Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №3 (28) (2021)
УДК 94 (47)
DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-72-81
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР ОБЩЕСТВА
Статья анализирует александровскую модернизацию с точки зрения сопоставления признаков западной и восточной цивилизаций. Автор показывает, что Россия долгое время развивалась как страна восточного типа и выделяет черты России, которые соответствуют этому типу цивилизации - деспотизм, отсутствие диалога власти и общества, патернализм в общественном сознании, правовой нигилизм. Обобщение исторических фактов о ходе александровской модернизации позволило автору сделать вывод, что это может рассматриваться как поворот к западной цивилизации. Реформы повысили уровень уважения к закону, сделали шаг к равенству всех перед законом и судом, начали формировать традицию диалога власти и общества, заложили эрозию неограниченной власти самодержавия и произвола власти. Однако западные новации переплетались с сохранением восточных традиций, в частности, большую роль продолжала играть община, медленно менялось общественное сознание, в котором живы были традиции и правового нигилизма, и патернализма. Автор предлагает вывод, что александровская модернизация смогла только частично ввести элементы западной цивилизации, но в целом общество осталось восточным.
ALEXANDER II MODERNIZATION AS A CIVILIZATION CHOICE OF SOCIETY
The article investigates the reforms introduced by Alexander II through the prism of a comparative analysis of western and eastern civilizations. The author maintains that, having long developed as eastern civilization, Russia is characterized by oriental despotism, absence of a constructive dialogue between government and society, paternalistic social consciousness, legal nihilism. The author assesses historical data on reforms implemented by Alexander II and comes to the conclusion that the reforms signified an attempt to converge with western civilization. Alexander II’s reforms enhanced the importance of law, highlighted the principle of everyone’s equality before the law, encouraged a constructive dialogue between government and society, and underlined the inadmissibility of plenipotentiary autocratic power and despotism. However, since it is not easy to change public mind, western innovations remained closely associated with oriental traditions, such as the importance of community, paternalism, and legal nihilism. The author concludes that though Alexander II’s reforms introduced some elements of western civilization, Russian society remained essentially oriental.
Список литературы
-
Аксаков, К. С. (1996). О внутреннем состоянии России // Очерки русской философии. Антология. М.: ИФ РАН. 313 с.
-
Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 725. Оп. 1. Д. 1012.
-
День. 1862. № 45. 10 ноября.
-
Кюстин, А. (1990). Николаевская Россия. М.: Политиздат. 352 с.
-
Литвак, Б. Г. (1991). Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Политиздат. 300 с.
-
Миронов, Б. Н. (2000). Социальная история России периода империи (XVIII-ХХ вв.) в 2-х тт. СПб.: Дмитрий Буланин. Т 1. 547 с.
-
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Полное собрание законов Российской империи. Т. 36. 36664.
-
Пантин, И. К., Плимак, Е. Г., Хорос, В. Г. (1986). Революционная традиция в России: 1783-1883 гг. М.: Мысль. 343 с.
-
Пантин, К. И. (2000). Россия и мир: историческое самоузнавание. М.: Эдиториал УРСС. 133 с.
-
Революционная ситуация в России в сер. XIX века. / Под ред. М. В. Нечкиной. М.: Наука, 1978. 439 с.
-
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1405. Оп. 515. Д. 9.
-
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1405. Оп. 515. Д. 10.
-
Русский вестник. 1857. № 9.
-
Семенникова, Л. И. (2006). Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ. 784 с.
-
Тойнби, А. Д. (2001). Цивилизации перед судом истории. М.: Рольф. 592 с.
-
Толмачев, Е. П. (1998). Александр II и его время: В 2 кн. Кн. 1. М.: ТЕРР - Книжный клуб. 432 с.