Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (31) (2022)
УДК 93-94
DOI 10.24888/2410-4205-2022-31-2-19-28
Интеграция физической культуры и спорта в систему высшего образования в 1920 - 1930-х гг
Актуальность избранной автором статьи темы обусловлена историографической значимостью периода первых советских десятилетий, когда складывались социально-культурные практики, до сих пор сохраняющие преемственность, несмотря на все политические и социальные перемены в обществе. Цели настоящей публикации - рассмотрение процесса интеграции физической культуры и спорта в систему высшего образования в 1920-1930 гг.; выявление особенностей этого процесса, включая специфику политики власти в отношении студенчества как особой социальной группы; выяснение влияния государственной идеологии на решения вопросов, касающихся физкультуры и спорта, и роли физкультуры в воспитании молодежи. В ходе исследования были задействованы специальные исторические методы: хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, нарративный, историко-генетический и типологический виды анализа. Обращение к методологии новой социальной истории, в частности к исторической антропологии, позволило осмыслить и обобщить укоренившиеся в повседневности социальные практики и провести многоаспектный анализ феномена массового спорта. Работа опирается на широкий спектр архивных и опубликованных источников. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что физическая культура была составляющей частью политики аккультурации населения, активно проводимой большевистским правительством, и была призвана служить достижению таких целей, как распространение здорового образа жизни, милитаризация общества, идеи гендерного равноправия и усиления борьбы с «буржуазными пережитками». Она должна была стать по-настоящему массовой повседневной практикой для советских студентов, что потребовало комплексной пропагандистской работы. Но полноценному решению задачи мешало отсутствие ее централизованного управления и недостаточное финансирование. Переломным стал 1929 г., когда вышло постановление Совнаркома об обязательном преподавании физической культуры во всех вузах и втузах страны. Его реализация сопровождалась массой трудностей: отсутствием спортивных объектов, организационной неразберихой, нехваткой необходимых педагогических и финансовых ресурсов. О качественном скачке преодоления проблем в организационном и в экономическом плане можно говорить применительно ко второй половине 1930-х гг.
INTEGRATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INTO THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE 1920-1930s
The relevance of the chosen topic is due to the historiographical significance of the period of the first Soviet decades as a time when social and cultural practices were largely formed, which maintain their continuity, despite significant political and social changes in society. The purpose of this research is to analyze the process of integration of physical culture and sport in the Soviet higher education system in the 1920s and 1930s. It was aimed at identifying the main features of this process, including the specifics of the government's policy towards students as a special social group, determining the influence of state ideology on the decisions of the government in physical education and sports, and the role of physical education in the education of young people. Special historical methods were used in the preparation of the research: chronological, retrospective, comparative-historical, narrative, historical-genetic, and typological. In accordance with the general principles of the methodology of historical sources studies, a systematization and selection of sources was carried out for the reconstruction of various aspects of the topic. It was important to turn to the methods of the methodology of new social history, in particular, historical anthropology, which made it possible to analyze social practices and everyday life, to conduct a multifaceted analysis of the phenomenon of mass sports. Physical culture was an integral part of the process of acculturation of the population, actively carried out by the Bolshevik government, and was intended to serve such goals as the spread of a healthy lifestyle, the militarization of society, gender equality, and the fight against “bourgeois remnants”. Physical culture was to become a truly mass daily practice for Soviet students, which required the establishment of a comprehensive propaganda work. At the same time, its full development was hindered by the lack of centralized management and insufficient funding. The turning point was in 1929, when the Council of people's Commissars issued a decree on mandatory teaching of physical culture in all universities and higher education institutions of the country. However, its implementation met with a lot of difficulties: the lack of sports facilities, organizational confusion, and lack of necessary human and financial resources. A qualitative leap in the solution of this issue, both in organizational and economic terms, was in the second half of the 1930s.
Список литературы
-
Андреев, Д. А. (2008). «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое литературное обозрение. 2008. № 2 (90). С. 45-61. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/2/krasnyj-student-i-politika-proletarizaczii-vysshej-shkoly.html (дата обращения: 11.10.2021).
-
Архив Санкт-Петербургского Политехнического университета (Архив СПбПУ). Приказы руководящие за 1934 г. Т. 3. Л. 70-71 об.
