugou Bridge, the approach of the League of Nations to the aggressive actions of Japan in China. The author analyzes the news media’s attitude towards the military aid of USSR to Cuomintang. The article is also focused on the comparison of the positions of media from the West European’s states, the USA and Japan.