Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №1 (30) (2022)
УДК 903
DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-115-120
ПЕТРОГЛИФЫ СИКАЧИ-АЛЯНА - МАЛЫШЕВО (НИЖНЕЕ ПРИАМУРЬЕ). ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА
Актуальность данного исследования не вызывает сомнения, так как автор в данной статье предлагает описание и вариант трактовки смыслового содержания символики сюжета с двумя личинами на камне № 31 памятника петроглифов возле сёл Сикачи-Алян и Малышево, расположенных в 70 км от гор. Хабаровска. Изображения были описаны академиком А. П. Окладниковым, В. Е. Медведевым предложена семантическая интерпретация одной из личин на этом камне. Новизна данного исследования заключается в том, что автор использует собственный приём иконографического описания рисунков личин, проводит анализ символического содержания композиции, привлекает этнографические сведения об обрядах со сходными внешне атрибутами. Для написания работы была использована широкая совокупность общенаучных и специальных методов исследования. Источниками выступили научные статьи и книги по теме исследования, в том числе, статьи автора, написанные по этим вопросам ранее. Результатом исследования является интерпретация рисунков на камне как целостной и взаимосвязанной друг с другом композиции из двух личин и вертикальной полосы как персонажей мифов и атрибута ритуально-обрядовых действий оседлых рыболовов Амура.
PETROGLYPHS OF SIKACHI-ALYAN - MALYSHEVO (LOWER AMUR REGION). THE EXPERIENCE OF INTERPRETATION OF THE SYMBOLIC CONTENT OF THE MYTHOLOGICAL PLOT
The relevance of this study is beyond doubt, since the author in this article offers a description and interpretation of the semantic content of the symbolism of the plot with two masks on stone No. 31 of the petroglyph site near the villages of Sikachi-Alyan and Malyshevo, located 70 km from the mountains. Khabarovsk. The images were described by Academician A.P. Okladnikov, V.E. Medvedev proposed a semantic interpretation of one of the masks on this stone. The novelty of this study lies in the fact that the author uses his own method of iconographic description of the drawings of masks, analyzes the symbolic content of the composition, attracts ethnographic information about rituals with similar external attributes. A wide range of general scientific and special research methods was used to write the work. The sources were scientific articles and books on the research topic, including the author's articles written earlier on these issues. The result of the study is the interpretation of the drawings on the stone as a holistic and interconnected composition of two masks and a vertical strip as characters of myths and an attribute of the ritual and ceremonial actions of settled fishermen of the Amur.
Список литературы
-
Золотарев, А. М. (1939). Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 205 с.
-
Киле, Н. Б. (1994). Символика и семантика имен персонажей нанайского фольклора // Этнос и культура: Владивосток. С. 110-117.
-
Лапшина, З. С. (2012). Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури. Хабаровск: ХГИИК. 212 с.
-
Лапшина, З. С. (2011). К вопросу о методике описания наскальных изображений Амуро-Уссурийского петроглифического комплекса // Вестник развития науки и образования. Научный журнал, № 1. С. 66-73.
-
Медведев, В. Е. (2000). Новые сюжеты в искусстве нижнеамурского неолита и связанные с ними представление древних //Археология, этнография и антропология Евразии. № 3 (3). С. 56-68.
-
Медведев, В. Е. (2001) Проблемы истоков некоторых скульптурных и наскальных образов в первобытном искусстве юга Дальнего Востока и находки, относящиеся к осиповской культуре на Амуре // Археология, этнография и антропология Евразии. № 4 (8). С. 76-94.
-
Медведев, В. Е (2005). Неолитические культовые центры в долине Амура // Археология, этнография и антропология Евразии. № 4 (24). С. 40-69.
-
Окладников, А. П. (1968). Лики древнего Амура. Новосибирск: Зап-Сиб. кн. изд-во, 238 с.
-
Окладников, А. П. (1971). Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука. 335 с.