Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (27) (2021)
УДК 94(470)"16/18"
DOI 10.24888/2410-4205-2021-27-2-71-82
«...НА БУНТ В КОЛОКОЛА БИЛИ»: (ВОЛНЕНИЯ В ВОТЧИНАХ БЕЛГОРОДСКОГО МИТРОПОЛИТА В 1682 Г.)
В статье рассматривается история народных волнений в Белгородском уезде во владениях митрополита Мисаила в 1682 г. Исследование проведено на основе анализа источников, опубликованных в 1936 г. в журнале «Красный архив». С помощью новых методологических подходов показана возможность пересмотра оценок предшествующей историографии. В результате применения современных познавательных стратегий удалось получить новые данные о характере и особенностях народного протеста в вотчинах белгородского митрополита. Была выявлена причинно-следственная связь выступления белгородских жителей со стрелецким бунтом 1682 года в Москве. Рассказы о действиях стрельцов были осмыслены как начало борьбы против бояр-«изменников». Недовольное социальным положением вотчинных крестьян население Белгородского уезда решило продолжить эту борьбу за социальную Правду. Главным виновником народных бед был признан сам митрополит Мисаил. Восставшие считали, что он хочет закабалить бывших государевых служилых людей. Тем самым, митрополит нарушает волю государя и встает в один ряд с другими «изменниками». Все свои действия белгородские бунтовщики оценивали в понятиях присущей им традиционной культуры. В рамках традиционных представлений они стремились искоренить «измену», рассчитывая на поддержку верховной власти. На основе анализа расспросных и пыточных речей удалось установить идейные мотивы восставших людей. Были также выявлены реальные причины их поражения. В целом, волнения вотчинных людей белгородского митрополита показаны в статье как типичный пример локальных народных движений в доиндустриальной России.
THEY TOLLED THE BELLS FOR RIOT": (UNREST IN THE THE BELGOROD ARCHBISHOP’S PATRIMONY IN 1682)
The article deals with the history of popular unrest in the Belgorod district in the possessions of Archbishop Misail in 1682. The study is based on the analysis of sources published in 1936 in the journal "Red Archive". With the help of new methodological approaches, the possibility of revising the assessments of previous historiography is shown. As a result of the application of modern cognitive strategies, it was possible to obtain new information on the nature and features of popular protest in the patrimony of the Belgorod archbishop. A causal link was detected between the speech of Belgorod residents and the Streltsy uprising of 1682 in Moscow. The stories about the actions of the streltsy were interpreted as the beginning of the struggle against the noblemans-"traitors". Dissatisfied with the social situation of the patrimonial peasants, the population of Belgorod Region decided to continue this struggle for social Truth. Archbishop Misail himself was recognized as the main culprit of the people's troubles. The rebels believed that he wanted to enslave the former sovereign's servants. Thus, the archbishop violates the will of the sovereign and stands on a par with other "traitors". The Belgorod rioters evaluated all their actions in terms of their traditional culture. Within the framework of traditional ideas, they sought to eradicate "treason", counting on the support of the supreme power. Based on the analysis of interrogatory and torture speeches, it was possible to establish the ideological motives of the rebels. The real reasons for their defeat were also revealed. In general, the unrest of the patrimonial people of the Belgorod metropolitan is shown in the article as a typical example of local popular movements in pre-industrial Russia.
Список литературы
-
Аристов, Н. Я. (1871) Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны. Варшава: Типография Варшавского учебного округа.
-
Буганов, В. И. (1969) Московские восстания конца XVII века. М.: Наука.
-
Буганов, В. И. (1967) Новый источник о волнениях крестьян Ростовского уезда в 1682 г. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Л.: Наука. С. 329-332.
-
Волнения крестьян белгородских митрополичьих деревень в 1682 г. / С предисловием А. Бирзе (1936) // Красный архив. № 6. С. 150-174.
-
Дмитриев-Мамонов, А. И. (1898) Пугачевщина в Сибири: Очерк по документам экспедиции генерала Деколонга. М.: Университетская типография.
-
Ефименко, П. С. (1877) Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Том 1. М.: В типографии Ф. Б. Миллера.
-
Загоровский, В. П. (1969) Белгородская черта. Воронеж: Изд-во ВГУ.
-
Колокола. История и современность (1985) / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. М.: Наука.
-
Лавров, Д. В. (1913) Угличский ссыльный колокол. Углич: Типография И. А. Дикарева.
-
Лебедев, А. С. (1902) Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). Харьков: Типо-литография «Печатное дело».
-
Литвак, Б. Г. (1971) О некоторых чертах психологии русских крепостных первой половины XIX в. // История и психология. М.: Наука. С. 199-214.
-
Ляпин, Д. А. (2020) На окраине царства: повседневная жизнь населения Юга России в XVII веке. СПб.: Дмитрий Буланин.
-
Ляпин, Д. А. (2013) На степном пограничье: Верхний Дон в XV-XVII веках. Тула: Гриф и К.
-
Ляпин, Д. А. (2018) Царский меч: социально-политическая борьба в России в середине XVII века. СПб.: Дмитрий Буланин.
-
Мауль, В. Я. (2007) Архетипы русского бунта XVIII столетия // Русский бунт. М.: Дрофа. С. 255-446.
-
Мауль, В. Я. (2017) Избиение «изменников» и очищение от «дьявола»: Восстание москвичей в 1648 году // Новый исторический вестник. № 4. С. 6-27.
-
Мизис, Ю. А. (2019) Формирование воинских гарнизонов на юге России в XVII в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 24. № 182. С. 187-194.
-
Обухова, Ю. А. (2016) Феномен монархических самозванцев в контексте российской истории (по материалам XVIII столетия). Тюмень: Изд-во ТИУ.
-
Очерки истории СССР. Т. VI: Период феодализма. XVII в. (1955) / Под ред. А. А. Новосельского, Н. В. Устюгова. М.: Изд-во АН СССР.
-
Поршнев, Б. Ф. (1979) Социальная психология и история. М.: Наука.
-
Пыляев, М. И. (1897) Старое житье. СПб.: Типография А. С. Суворина.
-
Скобелкин, О. В. (2018) Дело об усманских отравительницах XVII века // Из истории Воронежского края: Вып. 25. Воронеж: Центрально-Черноземное книж. изд-во. С. 3-10.
-
Соловьев, В. М. (1994) Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР.
-
Усенко, О. Г. (2005) Новые данные о монархическом самозванчестве в России второй половины XVIII века // Мининские чтения: материалы научной конференции. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та.
-
Успенский, Б. А. (1982) Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М.: Наука. С. 201-235.
-
Устюгов, Н. В. (1961) Волнения крестьян Симонова монастыря в селе Ильинском Череможской волости Ярославского уезда в 1682-1683 гг. // Русское государство в XVII веке: новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М.: Изд-во АН СССР. С. 284-294.
-
Чеканцева, З. А. (2002) Методологический синтез, междисциплинарный подход и возможности обновления истории «снизу»: Франция XVII-XVIII вв. // Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 175-181.
-
Черепнин, Л. В. (1938) Классовая борьба в 1682 г. на юге Московского государства // Исторические записки. № 4. С. 41-75.
-
Шапиро, А. Л. (1967) Волнения старорусских крестьян в 1671 г. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Л.: Наука. С. 300-318.