-
В. Б. (1926). Здоровы ли спартаковцы // Товарищ. № 7(51). 9 декабря. С. 8.
-
Воспитаем спортивное поколение (1938) // Красный спорт. № 5 (566). 9 января. С. 1.
-
Гориневский, В. В. (1927). Летний отдых молодежи // Смена. № 10. С. 8-10.
-
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р7710. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-16.
-
Громов, Б. (1926). Спорт - на борьбу с хулиганством // Смена. № 21. С. 17.
-
Изгоев, А. С. (2011). Об интеллигентной молодежи (Заметки о ее быте и настроениях) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. СПб.: Азбука-Аттикус, Авалонъ. С. 259-295.
-
Ильич и физкультура (1933) // Красный спорт. № 4 (92). С. 1.
-
Курамшин, Ю. Ф. (2014). Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. № 4 (110). С. 67-71.
-
Михайлов, Б. А., Трунин, В. В. (2014). Становление физической культуры и спорта в Петроградском (Ленинградском) университете в 1920-1930 годах // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. № 9 (115). С. 97-101.
-
Постановление СНК «По докладу Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР о результатах обследования постановки физического образования в РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1929. № 58. 30 августа. С. 826-827.
-
Северяк, Н. (1928). Вуз инженеров здоровья // Смена. № 10. С. 12-13.
-
Семашко, Н. (1927). Физкультура зимой. Москва; Ленинград: Государственное изд-во. 109 с.
-
Сидорчук, И. В. (2018). Борьба за «новую» мораль в Ленинградском политехническом институте в 1920-х годах // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т. 9. № 3. С. 7-15.
-
Сидорчук, И. В. (2019). Физкультура и спорт в жизни студента Ленинградского политехнического института 2-й пол. 1920-х - 1930-х гг. // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та / Редкол. Н. Ф. Чипинова, С. А. Парфенова, Е. А. Бурлакова. Шадринск: ШГПУ. С. 360-364.
-
Сидорчук, И. В. (2020). Спорт и физкультура как альтернатива девиантному досугу горожан в 1920-е гг. // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. В. А. Веременко, В. Н. Шайдуров. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина. С. 90-94.
-
Т. Е. (1925). Молодежь в отпуску // Смена. № 12. С. 10.
-
Товарищ. 1928. № 10 (68). 23 февраля. С. 4.
-
Ульянова, С. Б. (2019). Физкультурники против спортсменов (Проблемы терминологии в изучении массового спорта в СССР в 1920 - 1930-е гг. // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б. Г. Могильницкого). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. В 2-х частях. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. С. 352-357.
-
Ульянова, С. Б., Крепкая, Т. Н. (2019). Милитаризация массового спорта в СССР в 1920-е - 1930-е гг. // Вопросы истории. № 12-3. С. 281-287.
-
Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина (1927). Москва: Изд-во Коммунистической академии. 160 с.
-
Филипченко, Ю. А. (1924). Пути улучшения человеческого рода (евгеника). Ленинград: Госиздат. 189 с.
-
Фишева, А. А. (2019). Концепт «нового человека» в советской социальной политике 1920-х годов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. Т. 10. № 1. С. 37-46.
-
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 6276. Оп. 35. Д. 36. Л. 160-160 об.
-
ЦГА СПб. Ф. 6276. Оп. 51. Д. 35. Л. 3-3 об.
-
Elwood, C. (2010). The sporting life of V. I. Lenin // Canadian Slavonic Papers. № 52(1-2). P. 79-94.
-
Grant, S. (2013). Physical Culture and Sport in Soviet Society: Propaganda, Acculturation, and Transformation in the 1920s and 1930s. Routledge. 276 p.
-
Noack, C. (2012). «A mighty weapon in the class war»: Proletarian Values, Tourism and Mass Mobilisation in Stalin's Time // Journal of Modern European History / Zeitschrift für moderne europäische Geschichte / Revue d'histoire européenne contemporaine. № 10(2). P. 231-254.
-
Shaw, C. (2011). “A fairground for ‘building the new man’”: Gorky Park as a site of Soviet acculturation // Urban History. Vol. 38. No 2. P. 324-344.