Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (26) (2021)
УДК 94(47).03+930.2
DOI 10.24888/2410-4205-2020-26-1-39-46
«МОСКВА - ВТОРОЙ САРАЙ»? (ОБ ИДЕОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЯХ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЗНАТИ ЭПОХИ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА ДОНСКОГО)
В статье представлен критический анализ одного из отрывков древнерусского эпического произведения «Задонщина», представляющего Залесские земли Северо-Восточной Руси в качестве «Орды Залесской». Основное внимание уделено историческому фону, на основе которого возникло это сочинение, месту Руси и ее элит в составе Орды, а также мотивам и целям составления этой героической песни, предназначавшейся для исполнения на совместных княжеских пирах московского и рязанского великих князей. Значительное внимание уделено современной российской историографии, посвященной «Задонщине» и Русско-Ордынским отношениям конца XIV в. Воспевая удачное для русских земель столкновение союзных дружин, объединенных вокруг Москвы, с Мамаем, древнерусский книжник именует победителей «Ордой Залесской». Интерпретируя данный фрагмент, И. Н. Данилевский оправданно назвал произошедшее признанием русскими элитами того факта, что Русь является частью Орды. Вместе с этим, русские князья и их территории и ранее рассматривались летописцами и книжниками в качестве части Ордынского государства. Интересным также видится то, что Москва и ее союзники были названы иначе - «Ордой». Традиционно Русские земли соответствовали рангу улусов. Орда же - это высшая форма политической самоорганизации в понимании ордынских элит. Принимая во внимание исторический контекст, в котором это произведение получило жизнь, обозначенное именование Москвы не видится случайным. По всей видимости, «Задонщина» была создана для исполнения на совместных княжеских пирах Дмитрия Ивановича Донского и Олега Ивановича Рязанского. Вероятно и то, что песнь была приветствием рязанской стороны московскому князю и его людям. Именование Залесских земель «Ордой», с одной стороны, отражало завышенное представление участников пира о потенциально равноправном статусе Москвы в отношении к Сараю (что отчасти стало следствием признания за потомством Дмитрия Ивановича отчинных прав на великокняжеский Владимирский стол), а с другой - в полной мере выражало умонастроения древнерусской знати, претендовавшей на действительное равенство с Ордой.
ˈMOSCOW - THE SECOND SARAYˈ? (ABOUT IDEOLOGICAL AND POLITICAL AMBITIONS OF ANCIENT RUSSIAN KNOWLEDGE OF THE EPOCH OF DMITRY IVANOVICH DONSKY)
The article presents a critical analysis of one of the fragments of the ancient Russian epic work "Zadonshchina", representing the Zalessky lands of North-Eastern Russia as the "Horde of Zalesskaya". The main attention is paid to the historical background, on the basis of which this composition originated, to the place of Russia and its elites as part of the Horde, as well as to the motives and purposes of compiling this heroic song intended for performance at the joint princely feasts of the Moscow and Ryazan grand dukes. Considerable attention is paid to modern Russian historiography, devoted to the "Zadonshchina" and Russian-Horde relations of the late XIV century. Singing the successful clash of the allied squads, united around Moscow, with Mamai, successful for the Russian lands, the old Russian scribe calls the winners the "Zalesskaya Horde". Interpreting this fragment, I. N. Danilevsky justifiably called what happened the recognition by the Russian elites of the fact that Russia is part of the Horde. Along with this, Russian princes and their territories were previously considered chroniclers and scribes as part of the Horde state. It is also interesting that Moscow and its allies were called differently - the “Horde”. Traditionally, Russian lands corresponded to the rank of uluses. The horde is the highest form of political self-organization in the understanding of the Horde elites. Taking into account the historical context in which this work gained life, the designated naming of Moscow does not seem accidental. Apparently, Zadonshchina was created for the performance at the joint princely feasts of Dmitry Ivanovich Donskoy and Oleg Ivanovich Ryazansky. It is also likely that the song was a greeting of the Ryazan party to the Moscow prince and his people. The naming of the Zalessky lands “Horde”, on the one hand, reflected the overestimation of the feast participants about the potentially equal status of Moscow with respect to the Sarai (which was partly a result of recognition of the deserving rights to the grand-ducal Vladimir table for the descendants of Dmitry Ivanovich), and on the other, fully expressed the mindset of the Old Russian nobility, claiming to be truly equal with the Horde.
Список литературы
-
Декабря 29. Послание Российскаго духовенства Углицкому Князю Димитрию Юрьевичу // Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией. СПб., 1841. Т. 1, 551, [46].
-
Адрианова-Перетц, В. П. (1948). «Задонщина» (Опыт реконструкции авторского текста) // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт литературы (Пушкинский Дом); Ред.: В. П. Адрианова-Перетц, И. П. Еремин. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР. Т. 6. С. 201-221.
-
Азбелев, С. Н. (2013). Редкая разновидность русских источников // Rossica Antiqua. 2013. № 1 (7). С. 133-173.
-
Горский, А. А. (1993). «Слово о полку Игореве» - «Слово о погибели русской земли» - «Задонщина»: Источниковедческие проблемы: дис. … д-ра истор. наук: 07.00.09 / Ин-т рос. истории. М.
-
Горский, А. А. (2016). Москва и Орда. М.: Ломоносовъ.
-
Демин, А. С. (2019). Историческая семантика средств и форм древнерусской литературы: исторические очерки / Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Языки славянских культур.
-
Дмитриев, Л. А. (1988). «Задонщина» // Словарь книжников и книжности Древней Руси: Т. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Л. С. 345-353.
-
Задонщина // Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3-х т.: Т. 2: Период ордынского владычества / [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 78-87, 391-399 [коммент].
-
Лаврентьев, А. В. (2015). «Задонщина», Рязань и московская великокняжеская семья // Slověne. Т. 4. № 2. С. 180-213.
-
Майоров, А. А. (2019). Роль Золотой Орды в формировании структур управления на севере Черниговского княжества второй половины XIII в. // Золотоордынское обозрение. Т. 7. № 1. С. 55-76.
-
Назаревский, A. А. (1956). «Задонщина» в исследованиях последнего десятилетия // Труды Отдела древнерусской литературы / Отв. ред. В. П. Адрианова-Перетц. М., Л.: Изд-во АН СССР. Т. XII. С. 546-575.
-
Пигарев, Е. М. (2018). Улус, Область, Округ Сарай // Археология евразийских степей. № 4. С. 160-165.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 15. Издание 4-е. Рогожский летописец. Тверской сборник. М.: Языки славянских культур, 2000.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.: Языки славянских культур, 2004.
-
Почекаев, Р. Ю. (2016). Инкорпорация мусульманских институтов во властную структуру Золотой Орды и пост-ордынских государств // Золотоордынское обозрение. Т. 4. № 1. С. 115-127.
-
Селезнев, Ю. В. (2015). Русские князья в политической системе Джучиева Улуса (Орды): дис. … д-ра истор. наук: 07.00.02. Воронеж.
-
Селезнев, Ю. В. (2013). Русские князья в составе правящей элиты Джучиева улуса в XIII-XV веках. Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство.
-
Соловьев, А. В. (1958). Автор «Задонщины» и его политические идеи // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. XIV. С. 183-197.
-
Срезневский, И. И. (1858). Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его Владимира Ондреевича // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. СПб. Т. 6. Стб. 337-362.
-
Стеллецкий, В. И. (1989). Ритмический перевод «Задонщины» // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Институт мировой литературы им. A. M. Горького Российской академии наук. № 1. С. 291-319.