Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (15) (2018)
DOI 10.24888/2410-4205-2018-15-2-81-96
СИМВОЛЫ И СМЫСЛЫ КЕЧУАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДЕРЕВНИ ТИГУА (ПРОВИНЦИЯ КОТОПАКСИ, ЭКВАДОР)
Преобладание техногенно-потребительской модели развития мирового сообщества и процессы глобализации породили одну из мощнейших тенденций второй половины ХХ века, охватившую разные регионы мира - усиление этнокультурной художественности практически во всех сферах творчества. Это привело к появлению феномена этноискусства - авторского изобразительного искусства, развивающегося под влиянием народных промыслов на современность и создающегося мастерами на основе творческого освоения собственных автохтонных художественных традиций, с развитием приемов, и сохранением традиционной аксиологии (согласно определению А.В. Ващенко). Ведущую роль в формировании художественного языка современного этнического искусства играют символы - исторические, музыкальные, природные, цветовые - сложившиеся в рамках конкретных традиций. В настоящей статье автор анализирует символы и смыслы кечуанской культуры, отраженные в изобразительном искусстве деревни Тигуа (провинция Котопакси, Эквадор). В качестве теоретической основы исследования выступают труды А.В. Ващенко, посвященные этнокультурному фактору в художественном пространстве второй половины ХХ века. На материале искусства Тигуа рассматриваются следующие проблемы: современная живопись семьи Тоакиса во взаимосвязи с народными традициями; синкретизм элементов этнопоэтики в творчестве пансалео; сакрализация природного начала в мифологии и этноискусстве кечуа; общинность этики как аксиологическая основа творчества народных мастеров; музыкальные символы кечуа в картинах художников пансалео; живопись Тигуа как своеобразная форма сказительства и как средство трансляции этноистории. Проведенный анализ позволяет заключить, что искусство Тигуа отражает духовное измерение традиции пансалео. Специфика его эстетической системы выстраивается вокруг ключевых символов и смыслов кечуанской культуры, которые сегодня выступают для ее носителей средством этнокультурной идентификации и борьбы за свои права, способом трансляции народной аксиологии и выражением экологического манифеста коренных народов Андского региона.
Ключевые слова
символы культуры кечуа; этноискусство; живопись Тигуа; традиционная культура Эквадора; художественный синкретизм; элементы этнопоэтики в живописи; symbols of Quechua culture; ethnic art; Tigua painting; traditional culture of Ecuador; artistic syncretism; eth
SYMBOLS AND SENSE OF KECHUAN CULTURE IN THE FINE ARTS OF TIGUA VILLAGE (PROVINCE OF COTOPAXI, ECUADOR)
The domination of technogenic-consumer model in world community development and processes of globalization have brought forth one of the key tendencies of the second half of XX century - the strengthening of ethnic factor practically in all spheres of modern culture. This tendency gave birth to phenomenon of ethnic art as authorial visual art developed by masters under the influence of folk crafts and on the base of creative discovering of their autochthonous artistic traditions with evolution of technics but without loss of traditional axiology (as defined by A.V. Vashenko). The major role in the process of ethnic artistic language formation belongs to symbols - historical, musical, natural, colour - developed in the context of concrete tradition. In the present article the author analyses symbols and senses of Quechua culture reflected in Tigua ethnic art (Cotopaxi province, Ecuador). The works of A.V. Vashenko about ethnocultural factor in artistic space of the second half of the XXth century serve as theoretical basis of this research. On the material of Tigua art the following problems are regarded: modern art of Toakiza family in interconnection with folk traditions; syncretism of ethnopoetics elements in panzaleo art; the sacred attitude to nature in Quechua mythology and ethnic art; the communal ethics as axiological foundation of creative work for ethnic artists; Quechua musical symbols in panzaleo paintings; Tigua art as a form of storytelling and as means of ethnic history transmission. The analysis permits to conclude that Tigua art reflects the spiritual dimension of panzaleo tradition. The specificity of its aesthetic system is built around key symbols and senses of Quechua culture that today serve for tradition bearers as means of their ethnocultural identification and of struggle for their rights, as a resource for transmission of folk axiology and for expression of ecological manifest of native people of Andean region.
