Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №4 (25) (2020)
УДК 271-8
DOI 10.24888/2410-4205-2020-25-4-40-52
ДОСТИЖЕНИЯ И ТРУДНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ)
Во второй половине XIX века население Российской империи преимущественно состояло из неграмотных крестьян. Масштабные преобразования императора Александра II были направлены, в том числе, и на повышение уровня грамотности среди населения. В империи стали повсеместно создаваться народные земские школы. По состоянию на 1870 г. в Российской империи количество учащихся насчитывало 831 402 человека в 22 827 школах, что по отношению к численности населения было явно недостаточным. По причине критической нехватки преподавателей (по имеющимся данным на каждое училище не приходилось в среднем даже по два преподавателя), уровень знаний выпускников был низкий, но, в условиях поголовной неграмотности крестьянского населения, подобный уровень грамотности считался значительно возросшим. Одной из самых существенных проблем в области народного образования в губернии современники называли отсутствие подготовленных учителей, которые бы могли помогать приходским священнослужителям. В данной статье предпринята попытка на основе архивных материалов, периодической печати исследуемого времени и опубликованных источников показать усилия и вклад приходского духовенства Воронежской и Задонской епархии в дело народного просвещения в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. Основные трудности при создании народных учебных заведений заключались в недостаточном материальном обеспечении, отсутствии поддержки и понимания необходимости образования со стороны родителей учеников. Автор приходит к выводу о том, что деятельность приходского духовенства России в значительной мере способствовала повышению уровня грамотности среди населения.
ACHIEVEMENTS AND DIFFICULTIES OF THE ORTHODOX CLERGY IN THE DEVELOPMENT OF PEOPLE'S EDUCATION DURING THE RULE OF EMPEROR ALEXANDER II (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH DIOCHY)
In the second half of the XIX century, the population of the Russian Empire mainly consisted of illiterate peasants. Large-scale transformations of the Emperor Alexander II were aimed, among other things, at increasing the level of literacy among the population. In the Empire, people's Zemstvo schools began to be created everywhere. As of 1870, there were 831,402 students in 22,827 schools in the Russian Empire, which was clearly insufficient in relation to the population. Due to the critical shortage of teachers (according to available data, there were not even two teachers per school on average), the level of knowledge of graduates was low, but in the conditions of total illiteracy of the peasant population, such a level of literacy was considered to have significantly increased. One of the most significant problems in the field of public education in the province, contemporaries called the lack of trained teachers who could help the parish clergy. This article attempts to show the efforts and contribution of the parish clergy of the Voronezh and Zadonsk diocese in the field of public education in the late 60s-early 70s of the XIX century on the basis of archival materials, periodicals of the time studied and published sources. The main difficulties in creating public educational institutions were insufficient material support, lack of support and understanding of the need for education on the part of parents of students. The author comes to the conclusion that the activities of the parish clergy in Russia significantly contributed to increasing the level of literacy among the population.
Список литературы
-
Автономов А., свящ. Открытие Ольховатского двухклассного училища // Воронежские епархиальные ведомости. 1878. № 13.
-
Де-Ливрон В.Ф. Статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1874.
-
Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008.
-
Ершов Б. А. Историографические аспекты взаимоотношений Русской Православной Церкви и государственных структур в губерниях Центрального Черноземья в XIX - начале XX вв. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 8 (11). С. 188-192.
-
Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1877 г. СПб., 1878.
-
Иконников С. А. Деятельность Российского приходского духовенства по созданию церковно-приходских школ во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Воронежской епархии) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 6 (61). С. 58-72.
-
Картавцев Д., свящ. О причинах недостаточных успехов по Закону Божию в сельских народных училищах // Воронежские епархиальные ведомости. 1877. № 6.
-
Козлов К. В. Организационное обеспечение обучения Закону Божьему в начальной общеобразовательной школе в Центральном Черноземье в конце XIX - начале XX вв. // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 9 (11). С. 148-154.
-
Лосев Н. Сельские приходские школы и отношение к ним сельских властей // Воронежские епархиальные ведомости. 1869. № 5.
-
Налетова Н. Ю. Деятельность Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 2 (17). С. 49-56.
-
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. 1825-1881 гг. (В 55 томах + тома дополнений и указателей). СПб.: Тип. II Отделения собств. Е. И. В. канцелярии, 1830-1885. Т. 39. Ч. 1. С. 615. № 41068.
-
Попов И., свящ. Острогожский уездный училищный совет // Воронежские епархиальные ведомости. 1871. № 6.
-
Программа преподавания предметов в сельских начальных народных училищах, составленная вследствие предложения г. Попечителя харьковского учебного округа инспекторами народных училищ Харьковской, Воронежской и Тамбовской губерний при участии г-на окружного инспектора // Воронежские епархиальные ведомости. 1870. № 9.
-
Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века. Воронеж: Центр дух. возрождения Чернозем. края, 1999.
-
Российский государственный исторический архив (РГИА, г. Санкт-Петербург). Ф. 796. Оп. 442.
-
Скрябин И., свящ. Открытие двуклассного училища в сл. Алексеевке // Воронежские епархиальные ведомости. 1871. № 1.
-
Статистические сведения о народных школах Воронежской губернии // Воронежские епархиальные ведомости. 1871. № 3.
-
Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М.: Валаамский монастырь, 1996. Ч. 2.
-
Числовые данные о народном образовании в Воронежской губернии // Воронежские епархиальные ведомости. 1869. № 18.