Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №3 (28) (2021)
УДК 930
DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-119-129
«ВООБРАЖАЕМАЯ ГЕРАЛЬДИКА» МОНГОЛОВ ВО ФРАНЦУЗСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИНИАТЮРАХ
Изучение изображений - это путь, ведущий к понимаю системы ценностей средневекового человека. Если в изучении христианских представлений о монголах историческим и литературным произведениям и уделялось определенное внимание, то иконографические документы зачастую использовались, лишь как иллюстрации к тексту и рассматривались как нечто второстепенное. Одной из слабоизученных тем является изучение «воображаемой геральдики», которой наделялись монголы французскими миниатюристами XIV-XV вв. В основе исследования лежит подход американского искусствоведа М. Камилла, который предполагает изучение не того, что было «на самом деле», а того, что было принесено в описываемую ситуацию средневековыми книжниками. Модель нашего анализа содержания миниатюр основана на методике немецкого исследователя Эрвина Панофски, согласно которой анализ миниатюры проходит в три этапа: 1) доиконографическое описание; 2) иконографический анализ; 3) иконологическая интерпретация. Основу нашего исследования составляют французские рукописи, содержащие изображения монголов с различными геральдическими символами, письменные свидетельства, нумизматические и картографические источники. В ходе работы было отмечено, что монгольская геральдика представлена в формате щитов и знамен. Каждый элемент имеет свой цвет - красный, оранжевый, cиний, желтый. Были определены следующие геральдические знаки: дракон, шестиконечная звезда, полумесяц, двузубая тамга, «царская голова», лилии, «звезда Давида», различные геометрические формы фигур и др. Также было определено, что изображение геральдических символов на миниатюрах несет в себе определенную символику - социальную и этническую. С помощью «воображаемой геральдики» христианские миниатюристы определяли место монголов в социальной стратиграфии или подчеркивали этническую принадлежность.
MONGOLS "IMAGINARY HERALDIC" IN FRENCH MEDIEVAL MINIATURES
The study of images is the path leading to an understanding of the value system of medieval man. If in the study of Christian ideas about the Mongols, historical and literary works were given some attention, then iconographic documents were often used only as illustrations to the text and were considered as something secondary. One of the poorly studied topics is the study of «imaginary heraldry», which was given to the Mongols by French miniaturists of the XIV-XV centuries. The research is based on the approach of the American art critic, M. A. Camillus, which involves the study not of what was «really», but of what was brought into the situation described by medieval scribes. The model of our analysis of the content of miniatures is based on the methodology of the German researcher Erwin Panofsky, according to which the analysis of miniatures takes place in three stages: 1) pre-iconographic description; 2) iconographic analysis; 3) iconological interpretation. Our research is based on French manuscripts containing images of the Mongols with various heraldic symbols, written evidence, numismatic and cartographic sources. During the work, it was noted that the Mongolian heraldry is presented in the format of shields and banners. Each element has its own color - red, orange, blue, yellow. The following heraldic signs were identified: a dragon, a six-pointed star, a crescent, a two-pronged tamga, a «king's head», lilies, a «star of David», various geometric shapes of figures, etc. It was also determined that the image of heraldic symbols on the miniatures carries a certain symbolism - social and ethnic. With the help of «imaginary heraldry», Christian miniaturists defined the place of the Mongols in the social stratigraphy or emphasized ethnicity.
Список литературы
-
Абдужемилев, Р. Р. (2019). Национальные символы в публикациях О. Акчокраклы (комментарии к статье «К вопросу о «Полумесяце»») // Крымское историческое обозрение. № 2. С. 193-202.
-
Антонов, В. А. (2015). Воображаемые и приписываемые гербы в свете умозрения Средневековья // Signum. Вып. 8. М.: ИВИ РАН. С. 87-113.
-
Арсеньев, Ю. В. (2001). Геральдика: Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Терра. 384 с.
-
Бартольд, В. В. (1966). К вопросу о полумесяце как символе ислама // Бартольд В. В. Сочинения. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. Т. VI. С. 489-491.
-
Вторая версия послания каноников кафедрального собора Мюнстера членам своего капитула, содержащего перевод третьего отчета о «деяниях царя Давида» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 109-111.
