Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (30) (2022)
УДК 94(477.4)”18”
DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-61-72
«... ПРИСЛАНА ИИСУСОМ ХРИСТОМ» (КУЛЬТУРНЫЙ КАЗУС 1875 ГОДА В ЧИГИРИНСКОМ УЕЗДЕ)
Актуальность темы обусловлена тенденциями развития исторической науки, вектор которых направлен в сторону изучения истории «маленьких» людей. Одним из совершенно забытых персонажей прошлого была простая крестьянка Настасья Лихошерстая. Впервые в историографии ее деятельность оказывается в сфере специального научного интереса и рассматривается на фоне длительных крестьянских волнений в Чигиринском уезде Киевской губернии в 1870-е гг. Местом действия стало село Адамовка того же уезда. Главные действующие лица - сама Лихошерстая, несколько сотен сельских жителей, главным образом, женщин, волостной старшина и местный священник. Исследование проведено в рамках методов микроистории, дающих возможность рассмотреть объект изучения в событийных подробностях и смысловых оттенках. Источниковую базу исследования составили материалы официального делопроизводства, в том числе донесения волостного и уездного полицейского начальства в вышестоящие инстанции, а также отчеты Киевского ГЖУ в 3-е отделение императорской канцелярии. В статье показано, как изучение отдельного культурного казуса помогает по-новому взглянуть на отношение самих крестьян к реформе в государственной деревне на примере конкретного уезда Правобережной Украины.
“... SENT BY JESUS CHRIST” (CULTURAL INCIDENT OF 1875 IN THE CHIGIRINSKY DISTRICT)
The relevance of the topic is due to the trends in the development of historical science, the vector of which is directed towards the study of the history of "little" people. One of the completely forgotten characters of the past was a simple peasant woman, Nastasya Likhosherstaya. For the first time in historiography, her work is in the field of special scientific interest and is considered against the background of long-term peasant unrest in the Chigirin district of the Kiev province in the 1870s. The scene of action was the village of Adamovka of the same district. The main characters are Likhosherstaya herself, several hundred villagers, mostly women, a volost foreman and a local priest. The study was carried out within the framework of microhistory methods, which make it possible to consider the object of study in event details and semantic shades. The source base for the study was the materials of official records management, including reports from the volost and district police authorities to higher authorities, as well as reports from the Kiev GZhU to the 3rd department of the imperial chancellery. The article shows how the study of a separate cultural incident helps to take a fresh look at the attitude of the peasants themselves to the reform in the state village on the example of a specific district of Right-Bank Ukraine.
Список литературы
-
Воропай, О. (1958). Звичаї нашого народу : Етнографічний нарис. Мюнхен: Україньске видавництво. 289 с.
-
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 112. Оп. 1. Д. 477.
-
Забылин, М. М. (2014). Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Институт русской цивилизации. 688 с.
-
Ильин, А. Н. (2015). Онтология женского юродства // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 10. С. 9-13.
-
Кони, А. Ф. (1910). Психиатрическая экспертиза и действующие законы (Речь при открытии съезда отечественных психиатров 27 декабря 1909-го года) // Вестник Европы. Кн. 2 (февраль). С. 145-166.
-
Крестьянское движение в России в 1870-1880 гг.: сборник документов. М.: Наука, 1968. 613 с.
-
Крижановська, О. О. (2006). Держава и церква в уявленнях селян Правобережної України доби скасування кріпосного права // Проблеми істориії України ХІХ - початку ХХ ст. Вип. 12. C. 155-165.
-
Крижановська, О. О. (2007). Соціальні настрої та уявлення селян Правобережної України у 20-50-х pp. XIX ст. // Український історичний журнал. № 2. C. 130-142.
-
Крижановська, О. О. (2009). Страхи у ментальності українського селянства наприкінці XVIII - в середині XIX ст. // Проблеми істориії України ХІХ - початку ХХ ст. Вип. 16. C. 381-394.
-
Максимов, С. В. (1903). Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. 526 [3] с.
-
Матерiали до iсторiï селяньских революцiйних рухiв на Чигиринщинi (1875-1879 р.р.) / За ред. К. Гребенкiна. Харкiв: Видання Центрального архiвного управлiння УСРР, 1934. 440 с.
-
Мауль, В. Я. (2021). В цепи Великих реформ: казенная деревня на переломе (Чигиринский уезд, Киевская губерния) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. № 2. С. 56-68.
-
Мауль, В. Я. (2021). Судьба казенных крестьян: ход и итоги великой реформы (Чигиринский уезд Киевской губернии) // Проблемы аграрной истории России: Материалы IV Всероссийской научной конференции (памяти проф. В. М. Важинского), посвященной 160-летию крестьянской реформы в России 23.04.2021. Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. С. 43-52.
-
Мауль, В. Я. (2020). Чигиринские вольнодумцы в поисках крестьянской правды // Quaestio Rossica. Т. 8. № 4. С. 1321-1334.
-
Мауль, В. Я. (2017). «Чигиринский заговор» и крестьянская психология // Quaestio Rossica. Т. 5. № 1. С. 221-240.
-
Мирошниченко, П. Я. (1999). Культура русского и украинского крестьянства конца эпохи феодализма (1760-1861 гг.). Донецк: Изд-во ДонГИИИ. 244 с.
-
Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. СПб.: Синодальная типография, 1910. 410 с.
-
Памятная книжка Киевской епархии. Историко-статистические сведения (1882) / Сост. А. В-нов и свящ. В. Антонов. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого. 262 [3] с.
-
Панченко, А. М. (1999). Юродивые на Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна. С. 392-407.
-
Плюханова, М. Б. (1995). Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь. 336 с.
-
Пойда, Д. П. (1960). Крестьянское движение на Правобережной Украине в пореформенный период (1866-1900 гг.). Днепропетровск: Днепропетровск. обл. изд-во. 488 с.
-
Присяжнюк, Ю. П. (2001). Віра українських селян в «добрих царів» після скасування кріпацтва // Культура народов Причерноморья. № 24. С. 123-126.
-
Присяжнюк, Ю. П. (2007). Українське селянство Наддніпрянської України: соціоментальна історія другої половини ХІХ - початку ХХ ст. Черкаси: Вертикаль. 640 с.
-
Славянские древности: этнолингвистический словарь (1995) / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1 : А-Г. М.: Международные отношения. 577 с.
-
Славянские древности: этнолингвистический словарь (1995) / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 2 : Д-Ко. М.: Международные отношения. 689 с.
-
Терехова, С. А. (2016). Революционеры-народники и идея «народного монархизма» (на примере «Чигиринского заговора»): дис. … канд. истор. наук: 07.00.02. Сургутский государственный педагогический университет, Сургут.
-
Усенко, О. Г. (2002). Кто такой самозванец? // Вестник славянских культур. № 5-6. С. 39-51.
-
Федотов, Г. П. (2000). Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси. М.: Мартис. 268 с.
-
Хлапов, А. Л., Камаев, И. А., Поздеева, Т. В., Иванов, М. А. (2013). К вопросу о развитии российского законодательства XVIII-XX вв. о душевнобольных // Российский психиатрический журнал. № 2. С. 89-93.
-
Чигиринское дело. (По официальным источникам) // Киевлянин. 1877. № 97. 16 августа.
-
Янгулова, Л. В. (2013). Дома умалишенных в России : филантропическая психиатрия и политика гендера // Журнал исследований социальной политики. № 3. С. 377-390.
-
Янгулова, Л. В. (2001). Юродивые и Умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей. СПб.; М.: Европейский университет; Летний сад. С. 192-211.