Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (15) (2018)
DOI 10.24888/2410-4205-2018-15-2-72-80
«ИЗОБРЕТЕНИЕ МУЗЫКИ»: ИСТОРИЯ ДВУХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТОЛКОВАНИЙ
В статье исследуются представления о происхождении музыки, свойственные европейской ученой культуре Раннего и Высокого Средневековья. В качестве примера рассмотрены определения латинского слова « musica» в энциклопедическом трактате VII в. «Этимологии» Исидора Севильского и пока мало известных в отечественной историографической традиции деривационных словарях итальянских лексикографов XI - XIII вв. Папия Ломбардского, Угуччоне Пизанского и Иоанна Генуэзского. Поскольку полных критических изданий словарей Папия и Иоанна Генуэзского еще не существует, при написании статьи использованы собственные транскрипции текстов из рукописи и инкунабулы соответственно. Используя одинаковый корпус текстов и применяя сходные методы рассуждения, основанные на анализе происхождения слова, авторы источников по-разному истолковывают выявленные связи. В зависимости от актуальных интеллектуальных потребностей и предназначения сочинения трансформируется как содержание, так и структура определений слова. Авторов объединяет возрастающее стремление к полноте и непротиворечивости приведенной информации, следующее из представления о том, что язык воспроизводит реальные соотношения между вещами и явлениям. Анализ происхождения слов обретает таким образом онтологическое наполнение и превращается в расследование фундаментальных принципов устройства мира, задуманных его Творцом. В «Этимологиях» подобный метод рассуждения позволяет автору обосновать место музыки в христианской картине мира и интегрировать в нее ученую традицию Античности. Лексикографы Высокого Средневековья продолжают стремление Исидора Севильского к синтезу знаний в рамках всего массива словарных дефиниций, которые дополняют друг друга и позволяют читателю составить представление о комплексе понятий и контекстов. Выбор описанного способа рассуждения предполагает глубокую авторскую рефлексию относительно содержания определений, вследствие чего противоречия и предполагаемые неточности также представляют интерес для исследователя. В случае рассказа о происхождении музыки изучение традиции словарно-энциклопедических определений позволяет не только выявить характерные представления о содержании и значении явления, но и позволяет уточнить специфику его понимания в специальных музыкально-теоретических сочинениях эпохи.
Ключевые слова
свободные искусства; Исидор Севильский; Средние века; интеллектуальная культура; музыка; лексикография; словари; liberal arts; Isidore of Seville; Middle Ages; intellectual culture; music; derivational dictionaries; lexicography
THE INVENTION OF MUSIC": THE HISTORY OF TWO MEDIEVAL INTERPRETATIONS
The article examines the notions of the origins of music that were characteristic for European intellectual culture of the Early and High Middle Ages. As an example author examines definitions of a Latin word "musica" from the encyclopaedic treatise of the 7th century "Etymologies" by Isidore of Seville and derivational dictionaries written by Italian lexicographers of XI - XIII centuries (Papias, Uguccione from Pisa, Iohannes Ianuensis) poorly researched by Russian historiographical tradition yet. Author uses her own transcriptions of Papias' and IohannesIanuensis' works (manuscript and incunabula) because of the lack of the critical editions. Isidore and high-medieval lexicographers used the same text repertoire and similar methods of reasoning based on the word formation analysis but interpreted results in different ways. Both content and structure of their definitions transformations depended on actual intellectual needs and destination of the text. All authors are united by their aspiration for fullness and consistency of information that derives from the concept of a language as a real world's mirror. Thus the analysis of word formation acquires ontological sense and becomes a research of the fundamental principles of world's organization planned by the Creator. This method of reasoning helps the author of "Etymologies" to substantiate the place of music in Christian vision of the world and to integrate an intellectual tradition of Antiquity into it. Lexicographers of the High Middle Ages continue his trying to synthesize knowledge in all definitions given in their dictionaries. They construct definitions that supplement each other and let their reader know the full complex of ideas and concepts. Such method of reasoning presupposes deep reflection about content of the definitions given by its author. Therefore contradictions and possible inaccuracies could also be of interest by their researcher. In the examined case the traditional descriptions of the origins of music is helpful not only for showing typical ideas of its content and role, but enables to find out more precise concept of it in special musical theoretical treatises.
Список литературы
-
Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002. 479 с.
-
Боэций А.М.С. Основы музыки / Подготовка текста, перевод и комментарий С.Н. Лебедева. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. 448 с.
