Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №4 (21) (2019)
УДК 947
DOI 10.24888/2410-4205-2019-21-4-18-119-126
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ И ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЛЕЦКОГО УЕЗДА ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Развитие образования в Российской империи во второй половине XIX в. во многом было связано с началом либеральных преобразований 1860-1870-х гг. Земская реформа способствовала формированию сельской образовательной среды. Стало возможным повсеместное открытие начальных учебных заведений не только в государственной деревне, но и в бывших владельческих поселениях. Этот процесс был продолжен в 1880-90-х гг. массовым открытием начальных школ под эгидой просветительской деятельности духовного ведомства. Церковно-приходские и школы грамоты давали необходимый минимум знаний учащимся, хотя довольно часто уступали по качеству преподавания предметов земским и государственным учебным заведениям. Таким образом, формирование сельской образовательной среды шло поступательно и комплексно. Роль сельской школы в повседневной жизни русского крестьянства, в том числе и губерний аграрного Центра России, сложно недооценивать. Несмотря на то, что по итогам Всероссийской переписи 1897 г. только ¼ жителей села считала себя грамотными, для государства, где начальное образование не было всеобщим, это было высоким показателем. К началу ХХ в. большинство крестьянских детей ходило в школу, умело с переменным успехом читать и писать. Это давало возможность для сельских парней получить младшие офицерские чины в армии, должности канцелярских служащих, способствовало вовлечению широких масс населения в политическую жизнь страны, указывало на модернизацию социальных отношений в Российской империи.
Ключевые слова
начальное образование; крестьянство; повседневность; сельская школа; Орловская губерния; primary education; peasantry; everyday life; rural school; Oryol province
VILLAGE SOCIETY AND EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES (BY THE MATERIALS OF YELETS UYEZD, OREL PROVINCE)
The development of education in the Russian Empire in the second half of the XIX century was largely associated with the beginning of the liberal reforms of the 1860s and 1870s. Zemstvo reform contributed to the formation of rural educational environment. It became possible to open primary schools everywhere, not only in the state village, but also in the former owner's settlements. This process was continued in 1880-90s with the massive opening of primary schools under the auspices of the educational activities of the spiritual Department. Parochial and school literacy gave the necessary minimum of knowledge to students, although quite often inferior to the quality of teaching subjects Zemstvo and state educational institutions. Thus, the formation of rural educational environment was progressive and comprehensive. The role of the rural school in the daily life of the Russian peasantry, including the provinces of the agrarian Center of Russia, is difficult to underestimate. Despite the fact that according to the results of the all-Russian census of 1897, only a third of the villagers considered themselves literate, for the state, where primary education was not universal, this was a high indicator. By the early twentieth century most peasant children went to school, could may be bad, but to read and write. This made it possible for rural guys to get Junior officer ranks in the army, clerical positions, contributed to the involvement of the masses of the population in the political life of the country, pointed to the modernization of social relations in the Russian Empire
Список литературы
-
Барынкина И. В., Барынкин В. П. Распространение начального образования и просвещения на селе в Центральной России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Калужской, Орловской и Смоленской губернии) // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 22-24.
-
Белослудцева В. В. Церковно-приходская школа в системе начального образования в России во второй половине XIX в. // Вестник Пермского университета. 2009. № 4 (11). С. 95-96.
-
Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 525. Оп. 1. Д.180.
-
Ивако Н. В. Уездное земство и развитие начального образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (на примере Орловской губернии) // Вопросы гуманитарных наук. 2002. № 2. С.10-12.
-
Обзор Орловской губернии за 1881 год. Издание Орловского Губернского Статистического Комитета. Орел: Типография Губернского Правления, 1881. 228 c.
-
Обзор Орловской губернии за 1891 год. Издание Орловского Губернского Статистического Комитета. Орел: Типография Губернского Правления, 1892. С. 47.
-
Обзор Орловской губернии за 1892 год. Издание Орловского Губернского Статистического Комитета. Орел: Типография Губернского Правления, 1893. С. 60.
-
Обзор Орловской губернии за 1899 год. Издание Орловского Губернского Статистического Комитета. Орел: Типография Губернского Правления, 1900. С. 18.
-
Отчеты Орловской губернской земской управы. Орел: Типография Губернского Правления, 1869. 77 с.
-
Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1864 год. Орел: Типография Губернского Правления, 1865. 165 с.
-
Памятная книжка Орловской губернии на 1897 год. Орел: Типография Губернского Правления, 1897. С. 270.
-
Памятная книжка Орловской губернии на 1898 год. Орел: Типография Губернского Правления, 1898. С.261.
-
Тонких В. Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее. Рязань: ГЭЛИОН, 1995. 185 с.
-
Филоненко Т. В. Развитие школьного образования в России в начале ХХ века. // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 137-142.
-
Хабалева Е. Н. Особенности организации начального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века (на примере Орловской губернии) // Научный диалог. 2015. № 8 (44). С. 97-114.