-
Дирхем с изображением «звезды Давида». Грузия. Shaban AH 661. URL: https://www.zeno.ru/data/4162/661_Shaban.jpg (дата обращения: 21.05.2021).
-
Дирхем с изображением «звезды Давида». Грузия. Ramadan AH [66x]. URL: https://www.zeno.ru/data/4162/medium/66x_Ramadan.jpg (дата обращения: 21.05.2021).
-
Лучицкая, С. И. (2010). Воображаемая геральдика сарацин: цвета и фигуры // SIGNUM. Выпуск 5. С. 117-128.
-
Лучицкая, С. И. (2001). Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя. 398 с.
-
Мартынюк, А. В. (2008). Каталонский атлас 1375 г. как источник по истории Золотой Орды и других монгольских государств XIV в. // Труды международных нумизматических конференций «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV веков». М.: Нумизматическая Лит. С. 79-83.
-
Медведев, М. Ю. (2005). Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных процессов // SIGNUM. Выпуск 3. С. 84-111.
-
Монета с изображением герба Константинополя. Тип № 1. URL: https://clck.ru/Tm87d (дата обращения: 17.03.2021).
-
Монета с изображением герба Константинополя. Тип № 2. URL: https://clck.ru/Tm7vm (дата обращения: 17.03.2021).
-
Отрывки из «Дамиаттинской истории» Оливера из Падерборна, содержащие сведения о наступлении «царя Давида» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.111-115.
-
Отрывок из «Анналов Данстейбла», содержащий упоминание о наступлении «царя Давида» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.116-117.
-
Отрывок из «Хроники Англии» Ральфа из Коггсхолла, содержащий упоминание о наступлении «царя Давида» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.117-118.
-
Отрывок из «Турской хроники», содержащий сведения о ходе V Крестового похода // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.118-120.
-
Пастуро, М. (2013). Символическая история европейского средневековья. СПб.: Alexandria. 448 с.
-
Первая версия послания каноников кафедрального собора Мюнстера членам своего капитула, содержащего перевод третьего отчета о «деяниях царя Давида» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.106-108.
-
Петров, П. Н. (2005). Тамги на монетах монгольских государств XIII-XIV вв. как знаки собственности // Труды II международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах XIII-XV веков». Муром, 6-12 сентября 2003 г. М.: Нумизматическая Литература. C. 170-177.
-
Петрова, П. (1990). За произхода и значението на знака «ипсилон» и неговите дофонетични варианти // Старобългаристика. Vol. 14. № 2. С. 39-50.
-
Полубояринова, М. Д. (1980). Знаки на золотоордынской керамике // Средневековые древности евразийских степей. М.: Наука. С. 165-212.
-
Слейтер, С. (2005). Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / Перевод с английского языка И. Жилинской. М.: Эксмо. 266 c.
-
Три фрагмента из «Хроники» Альберика де Труа-Фонтен, содержащие сообщения о «царе Давиде» // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С.120-123.
-
Черных, А. П. (2011). Гербовник как исторический текст // Люди и тексты: исторические источники в социальном измерении. Исторический альманах. М.: Институт всеобщей истории РАН. С. 281-298.
-
Черных, А. П. (2014). Образы античной истории в геральдике XV-XVI вв. // Люди и тексты. Исторический альманах. Античная традиция в исторической культуре западноевропейского средневековья / Отв. ред. А. И. Сидоров, М. С. Бобкова. М.: Институт всеобщей истории РАН. С. 138-153.
-
Черных, А. П. (2002). Реальные проблемы воображаемой геральдики // Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии: Тез. докл. / XIV Чтения памяти В. Т. Пашуто, Москва, 17-19 апр. 2002 г. / Отв. ред. Е. А. Мельниковой. М.: Институт всеобщей истории РАН. С. 235-241.
-
Фрагмент из «Хроники» нотариуса Риккардо из Сан Джермано, содержащий сведения о битве на Калке // Хаутала, Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 132.
-
Юрченко, А. Г. (2012). Элита Монгольской империи. СПб.: Евразия. 505 с.
-
Юрченко, А. Г. (2018). Монгольская тамга и полумесяц на геральдических щитах Каффы // Труды Государственного Эрмитажа. XCIV. Материалы и исследования отдела нумизматики. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. С. 139-161.
-
Abraham Cresques. Atlas de cartes marines, dit [Atlas catalan]. Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits, Espagnol 30.
