Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (22) (2020)
УДК 94(47)
DOI 10.24888/2410-4205-2020-22-1-94-103
КИШИНЕВСКИЙ ПОГРОМ 1903 Г. И «ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА» (ПО ДОКУМЕНТАМ ИЗ АРХИВА В. К. ПЛЕВЕ)
Данная статья посвящена исследованию причин Кишиневского погрома 1903 года через призму «теории заговора». Впервые «теория заговора» в качестве объяснения еврейских погромов была официально сформулирована императором Александром III весной 1881 г. Речь тогда шла о заговоре «анархистов», предполагаемых тайных происках подпольной партии «Народная воля», которая с помощью еврейских погромов пыталась разжечь революционную гражданскую войну в России. Однако дальнейшие расследования не нашли подтверждения этой версии. Вновь «теория заговора» завладела общественным вниманием после Кишиневского погрома 1903 года. Но на этот раз в рамках этой теории произошла существенная инверсия: теперь уже царский режим подозревался в организации еврейского погрома с целью подавления революционного движения. Роль вдохновителя и подстрекателя в натравливании погромщиков на евреев приписывалась общественным мнением издателю антисемитских газет «Бессарабец» и «Знамя» П. А. Крушевану, а руководителя «заговора» - министру внутренних дел В. К. Плеве. Эта картина событий надолго закрепилась в отечественной историографии. И хотя новейшие исследования российских и зарубежных историков не находят фактических подтверждений теории умышленного заговора с целью произведения погрома в Кишиневе в 1903 г., ее инерция велика. В данной статье подвергается критическому рассмотрению аргументация сторонников «теории заговора» и вводятся в оборот новые источники из архива В. К. Плеве, позволяющие более точно установить ход событий и выяснить побуждения, цели и образ действий главных их участников из лагеря охранителей царского режима.
Ключевые слова
еврейский погром; черта оседлости; теория заговора; П. А. Крушеван; В. К. Плеве; С. Ю. Витте; Николай II; Jewish pogrom; pale of settlement; conspiracy theory; P. A. Krushevan; V. K. Pleve; S. Yu. Witte; Nicholas II
This article is devoted to the study of the reasons for Kishinev pogrom of 1903 through the prism of "conspiracy theory". In the spring of 1881, Emperor Alexander III officially formulated the “conspiracy theory” as an explanation for the Jewish pogroms for the first time. It was then about the conspiracy of "anarchists", the alleged secret intrigues of the underground party "Narodnaya Volya", which with the help of Jewish pogroms tried to ignite a revolutionary civil war in Russia. However, further investigations have not found confirmation of this version. Again, the "conspiracy theory" captured public attention after the Chisinau pogrom of 1903. But this time there was a significant inversion within the framework of this theory: now the tsarist regime was suspected of organizing a Jewish pogrom in order to suppress the revolutionary movement. Public opinion attributed the role of the inspirer and instigator in inciting the pogromists on Jews to the publisher of the anti-Semitic Newspapers "Bessarabets" and " Znamya" P. A. Krushevan, and the head of the "conspiracy" - to the Minister of internal Affairs V. K. Pleve. This picture of events was fixed in Russian historiography for a long time. Its inertia is great although the latest research of Russian and foreign historians do not find actual evidence of the theory of deliberate conspiracy to commit a pogrom in Chisinau in 1903. This article critically examines the arguments of the supporters of the "conspiracy theory" and introduces new sources from the archives of V. K. Plehve, allowing to more accurately determine the course of events and to find out the motives, goals and actions of their main participants from the camp of the guards of the tsarist regime.
Список литературы
-
Государственный Архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 586 (В. К. Плеве). Оп. 1.
-
Государственный Архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 677 (Александр III). Оп. 1. Ед. хр. 624.
-
Джадж Эдвард. Пасха в Кишиневе. Анатомия погрома. Кишинев: Лига, 1998. 200 с.
-
Дубнов С. М. Евреи в России и Западной Европе в эпоху антисемитской реакции. М.; Пг.: Издательство Л. Д. Френкель, 1923. 128 с.
-
Еврейские погромы в Российской империи. 1900-1916 гг. Сб. документов. М.: АИРО-ХХ, 1998. 256 с.
-
Кантор Р. Александр III о еврейских погромах 1881-1883 годов // Еврейская Летопись. Сб. 1. Пг., 1923.
-
Лопухин А. А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний» гр. С. Ю. Витте). М.; Пг.: Государственное издательство, 1923. 99 с.
-
Материалы для истории антиеврейских беспорядков в России. Т. 1. Дубоссарское и Кишиневское дела 1903 года. Пг.: [б. и.], 1919. 358 с.
-
Миндлин А. Б. Антиеврейские погромы на территории Российского государства. СПб.: Алетейя, 2018. 412 с.
-
Погромы в российской истории Нового времени (1881-1921). М.: Книжники, 2016. 400 с.
-
Савиных М. Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX - начале XX вв. Омск: [б. и.], 2004. 164 с.
-
Слуцкий М. Б. В скорбные дни: Кишиневский погром 1903 года. СПб.: Нестор-История, 2019. 328 с.
-
Урусов С. Д. Записки. Три года государственной службы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 856 с.