Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №3 (24) (2020)
УДК 398.2(=511.142)
DOI 10.24888/2410-4205-2020-24-3-136-145
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ КАК ОСНОВА НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ ПОЛНОВАТСКОГО ПРИОБЬЯ
Статья посвящена топонимическим преданиям и легендам ханты полноватского Приобья Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. Материалом послужили полевые материалы автора, записанные с 1996 по 2013 гг. и литературные источники. Топонимические предания и легенды относят к устной несказочной прозе. Обращение к топонимическим преданиям и легендам позволяет заглянуть в далёкое прошлое, когда заселялась территория полноватского Приобья, лучше изучить особенности жизни и быта переселенцев. Они отражают все стороны духовной и материальной жизни народа, имеют своеобразный зачин, обозначающий время (например, во время потопа, когда образовалась земля, в сказочные времена, когда выпал снег и т.д.), место действия, даётся некая предыстория, которая предшествует моменту названия места. В данной статье впервые рассматривается и анализируется локальное своеобразие сюжетов и мотивов топонимических преданий и легенд, что указывает на его новизну. В научный оборот вводятся неопубликованные полевые материалы. Классификация текстов выполнена по тематическому принципу, но она весьма условна. Рассмотрев имеющийся материал можно отметить, что самой распространённой являются тексты войны между ханты и ненцами из-за территорий. Другая группа основана на народной этимологии. Третья группа текстов связывает топоним с особенностями местности. Им присущи следующие черты: локализация места и времени события, ориентированность на достоверность сведений. Главными персонажами выступают предки родов, проживающих в настоящее время на данной территории, обычные люди. В настоящее время единственным неоспоримым свидетелем о давно минувшем факте могут оказаться топонимы, поэтому изучение происхождения топонимов родного края является актуальным.
Ключевые слова
топоним; несказочная проза; достоверность; локальный; заселение; дух-покровитель; священное место; he place-name; non-fairy prose; authenticity; local; settling; spirit-patron; a sacred place
TOPONYMIC FOLRLORE AND LEGENDS AS THE BASIS FOR PLACE-NAMING IN THE POLNOVATSKY PRIOBYE
The article is devoted to toponymic traditions and legends of the Khanta of the Polnovatsky Priobie of the Beloyar district of the Khanty-Mansiy Autonomous District - Ugra of the Tyumen Region. The material was field materials of the author, recorded from 1996 to 2013 and literary sources. Toponymic tales and legends referred to as the oral fairy-tale prose. The appeal to toponymic traditions and legends makes it possible to look into the distant past, when the territory of Polnovatsky Priobie was settled, to better study the peculiarities of the life and life of the displaced, they reflect all aspects of the spiritual and material life of the people. They have a peculiar mark of time (for example, during the flood, when the earth was formed, in fabulous times, when snow fell, etc.), the place of action, some pre-history is given, which precedes the moment of the name of the place. The article for the first time considers and analyzes the local originality of plots and motives of toponymic legends and legends, which indicates its novelty. Unpublished field materials are introduced into scientific circulation. The classification of texts is made on a thematic basis, but it is very conditional. Having considered the available texts, it can be noted that the most common are the texts of the war between the Khanty and Nenets because of the territories. The other group is based on folk etymology. The third group of texts connects the toponym with the features of the area. They are characterized by the following features: localization of the place and time of the event, focus on the reliability of information. The main characters are the ancestors of the clans currently living in this territory, ordinary people. Currently, the only indisputable witness of a long-past fact may be toponyms, so the study of the origin of toponyms of the native land is relevant.
Список литературы
-
Абрамов Н. А. Описание Берёзовского края // Тобольские губернские ведомости. 1838. № 19-25. С. 327-448.
-
Бауло А. В. Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. С. 132-144.
-
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург: Паритет, 2006. 314 [2] с.
-
Дмитриева Т. Н. Хантыйская топонимия Казыма // Congressus septimus internationalis Fenno-Ugristarum. Debrecen. 1990. P. 160-165.
-
Дмитриева Т. Н. Топонимическая картина территории проживания ханты // Очерки истории традиционного землепользования хантов. (Материалы к атласу). Екатеринбург: Тезис, 1999. С.115-131.
-
Дмитриева Т. Н. Мифы и реальность в топонимических легендах казымских ханты // Этимологические исследования. Екатеринбург: Уральский университет, 2001. 362 с.
-
Дмитриева Т. Н. Топонимия бассейна реки Казым [монография] / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. 580 с.
-
Дунин-Горкавич А. Несколько слов о поэтическом творчестве инородцев // Тобольский север. Т.111, прилож. IV. 1911. С.19-24.
-
Каскабасов С. А. Казахская несказочная проза / С. А.Каскабасов; АН КазССР, ин-т лит. и искусства им. М. О. Ауззова. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. 238 [2] с.
-
Новицкий Григорий Краткое описание о народе остяцком, сочинённое Григорием Новицким в 1715 г. / Изд. Л. Н. Майков. Санкт-Петербург. 1884. - У1. 116 с.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. 923 с.
-
Очерки истории Коды. НПМП «Волот». Екатеринбург, 1995. 192 с.
-
От Казымской волости до Белоярского района / Автор-составитель Куриков В. М. Ханты-Мансийск: ИИЦ «Югра ям путар», 2008. 384 с.
-
Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материалов переписи 1897 г.). // Зап РГО то отд. Статистики, т. Х1, вып. 1-3. СПб. (Племенной состав населения Сибири т.11. вып. 1. Тобольская губерния). 1912. С. 2-65.
-
Пропп В. Я. Легенда // Русское народное поэтическое творчество. В 2 т. М., Л., 1955. Т. 2. Кн. 1. 378 с.
-
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб.: Петербургское востоковедение. 2003. 464 с.
-
Пятникова Т. Р. Краткая история поселений полноватского Приобья / Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое. Вып. 2 / Отв. ред. Я. А. Яковлев. Ханты-Мансийск; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. С. 112-123.
-
Пятникова Т. Р. Лирическая поэзия ханты полноватского Приобья // Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития». М., 2004. С. 387-392.
-
Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей. Ханты-Мансийск: ООО «Принт-Класс», 2010. 648 с.
-
Соколова В. К. Соотношение национальных и общих элементов в преданиях // В. К. Соколова. Проблемы фольклора. М.: Наука. 1975. С. 221-227.
-
Соколова З. П. Страна Югория. М.: Мысль, 1976. 119 с.
-
Чернецов В. Н. Фратриальное устройство Обско-Югорского общества // СЭ, Т. 11. М., 1939. С. 20-42.
-
Чернецов В. Н. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.
-
Штейниц В. Дневниковые записи об экспедиции к остякам (хантам). Июль-октябрь 1935 г. / Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. 40 с.
-
Steinitz W. Ostjakische Volksdichtung und Erzahlungen. Stockholm. 1941. 208 s.