Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (22) (2020)
УДК 314.743
DOI 10.24888/2410-4205-2020-22-1-17-24
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА О. КАПРИ В 1905-1914 гг
Социокультурная адаптация мигрантов является многогранной исторической темой, в нее включено множество аспектов: от статистических показателей до эмоциональных аспектов адаптации. Актуальность изучения адаптации художественной интеллигенции связана с необходимостью всестороннего анализа данного явления. В данной статье на основании как ранее не введенных в научный оборот, так и опубликованных личных источников - мемуаров и переписки - исследован потенциал и процесс адаптации «русской колонии» на о. Капри в 1905-1914 гг. Период между Первой русской революцией 1905 г. и началом Первой мировой войны стал вехой в модерном сознании представителей российской художественной интеллигенции, они тяжело переживали чувство необходимости обновления, которое не могли реализовать. Неудача первой революции вынудила многих покинуть Россию, другие же это делали по собственному желанию. Внимание в статье сосредоточено на личном восприятии представителей художественной интеллигенции их положения временных мигрантов, процессе выстраивания взаимодействия внутри достаточно многочисленного эмигрантского сообщества и с местным населением. Методологическая база связана с биографическим подходом в исторических исследованиях, а также с некоторыми элементами новой культурной истории. Адаптационная стратегия временных мигрантов была направлена вовнутрь сообщества: основной целью стало объединение российской эмиграции, создание и поддержание культурного поля в условиях отрыва от России. Несмотря на сильные разграничения внутри сообщества, выстраиваемые самими мигрантами, в основном по идеологическим границам, впоследствии период пребывания на о. Капри стал особым ностальгическим пунктом в воспоминаниях представителей художественной интеллигенции и политических активистов.
Ключевые слова
социокультурная адаптация; миграция; Капри; интеллигенция; Первая русская революция 1905 г; М. Горький; sociocultural adaptation; migration; Capri; intelligentsia; The Russian Revolution of 1905; M. Gorky
The sociocultural adaptation of migrants is a multifaceted historical theme, which includes many aspects from statistical indicators to the emotional aspects of adaptation. The relevance of reserching the adaptation of artistic intelligentsia is associated with the need of comprehensive analysis of this phenomenon. The article deals with the potential and the process of adaptation of the “Russian colony” on Capri in 1905-1914. The research is based on unpublished and published personal materials - memoirs and correspondence. The period between the Russian Revolution of 1905 and the beginning of the First World War was a stage in the modern consciousness of the Russian artistic intelligentsia, who felt the urgent need for renewal, but could not put it into life. The failure of the first revolution forced many of them to leave Russia, while others did it of their own free will. The article is focused on the personal perception of the artistic intelligentsia to their position as temporary migrants, the process of building interaction within a fairly large emigrant community and with the local population. The methodological base is associated with a biographical approach in historical researchers and some elements of the new cultural history. The adaptation strategy of temporary migrants was directed inside the community: the main goal was the unification of Russian emigration, the creation and maintenance of a cultural field in conditions of separation from Russia. Despite the strong demarcations within the community, maintained by the migrants themselves, mainly along ideological boundaries, subsequently the period of stay on Capri has become a special nostalgic point in the memoirs of representatives of the artistic intelligentsia and political activists.
Список литературы
-
Ариас-Вихиль М. А. А. А. Золотарев об «Исповеди» М. Горького: литературное краеведение (по материалам архива А. М. Горького) // Журнал Института наследия. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2/18.html (дата обращения: 06.07.2019).
-
Воспоминания А. А. Золотарева о Максиме Горьком // Позывные сердца: сб. литературно-критических статей. Ярославль: Волжское книжное издательство. 1969. С. 303-320.
-
Гаспаров М. Л. Алексей Лозина-Лозинский // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993. С. 712-716.
-
Зайцева Т. Г. Специфика социокультурной адаптации мигрантов. Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права (БУКЭП). 2013. 124 с.
-
Золотарев А. А. Бунин и Горький // Наш современник. 1965. № 7. С. 101-105.
-
Золотарев А. А. Campo santo моей памяти. Рукопись, извлеченная из архива // Русь. 1994. № 10. С. 129-141.
-
Из писем А. А. Золотарева / Публ. И. Н. Веселовского, вс.ст. В. Е. Хализев. М.: Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 53. № 2. 1994. С. 56-73.
-
История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX веках: Сб. ст. / Институт российской истории РАН, отв. ред. Поляков Ю. А. М.: Наука, 1996.
-
Комолова Н. П. Русская эмиграция в Италии в начале ХХ века // Россия и Италия. ХХ век. 1998. Вып. 3. С. 283-306.
-
Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья, 1917-1939. СПб.: Нотабене, 1999. 713 с.
-
Лозина-Лозинский А. К. Одиночество. Капри и Неаполь (случайные записи шатуна по свету). Петроград: Жизнь и Знание, 1916. 346 с.
-
Лозина-Лозинский А. К., Рузер С. И. Каприканон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.esamizdat.it/rivista/2014-2015/pdf/guagnelli2_eS_2014-2015_(X).pdf (дата обращения 15.06.2019).
-
РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1. Д. 6.
-
РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1. Д. 80.
-
РГАЛИ. Ф. 293. Оп. 1. Д. 19
-
Ревякина И. А. Русский Капри (1906-1914) // Россия и Италия. 2003. Вып. 5. С. 12-32.
-
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 218. Оп. 1. Д. 26-31.
-
Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 220. Д. 123.
-
Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 220. Д. 18.
-
Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 220. Д. 58.
-
Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 220. Д. 733.