Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №4 (17) (2018)
УДК 94(47)
DOI 10.24888/2410-4205-2018-16-3-171-177
ГРАФФИТИ МЕЛОВЫХ ПЕЩЕР В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Целью данного исследования является изучение граффити меловых пещер юга Центральной России XIX-XX вв. как отражения ценностей и норм пещероустроителей и посетителей подземелий. Надписи и рисунки вырезались в породе, выполнялись карандашом, рисовались краской. В статье обращается внимание на то, что пещера является традиционным местом нанесения первичных и вторичных граффити, несущих различную функциональную нагрузку. Религиозно-магическая функция проявлялась в нанесении на стены подземелий молитвенных прошений. Коммуникативная функция первичных граффити реализовывалась в побуждении пещерокопателей к деятельности. Экзистенциональная функции - в многочисленных автографах, эмотивная функция - в лирических надписях. Социально-информационная и религиозно-информационная функция отражали как значимые исторические события, так и особенности проявления религиозного культа. Помимо различных кириллических надписей, на стенах пещер фиксируются другие символы. Наибольшее распространение среди них занимают кресты, которые зачастую отклоняются от канонической формы, что свидетельствует о народном, неинституциональном характере их нанесения. Также в пещерах встречаются солярные символы и в единичных случаях - изображение кораблей, дерева, дома, храма и др. Автор впервые вводит в научный оборот целый ряд обнаруженных в результате полевых исследований граффити. Их изучение способствует не только пониманию выраженных в знаковых формах ценностей и норм создателей граффити, но и позволяет привлечь внимание к моделированию процесса расчистки стен при включении пещер в объекты туристической и паломнической деятельности. Уникальные пещерные граффити, отражающие социальные процессы и элементы традиционной культуры, требуют бережного отношения, сохранения и реставрации.
Ключевые слова
граффити; пещера; Среднерусское Белогорье; народное православие; монастыри; Русская православная церковь; graffiti; cave; Middle Russian Belogorye; folk Orthodoxy; monasteries; the Russian Orthodox Church
GRAFFITI OF CHALK CAVES IN TRADITIONAL AND MODERN FOLK CULTURE
The purpose of this study is to examine graffiti of chalk caves in the South of Central Russia in XIX-XX centuries as a reflection of values and norms of cave diggers and visitors of catacombs. The messages and drawings were carved in the rock, performed with a pencil and painted. The article draws attention to the fact that a cave is a traditional place for primary and secondary graffiti, bearing various functional load. The religious and magical function could be seen in prayers put on the walls. The communicative function of primary graffiti was actualized in impelling the cave diggers to act. The existential function was in numerous autographs, the emotive function was in lyric inscriptions. The socio-communicative and religious and informative functions reflected either important historical events or special aspects of religious worship manifestations. In addition to the various Cyrillic inscriptions on the cave walls there are also other signs. The most common among them are crosses, which are often different from the canonical form, which proves popular, non-institutional nature of their application. There are also solar symbols in caves, and in individual cases there are images of a ship, a tree, a house, a temple, etc. The author for the first time puts into scientific practice a number of graffiti found in field studies. Their study contributes not only to understanding of graffiti creators’ values and norms, which were expressed in sign forms, but also it allows to draw attention to modelling of cleaning process of the walls when putting caves in the list of tourist and Pilgrim activity objects. Unique cave graffiti reflecting social processes and elements of traditional culture require careful treatment, preservation and restoration.
Список литературы
-
Белкин А. И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити // Креативная экономика и социальные инновации. 2012. № 1 (2). С. 36-54.
-
Гунько О. Г., Гунько А. А. Пещера как визуально-коммуникативная среда // Спелеология и спелестология: сборник материалов V международной научной заочной конференции (К 100-летию А.В. Рюмина). Набережные Челны: НИСПТР, 2014. С. 317-322.
-
Кондратьева С. К. Граффити пещер Дивногорья // Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып. 5. - Воронеж: «Научная книга», 2015. С. 83-89.
-
Марков Е. Л. Поездка в Дивногорье // Русский вестник. 1891. Т. 214. С.128-182.
-
Мильков Ф. Н., Михно В. Б., Чикишев А. Г. и др. Среднерусское Белогорье / Под ред. Ф. Н. Милькова. Воронеж: ВГУ, 1985.
-
Писаревский Н. П., Степкин В. В. Граффити Гороховской пещеры // Nostos. К 65-ю Г. Я. Велласа / Отв. ред. д-р И. Лисов. Афины, 2001. С. 141-160.
-
Скороходова А. С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. 1998. №1. С. 144-164.
-
Степкин В. В. Мигулинские пещеры // Донская археология. 2001. №3-4 (12-13). С. 159-165.
