Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №4 (21) (2019)
УДК 82.091
DOI 10.24888/2410-4205-2019-21-4-18-68-80
«ЗЛОПОЛУЧНЫЙ БОРИС!»: РЕЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ БОРИСА ГОДУНОВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Статья посвящена рассмотрению художественного образа государственного деятеля XVI-XVII вв. Бориса Годунова в русской литературе и кинематографии. Автором проанализированы прозаические и драматические исторические произведения XIX-XXI вв., а также художественные фильмы и исторические сериалы. В основу анализа была положена идея о виновности/невиновности Бориса Годунова в убийстве малолетнего царевича Дмитрия, вероятного наследника русского престола. В результате исследования были сделаны выводы об определяющем влиянии на идейную позицию авторов художественных произведений и фильмов точки зрения придворного историографа Н. М. Карамзина, воспроизведенной им в многотомном труде «История Государства Российского». Эта точка зрения, в свою очередь, являлась отражением официальной, «романовской» идеологии, представлявшей Бориса Годунова политическим интриганом и безжалостным детоубийцей и господствовавшей в русской историографии более трехсот лет. Несмотря на появление в XIX-XXI вв. новых научных исследований, опровергающих официальную точку зрения в вопросе об убийстве царевича Дмитрия, в русской культурной традиции продолжает существовать исторический миф о жестоком и кровожадном царе Борисе. Этот миф нашел отражение в многочисленных художественных произведениях, посвященных личности Годунова, а также событиям Смутного времени в России XVII в. Авторы исторических романов и повестей, трагедий и баллад, кино- и телефильмов не отказывают Борису Годунову в определенных достоинствах, в частности, в умении управлять государством, но не выходят за рамки традиционных представлений о нем. Исключением является роман представителя эмигрантской литературы А. Труайя, полностью реабилитирующий Годунова как правителя и как человека.
Ключевые слова
Годунов Борис; Смутное время; историческая проза; историческая трагедия; исторический фильм; исторический миф; Godunov Boris; Time of Troubles; historical prose; historical tragedy; historical film; historical myth
“THE MALFUL BORIS!”: RECEPTION OF THE PERSONALITY OF BORIS GODUNOV IN RUSSIAN CULTURAL TRADITION
The article is devoted to the examination of the artistic image of Mr. Boris Godunov in Russian literature and cinematography. The author analyzes the prosaic and dramatic historical works of the XIX-XXI centuries, as well as feature films and historical series. The analysis was based on the idea of the guilt / innocence of Boris Godunov in the murder of the young Tsarevich Dmitry. This prince was the heir to the Russian throne. As a result of the study, conclusions were drawn about the determining influence on the ideological position of the authors of works of art and films from the point of view of the court historian Karamzin. This view was a reflection of the official ideology of the Romanov dynasty. For the Romanovs, Godunov was a political intriguer and a ruthless infanticide. This opinion prevailed in Russian historiography for more than three hundred years. Despite the emergence of new scientific studies that refute the official point of view on the issue of the murder of Tsarevich Dmitry, the historical myth of the cruel and bloodthirsty Tsar Boris continues to exist in the Russian cultural tradition. This myth is reflected in numerous literary works about Godunov and the Time of Troubles. Authors of historical novels and short stories, tragedies and ballads, films and television films consider Godunov a professional politician. But for them he is a killer. An exception is the novel of the representative of emigrant literature, Henri Trois, completely rehabilitating Godunov as a ruler and as a person.
Список литературы
-
Бадигин К. С. Собрание сочинений в 4 т. М.: Детская литература, 1988-1989. Т. 4. Кораблекрушение у острова Надежды: Роман-хроника XVI века. 1989. 399 с.
-
Белинский В. Г. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. II. Статьи и рецензии; Основания русской грамматики: 1836-1838. М.: АН СССР, 1953. С. 7-50.
