Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (30) (2022)
УДК 930.23
DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-54-60
ПОЛИТИКА «КОНТРРЕФОРМ» АЛЕКСАНДРА III В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
С целью определения особенностей интерпретации политики «контрреформ» правительства Александра III в современных учебниках отечественной истории для высших учебных заведений авторами был осуществлен сравнительный анализ текстов указанных учебников и подтверждено влияние идеологических и научных установок на формирование стереотипов в отношении внутренней политики правительства Александра III. Таким образом, теоретическая значимость данного исследования состоит в определении идеологических, научных, социо-культурных и иных факторов, влияющих на оценку, характер и способы интерпретации внутренней политики Александра III в современных вузовских учебниках. Приведенные примеры текстов учебников по отечественной истории позволяют сделать вывод о том, что, с одной стороны, практически все упомянутые ниже авторы рассматривают период правления Александра III сквозь призму утвердившейся в отечественной историографии концепции «контрреформ», которая в самом общем приближении сводится к постепенному нивелированию последствий Великих реформ 1860-1870-х гг. С другой, приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии единства в понимании учеными-историками целей и механизмов осуществления «контрреформаторской» деятельности российского правительства. Последнее обстоятельство является следствием незавершенности эволюционных процессов в самом российском обществе вообще и в сфере его государственной идеологии в частности, а значит, тема государственной политики Александра III сохраняет свою актуальность.
THE POLICY OF "COUNTER-REFORMS" OF ALEXANDER III IN MODERN TEXTBOOKS OF NATIONAL HISTORY FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
In order to determine the specifics of the interpretation of the policy of "counter-reform" of the government of Alexander III in modern textbooks of national history for higher educational institutions, the authors carried out a comparative analysis of the texts of these textbooks and confirmed the influence of ideological and scientific attitudes on the formation of stereotypes regarding the internal policy of the government of Alexander III. Thus, the theoretical significance of this study consists in determining the ideological, scientific, socio-cultural and other factors influencing the assessment, nature and ways of interpreting the internal policy of Alexander III in modern university textbooks. The given examples of texts of textbooks on Russian history allow us to conclude that, on the one hand, almost all the authors mentioned below consider the period of the reign of Alexander III through the prism of the concept of "counter-reform" established in Russian historiography, which in the most general approximation amounts to the gradual leveling of the consequences of the Great Reforms of the 1860s-1870s. On the other hand, the examples given indicate the lack of unity in the understanding by historians of the goals and mechanisms of the implementation of the "counter-reform" activities of the Russian government. The latter circumstance is a consequence of the incompleteness of evolutionary processes in Russian society itself in general and in the sphere of its state ideology in particular, which means that the topic of Alexander III's state policy remains relevant.
Список литературы
-
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. (2004). История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. проф. учеб. заведений. 6-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия». 360 с.
-
Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. (2002). Отечественная история (до 1917 г.): учеб. пособие / Под ред. проф. И. Я. Фроянова. М.: УИЦ «Гардарики». 445 с.
-
Есиков С. А., Слезин А. А., Двухжилова И. В. (2005). История России: век XIX: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 192 с.
-
Илларионова Е. В., Фомина А. С., Гуськов C. А. (2008). Отечественная история: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 369 с.
-
История Отечества (2002) / С. В. Плохих, З. А. Чеботаева. Владивосток: ДГУ ТИДОТ. 170 с.
-
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций (2001) / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. М.: Центр. 352 с.
-
История России XVIII-XIX веков (2006) / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. М.: Эксмо. 784 с.
-
История России с древнейших времен (2003) / В. Ю. Халтурин, С. П. Боброва, О. Е. Богородская, Г. А. Будник и др.; Под ред. В. Ю. Халтурина: учеб. пособие. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. 340 с.
-
История России с древнейших времен до наших дней (2001). Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 520 с.
-
История России. Теории изучения (2001). Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96». 368 с.
-
История России (2001): учеб. для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.: Высш. шк. 479 с.
-
История (2013): Учебник для бакалавров / И. Н. Кузнецов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 496 с.
-
Курс отечественной истории IX-XX веков (2002). (Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе): учеб. пособие / Под ред. проф. Л. И. Ольштынского. М.: ИТ РК. 547 с.
-
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. (2005). История России. М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма. 592 с.
-
Отечественная история. IX-XX вв. (2004): учеб. пособие. СПб.: СЗТУ. 343 с.
-
Отечественная история (2005): Учебное пособие / Под ред. Р. В. Дегтяревой, С. Н. Полторака. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики.
-
Троицкий Н. А. (2003). Россия в XIX веке. Курс лекций: учеб.пособие. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк. 431 с.
-
Федоров В. А. (2020). История России 1861-1917 гг.: учебник для вузов / В. А. Федоров, Н. А. Федорова. 5-е изд., испр. М.: Юрайт. 392 с.