-
Воронцов С.А. Некоторые жанровые особенности первой книги «Дифференций» Исидора Севильского // Философия. Язык. Культура: сборник статей. Вып. 3. СПб.: Алетейя, 2012. С. 234-239.
-
Исидор Севильский Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III / Пер. Л.А. Харитонова. СПб.: Евразия, 2006. 352 с.
-
Коляда Е.И. Музыкальные инструменты в Библии: энциклопедия. М.: Издательский дом «Композитор», 2003. 400 с.
-
Марей Е.С. Грамматика и богословие в «Дифференциях» Исидора Севильского. // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». 2013. № 13. С. 66-78.
-
Мартынов В.И. О различении понятий богослужебного пения и музыки в Священном Писании. // Методы изучения старинной музыки: сборник научных трудов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 1992. С. 3-13.
-
Петров В.В. Кеннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах: к истолкованию одной англо-саксонской глоссы. // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С. 589-614.
-
Сухачев Н.Л., Григорьев В.П / Предпосылки развития грамматических учений в Испании. // История лингвистических учений. Ленинград, 1985. С. 98-108.
-
Уколова В.И. Рождение средневекового энциклопедизма. Исидор Севильский. // Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - начало VII века). М.: Наука, 1989. С. 196-276. 320 с.
-
Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. P.: Editions Beauchesne, 1994. 329 p.
-
Cremascoli G. I classici nella “Summa” di GuglielmoBretone. // Gli umanesimi medievali. Atti del II Congresso dell’ “Internationales Mittellateinerkomitee”. Firenze, CertosadelGaluzzo, 11-15 septembre 1993. Firenze: SISMEL edizionidelGalluzzo, 1998. P. 67-75.
-
Cremascolli G. La coscienza letteraria del lessicografo mediolatino. // Studi мmedievali. Fasc. II. 2002. P.791-803.
-
Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dansl’Espagnew isigothique. Paris: Études Augustiniennes, 1959. Vol. 1-2. 1014 p.
-
Furno M. De l'elementarium au thesaurus: l'émancipation des lexiques latins monolingues aux XVe et XVIe siècles. // Histoire Épistémologie Langage. 1997. T. 19. № 1. P. 151-175.
-
Huntsman J.F. Grammar. // The seven liberal arts in the Middle Ages / Ed. D.L. Wagner. Bloomington: Indiana University Press, 1983. P. 58-95.
-
Johannes Catholicon mit Gedicht 'Hic tibi sancte pater..'. Mainz, 1460.
-
Lunardini V. Il prologo del lessico di Gualtiero d’Ascoli. Edizione e studio del testo. // Saggi di lessicografia mediolatina. Spoleto, 2011. P. 290-310.
-
McKinnon J. Musical instruments in medieval psalm commentaries and psalters. // Journal of American Musicological Society. 1968. № 21. P. 3-20.
-
Müller W.P. Huguccio. The life, works and thought of a twelfth-century jurist. (Studies in medieval and early modern canon law). Washington, D.C.: Catholic University of America Press, 1994. 220 p.
-
Murray R. E., Weiss S. F., Cyrus C. J. Music Education in the Middle Ages and the Renaissance. Bloomington: Indiana University Press, 2010. 424 p.
-
Page Ch. Preface. // The Summa musice: a thirteenth-century manual for singers / Ed. Ch. Page. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. P. XI-XIV.
-
Riessner C. Die “Magnae Derivationes” des Uguccione da Pisa und ihre Bedeitungfür die romanische Philologie. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1965. 245 p.
-
Sharpe R. Vocabulary, word formation, and lexicography. // Medieval Latin: an introduction and bibliographical guide / Ed. F.A.C. Mantello, A.G. Rigg. Washington, D.C.: CUA Press, 1996. P. 93-105.
-
Summa musice. // The Summa musice: a thirteenth-century manual for singers / Ed. Ch. Page. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. P. 139-211.
-
The Etymologies of Isidore of Seville: translated, with introduction and notes. / Ed. S.A. Barney. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 490 p.
-
The vocabulary of intellectual life in the Middle Ages. Turnhout: Brepols, 2003. 482 p.
-
Uguccione da Pisa Derivationes / Ed. E. Cecchini. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 2004. Vol. 1-2. 1575 p.
-
Verger J. Les universités au Moyen Âges. Paris: Presses Universitaires de France, 2013. 232 p.
-
Vocabulaire de Papias. Paris, Ms. Lat. 11531.