-
Борис Годунов. Трагедия в трех действиях М. Лобанова. Санкт-Петербург. Печатано в типографии X. Гинце. 1835. 110 с.
-
Бубенников А. Н. Годунов. Кровавый путь к трону. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-libra.ru/read/466862-godunov-krovavyy-put-k-tronu.html (дата обращения 20.06.2019).
-
Булгарин Ф. Димитрий Самозванец. В 2 т. Вологда: ПФ «Полиграфист», 1994. Т. 1. 239 с.
-
Дудина Т. П. Русская драматургия: философия текста. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2018. 186 с.
-
Дудина Т. П. Русская историческая драматургия XIX века (Этико-аксиологический аспект). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина. 2006. 312 с.
-
Загидуллина М. В. Борис Годунов // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 283-284.
-
Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М.: Мысль, 1986. 331 с.
-
Из «Временника» Ивана Тимофеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14. Конец XVI - начало XVII века. СПб.: Наука, 2006. С. 577-578.
-
Киреевский И. В. Обозрение русской литературы за 1831 год. «Борис Годунов» // Пушкин А. С. Борис Годунов. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 1996. С. 531-536.
-
Кичин В. Указ с айфона (Владимир Мирзоев предложил нам перечесть «Бориса Годунова») // Российская газета. 2011. № 94 (5470).
-
Коваленко С. А. Феномен Лидии Чарской // Чарская Л. А. Записки институтки. М.: Республика, 1993. С. 372-379.
-
Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М.: Молодая гвардия, 2011. 311 с.
-
Козляков В. Н. Василий Шуйский. М.: Молодая гвардия, 2007. 301 с.
-
Лотман Л. М. Историко-литературный комментарий // Пушкин А. С. Борис Годунов. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 1996. С. 129-359.
-
Мережковский Д. С. Борис Годунов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1930_godunov.shtml (дата обращения 13.04.2019).
-
Мордовцев Д. Л. Лжедмитрий. М.: Современник, 1994. 400 с.
-
Морозова Н. «Недооцененный царь»: Борис Годунов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.proza.ru/2016/12/13/700 (дата обращения 20.05.2019).
-
Мякотин В. А. Лжедмитрий I // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. Том XVII а. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1896. С. 620-622.
-
«Новый летописец» // Хроники Смутного времени / Конрад Буссов. Арсений Елассонский. Элиас Геркман. «Новый летописец». М.: Фонд Сергея Дубова, 1998. С. 263-410.
-
Павлов А. П. Государев Двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб.: Наука, 1992. 281 с.
-
Рылеев К. Ф. Сочинения: Стихотворения и поэмы; Проза; Письма. Л.: Художественная литература, 1987. 416 с.
-
Сказание Авраамия Палицына по списку московской духовной академии // РИБ. СПб.: Печатня В. И. Головина, 1892. Т. 13. Стб. 473-524.
-
Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М.: Мысль, 1981. 233 с.
-
Таймасова Л. Трагедия в Угличе : что произошло 15 мая 1591 года? М.: Омега, 2006. 488 с.
-
Толстой А. К. Князь Серебряный: Роман; Драма; Стихотворения; Баллады; Былины; Избранные письма. Л.: Лениздат, 1982. 512 с.
-
Толстой А. К. Царь Борис // Толстой А. К. Царь Федор Иоаннович: Пьесы. М.: Эксмо, 2007. 576 с.
-
Филиппова Н. Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина». М.: Просвещение, 1984. 95 с.
-
Хворостинин И. А. Словеса дней и царей, и святителей московских // БЛДР. Т. 14. СПб.: Наука, 2006. С. 610-641.
-
Чарская Л. А. Желанный царь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0840.shtml (дата обращения 13.04.2019).
-
Dunning Ch. S. L. The Uncensored Boris Godunov: The Case for Pushkin's Original Comedy, with Annotated Text and Translation. Wisconsin: Wisconsin Press, 2006. 552 p.