Список литературы
-
Аудиозапись приветственного слова Эдгара Тоакиса, сделанная Ю.С. Овчинниковой во время презентации выставки искусства Тигуа в Институте Латинской Америки РАН 7 июля 2014 г.
-
Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М.: ФИЯР МГУ, 2013. 149 с.
-
Ващенко А.В. Природа в системе искусства североамериканских индейцев // Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. М.: Наука, 1988. С. 297-311.
-
Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. М.: ФИЯР МГУ, 2008. 168 с.
-
Дэн С. Чилл. Наивизм: жанр, время которого пришло // Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: История практика перспективы. М.: ГУК Музей Наивного искусства, 2008. С. 26-35.
-
Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М.: Наука, 1975. 190 с.
-
Интервью с художником Эдгаром Тоакиса из посёлка Тигуа (провинция Котопакси, Эквадор), проведенное в 2016 г. М.Ю. Белкиной.
-
Корнилов О.А. Runa simi - язык инков. Экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2009. 268 с.
-
Пичугин П.А. Музыкальная культура андских народов. М.: Наука, 1979. 87 с.
-
Чокано Х.С. Кена - индейская флейта / Пер. Г. Шмакова // Поэзия Латинской Америки. М.: Художественная литература, 1975. 124 с.
-
CEE Cañar: La Bocina. - Casa de Cultura Ecuatoriana. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=mbhZ01jT5W0 (дата доступа: 04.05.2018)
-
Civallero E. Las largas trompetas de los Andes. Una breve introducción. 3 ed. - Madrid: Edgardo Civallero, 2017. 74 p.
-
Bailey Gutiérrez A. K. Franz Tamayo: Mito y tragedia. - La Paz: Plural editores, 2010. 232 p.
-
Chávez T.C., Chávez I.S., Chávez, N.S. Tradición Andina. Edad de oro. Segunda ed. - Lima-Peru, 2007. 322 p.
-
Cóndor Enamorado. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WvzwqfiTnjM (дата доступа: 04.05.2018)
-
Con mi querido padre en Tigua Ecuador. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tm8_MJFjWm4 (дата доступа: 04.05.2018)
-
El Arte Tigua. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=cc_V2t0bOlQ&t=308s (дата доступа: 04.05.2018)
-
Garcia Escudero M.C. El arco iris en la cosmovisión prehispánica centroandina // Gazeta de Antropología. Junio 2007, número 23. Artículo 15. P. 3-4. - URL: http://www.ugr.es/~pwlac/G23_15Carmen_Garcia_Escudero.pdf (дата доступа: 04.05.2018)
-
Ivers M. Poemasa colores. Memoria e identidad indígena en la pintura de Tigua. Quito: Universidad Andina Simón Bolívar, Sede Ecuador, 2012. 71 p.
-
Jimenez R.T. La Cruz Andina como motivo de representación. Tesis previa a la obtención de la licenciatura en artes plásticas. Quito: Universidad Central de Ecuador, 2015. 54 p.
-
La bocina, instrumento ceremonial netamente autóctono // El Telégrafo. Ecuador, Miercoles, 01 Agosto 2012. - URL: http://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/espectaculos/22/la-bocina-instrumento-ceremonial-netamente-autoctono (дата доступа: 04.05.2018)
-
Micaela Chauque. El Milagroso. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=XJO1y4Yhfqo (дата доступа: 04.05.2018)
-
Tigua. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=RZtsnnD3-3Y&t=209s (дата доступа: 04.05.2018)
-
Pawkar Raymi. Orquesta de instrumentos Andinos de Quito. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tlVF5ue02Eg (дата доступа: 04.05.2018)
-
Uña Ramos. Una Flauta En la Noche. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2eLScmvDRTc (дата доступа: 04.05.2018)