Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (15) (2018)
DOI 10.24888/2410-4205-2018-15-2-64-71
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ДИНАМИКИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: ВЫДУМАННЫЙ ГЕРОИЗМ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ?
В представленной статье объектом особого интереса становится художественная трансформация хорошо известного исторического материала в разнообразные неомифологические аспекты драматического текста, отражающие изменения в историческом сознании. Поскольку, по убеждению автора, именно неомиф реализует способность к глобальным историческим обобщениям, различные формы и способы осмысления истории предоставляют драматическому произведению возможность генерирования особого исторического мироощущения, характерного для рубежного периода. Поэтому предметом рассмотрения в статье является связь жанровой динамики русской исторической драматургии начала XIX века с неизбежной для переходной эпохи глобальной мифологизацией исторической картины мира. Автор приходит к следующим выводам: в рамках старой жанровой системы назревает новый, коррелятивный метод художественно-исторического обобщения; история становится экспериментальным пространством взаимодействия различных концепций в их взаимосвязи, что позволяет конструировать вариативные модели исторического бытия; действительность рассматривается уже не в эстетических категориях «возвышенного» и «низменного», подготовленных предшествующими морально-философскими установками, но представляется как многообразный поток, формирующий новые исторические системы в их многообразии и взаимодействии; взаимосвязь нового и старого, воссоздающая и интерпретирующая исторические события отечественного прошлого в их духовной значимости, разрушает традиционные стереотипы историософии; культурологическая, общественно-научная, историософская дивергенция приводит к дифференциации и переосмыслению всех социокультурных значений и смыслов; драматургия погружается в политические, религиозные, социальные и философские проблемы, без постижения которых невозможна эстетически значимая оценка исторического прошлого и настоящего; в свою очередь, социально-политическое, научно-историческое и религиозно-философское сознание обращается к литературе за историческими мифологемами, аргументами и аналогиями; в результате начинает формироваться взгляд на непостижимую сложность окружающего мира, который постепенно упраздняет привязанность к нормам и авторитетам, но при этом демонстрирует целостность исторического мировосприятия.
Ключевые слова
исторические сознание; художественное сознание; культурный архетип; мифологизация; неомиф; historical consciousness; artistic consciousness; cultural archetype; mythology; neomyth
MYTHOLOGIZATION OF HISTORY AS A FACTOR OF LITERARY DYNAMICS OF THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY: THE MADE UP HEROISM OR THE RECOVERY OF HISTORICAL INTEGRITY?
In this article the object of special interest is the artistic transformation of well-known historical material to various neo-mythological aspects of dramatic text, reflecting changes in historical consciousness. As according to the author, it is the neomyth that implements the ability to global historical generalizations, different forms and ways of understanding history provide a dramatic work with the possibility to generate special historical attitude, characteristic of the transitional period. Therefore, the subject of the article is the connection of genre dynamics of Russian historical dramaturgy of the beginning of the XIX century with inevitability of the global mythologization of the historical picture of the world for the transition era. The author comes to the following conclusions: a new, correlative method of artistic and historical generalization is brewing within the framework of the old genre system; history becomes an experimental space of interaction of different concepts in their relationship, which allows to design variative models of historical existence; reality is no longer considered in the aesthetic categories of "exalted" and "low", prepared by previous moral and philosophical attitudes, but is presented as a diverse stream, forming new historical systems in their variety and interaction; the interrelationship of the new and the old, recreating and interpreting historical events of the nation’s past in their spiritual significance, destroys traditional stereotypes of historiosophy; culturalogical, social-scientific, historiosophical divergence leads to differentiation and transformation of all socio-cultural values and meanings; dramaturgy is immersed in political, religious, social and philosophical problems, without which it is impossible to comprehend the aesthetically significant assessment of the historical past and the present; in its turn, socio-political, scientific-historical and religious-philosophical consciousness refers to literature for historical mythology, arguments and analogies; as a result, a view of the incomprehensible complexity of the world begins to form, which gradually abolishes attachment to norms and authorities, but at the same time demonstrates the integrity of the historical worldview.
Список литературы
-
Венедиктова Т. О пользе литературной истории для жизни // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С.12-22.
-
Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ, 2000.
-
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 320 с.
-
Лотман Ю., Успенский Б. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XYIII века) // Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Издательство «Гнозис», 1994. С. 220-298.
-
Одоевский В. Русские ночи. Л.: Наука,1975. 345 с.
-
Телегин С.М. Философия мифа: Введение в метод мифореставрации. М.: Община, 1994. 140 с.
-
Эпштейн М. Метаморфозы // Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. С. 139-176.
-
Campbell Joseph. The Hero with a Thousand Faces. 1st. Princeton, NJ: Princeton University Press. (2nd ed. 1968, 3rd ed. 2008). - Режим доступа: https://www.pdfdrive.net/the-hero-with-a-thousand-faces-e34758660.html - (Дата обращения: 20.03.2018 г.).