-
Степкин В. В. Пещера у с. Новохарьковка на Среднем Дону // Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.12. Воронеж: ВГПУ, 2006. С. 204-209.
-
Степкин В. В. Пещерничество у слободы Караяшник Воронежской области: в лабиринтах духовной жизни 20-30-х годов ХХ века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 4. -С.114-122.
-
Степкин В. В. Пещерный комплекс у села Семейки // Вестник Воронежского отдела Русского географического общества. - 1999. - Вып. 2. - С. 120-124.
-
Степкин В. В. Пещерный храм у села Селявное // Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып. 3 / Под. ред. А. З. Винникова, М. И. Лыловой. Воронеж: Научная книга, 2012. С. 305-315.
-
Степкин В. В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье (VIII-XX вв.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Воронеж, 2005. 24 с.
-
Степкин В. В. Рисунки-граффити Белогорского пещерного комплекса // Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий: Тезисы докладов научной конференции. Липецк, 1999. С. 206-212.
-
Степкин В. В., Гунько А. А. Пещеры в катакомбном движении Русской православной церкви на территории Подонья и Поволжья в 1920-40-е гг. // Самарский научный вестник. 2018. Том 7. № 1 (22). С. 197-201.
-
Степкин В. В., Химин А. Н. Проблемы и перспективы рекреационного использования пещер Среднего Дона // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Материалы международной научно-практической конференции 16-20 ноября 2010 г., Набережные Челны. Набережные Челны: НИСПТР, 2010. С.197-199.
-
Шутова В. В. Рисунки и надписи подземных каменоломен в контексте культуры юга России конца XIX - начала XX веков // Спелестологический ежегодник РОСИ. Вып. 2. М.: РОСИ, 2001. С. 206-250.
-
Белкин А. И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити // Креативная экономика и социальные инновации. 2012. № 1 (2). С. 36-54.
-
Гунько О. Г., Гунько А. А. Пещера как визуально-коммуникативная среда // Спелеология и спелестология: сборник материалов V международной научной заочной конференции (К 100-летию А.В. Рюмина). Набережные Челны: НИСПТР, 2014. С. 317-322.
-
Кондратьева С. К. Граффити пещер Дивногорья // Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып. 5. - Воронеж: «Научная книга», 2015. С. 83-89.
-
Марков Е. Л. Поездка в Дивногорье // Русский вестник. 1891. Т. 214. С.128-182.
-
Мильков Ф. Н., Михно В. Б., Чикишев А. Г. и др. Среднерусское Белогорье / Под ред. Ф. Н. Милькова. Воронеж: ВГУ, 1985.
-
Писаревский Н. П., Степкин В. В. Граффити Гороховской пещеры // Nostos. К 65-ю Г. Я. Велласа / Отв. ред. д-р И. Лисов. Афины, 2001. С. 141-160.
-
Скороходова А. С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. 1998. №1. С. 144-164.
-
Степкин В. В. Мигулинские пещеры // Донская археология. 2001. №3-4 (12-13). С. 159-165.
-
Степкин В. В. Пещера у с. Новохарьковка на Среднем Дону // Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.12. Воронеж: ВГПУ, 2006. С. 204-209.
-
Степкин В. В. Пещерничество у слободы Караяшник Воронежской области: в лабиринтах духовной жизни 20-30-х годов ХХ века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 4. -С.114-122.
-
Степкин В. В. Пещерный комплекс у села Семейки // Вестник Воронежского отдела Русского географического общества. - 1999. - Вып. 2. - С. 120-124.
-
Степкин В. В. Пещерный храм у села Селявное // Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып. 3 / Под. ред. А. З. Винникова, М. И. Лыловой. Воронеж: Научная книга, 2012. С. 305-315.
-
Степкин В. В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье (VIII-XX вв.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Воронеж, 2005. 24 с.
-
Степкин В. В. Рисунки-граффити Белогорского пещерного комплекса // Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий: Тезисы докладов научной конференции. Липецк, 1999. С. 206-212.
-
Степкин В. В., Гунько А. А. Пещеры в катакомбном движении Русской православной церкви на территории Подонья и Поволжья в 1920-40-е гг. // Самарский научный вестник. 2018. Том 7. № 1 (22). С. 197-201.
-
Степкин В. В., Химин А. Н. Проблемы и перспективы рекреационного использования пещер Среднего Дона // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Материалы международной научно-практической конференции 16-20 ноября 2010 г., Набережные Челны. Набережные Челны: НИСПТР, 2010. С.197-199.
-
Шутова В. В. Рисунки и надписи подземных каменоломен в контексте культуры юга России конца XIX - начала XX веков // Спелестологический ежегодник РОСИ. Вып. 2. М.: РОСИ, 2001. С. 206-250.