-
Armorial de Gelre. Bibliothèque royale de Belgique, côte ms. 15652-56.
-
Arjana, S. (2015). Muslims in the western imagination. New York: Oxford University Press. 261 p.
-
Dennys, R. (1975). The heraldic imagination. New York: Clarkson N. Potter. 231 p.
-
Caroff, F. (2000). Différencier, caractériser, avertir: les armoiries imaginaires attribuées au monde musulman // Medievales: Langue, textes, histoire. № 38. Pp. 137-148.
-
Fleur des histoires de la terre d'Orient, Paris, vers 1301-1400. Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits. NAF 886.
-
Freytag's Hedwig manuscript. 1451. Wroclaw University Library, Inv. no. IV F 192.
-
Hayton, La fleur des histoires de la terred'Orient.Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623.
-
Henze W. (1958). Ornament, Dekor und Zeichnen. Dresden: Verl. der Kunst. 288 s.
-
Historia de proeliis, translated in French as La vraie ystoire dou bon roi Alixandre, and other romances. Royal 19 D I.
-
Kubiski, J. (2001). Orientalizing Costume in Early Fifteenth-Century French Manuscript Painting (Cité desDames Master, Limbourg Brothers, Boucicaut Master, and Bedford Master) // Gesta. Vol. 40. No. 2. Pp. 161-180.
-
Livre des merveilles. France, ca. 1410-1412. Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits. Fr2810.
-
Martyniouk, А. (2002). Die Mongolen im Bild: orientalische, westeurop. u. russ. Bildquellen zur Geschichte des Mongolischen Weltreiches u. seiner Nachfolgestaaten im 13-16 Jh. Hamburg: Kovač. 217 s.
-
Mellinkoff, R. (1993). Outcasts Signs of Otherness in Northern European Art of the Late Middle Ages. Berkeley, Los Angelas, Oxford: University of California Press. 397 p.
-
Michael, G. (1984). Morony Iraq After the Muslim Conquest. Gorgias: Princeton University Press. 695 p.
-
Mecia de Viladestes me fecit in anno MCCCCXIII. Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, GE AA-566 (RES).
-
Pastoureau, M. (1978). Introduction a I'héraldique imaginare (XII-XVI s.) // Revue française d'héraldique et de sigillographie. № 48. P. 18-26.
-
Pastoureau, М. (1996). Figures de l'héraldique. Paris: Gallimard. 144 p.
-
Pastoureau, M. (2009). L'Art de l'héraldique au Moyen Âge. Paris: Seuil. 237 p.
-
Pastoureau, М. (1993). Traité d'héraldique. Paris: Picard; Troisième èd. 413 p.
-
Raynaud, C. (1993). Images et pouvoirs au Moyen Âge. Paris: Le Leopard d''Or. 278 p.
-
Rintchen, B. (1954). Les signes de propriété chez les Mongols // Archiv orientalni. Praha. T. XXII. № 2-3. Pp. 467-473.
-
Smith Charlotte, C. (2014). Images of Islam, 1453-1600: Turks in Germany and Central Europe. London: Pickering & Chatto. 276 p.
-
Sumer, F. (2001). Karamanogullari // Islam Ansiklopedisi. № 24. Pp. 454-460.
-
Strickland, D. H. (2003). Saracens, Demons, & Jews. Making Monsters in Medieval Art. Princeton and Oxford: Princeton University Press. 171 p.
-
Świętosławski, V. (1996). Uzbrojenie koczowników Wielkiego Stepu w czasach ekspansji Mongołów (XII-XIV w.). Acta Archaeologica Lodziensia. Łódź. № 40. Pp. 7-114.
-
Tommaso, III di Saluzzo Il Libro del Chevalier errant. France, 1396-1400. Bibliothèque nationale de France. ms. fr. 12559.
-
Ullmann. Das Buch der heiligen Dreifaltigkeit. Deutschland, ca. 1430. Wolfenbüttel. Herzog August Bibliothek. Cod. Guelf. 188 Blank.
-
Von Volborth, C.-Al. (1973). Heraldry of the World. Blandford: Blandford Press. 251 p.
-
Wise, T. (1980). Medieval Heraldry. Osprey Men-at-Arms № 099. Osprey Publishing. 48 p.