Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (31) (2022)
УДК 930.126 (571.26)
DOI 10.24888/2410-4205-2022-31-2-47-55
АРХЕОЛОГИЯ НИЗОВЬЕВ РЕКИ АМУР: К ИЗУЧЕНИЮ СУКПАЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ СРЕДИ ПЕТРОГЛИФОВ АМУРА И УССУРИ
Среди сотен археологических памятников территории низовьев амурского бассейна особое место принадлежит камням и скалам с древними рисунками. Наскальное искусство Нижнего Приамурья изучается с шестидесятых годов ХIХ века. Среди первооткрывателей и исследователей имена отечественных краеведов и учёных Р. К. Маака, П. Ветлицына, Н. Альфтана, А. М. Золотарёва, В. К. Арсеньева, и зарубежных антропологов Б. Лауфера и Г. Фоука. Системные академические научные исследования памятников петроглифов были проведены лишь через 100 лет, в шестидесятые годы ХХ века, советскими археологами. Научно-исследовательская источниковая база (топография, описание, калькирование, научная интерпретация и публикация материалов) подготовлена отрядом сотрудников Дальневосточной археологической экспедиции Института археологии и этнографии Сибирского отделения АН СССР под руководством А. П. Окладникова. Писаница на реке Сукпай в бассейне реки Уссури относится к числу новых памятников наскального искусства региона, она была открыта в 1980-х годах археологом В. И. Дьяковым, сотрудником Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН. В статье предлагается опыт исследования стилистического разнообразия памятников наскального искусства Нижнего Амура, а именно, рисунков Сукпайской писаницы, что предопределяет ее актуальность. Новизна исследования обусловлена тем, что в статье выделяются признаки сукпайского художественного стиля, масштабы его распространения среди петроглифов региона и сопредельных территорий. Для написания работы была использована широкая совокупность методов исследования, в том числе, метод анализа научной литературы, источниками выступили научные труды по теме исследования. Результат исследований: а) выделены отличительные черты стиля сюжетов на скале реки Сукпай; б) прослежены аналогичные изображения на камнях и скалах памятника Сикачи-Алян - Малышево; в) обосновано выделение сукпайского художественного стиля среди петроглифов Нижнего Амура; г) прослежено сходство рисунков сукпайского стиля с сюжетами шаманского тематического направления памятников наскального искусства сопредельных территорий Восточной Сибири, Якутии, Верхнего и Среднего Приамурья, Забайкалья.
ARCHEOLOGY OF THE LOWER AMUR RIVER: TO THE STUDY OF THE SUKPAI ARTISTIC STYLE AMONG THE PETROGLYPHS OF THE AMUR AND USSURI
Among the hundreds of archaeological sites in the lower reaches of the Amur basin, a special place belongs to the stones and rocks with ancient drawings. The rock art of the Lower Amur region has been studied since the sixties of the nineteenth century. Among the discoverers and researchers are the names of local historians and scientists. Systematic academic scientific research of petroglyphs monuments was carried out only 100 years later, in the sixties of the twentieth century, by Soviet archaeologists. The research source base (topography, description, tracing, scientific interpretation and publication of materials) was prepared by a team of employees of the Far Eastern Archaeological Expedition of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences under the leadership of A. P. Okladnikov. Pisanitsa on the Sukpai River in the Ussuri River basin is one of the new sites of rock art in the region, it was discovered in the 1980s by archaeologist V. I. Dyakov, an employee of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. The article offers the experience of studying the stylistic diversity of the Lower Amur rock art monuments, namely, the drawings of the Sukpai petroglyph, which predetermines its relevance. The novelty of the study is due to the fact that the article highlights the signs of the Sukpai artistic style, the extent of its distribution among the petroglyphs of the region and adjacent territories. To write the work, a wide range of research methods was used, including the method of analyzing scientific literature, the sources were scientific papers on the topic of the study. The result of the research: a) the distinctive features of the style of plots on the rock of the Sukpai River are highlighted; b) similar images were traced on the stones and rocks of the Sikachi-Alyan-Malyshevo site; c) substantiation of the identification of the Sukpai artistic style among the petroglyphs of the Lower Amur; d) the similarity of the drawings of the sukpai style with the plots of the shamanic thematic direction of the rock art monuments of the adjacent territories of Eastern Siberia, Yakutia, the Upper and Middle Amur Region, and Transbaikalia was traced.
Список литературы
-
Андреева, Ж. В. (1987). Бронзовый век Дальнего Востока // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР / под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Москва: Наука. С. 351-358.
-
Василевич, Г. М. (1947). Древнейшие языковые связи современных народов Азии и Европы // Труды Института этнографии АН, новая серия. Т. 2. С. 205-232.
-
Диков, Н. Н. (1971). Наскальные загадки древней Чукотки: петроглифы Пегтымеля. Москва: Наука. 130 с.
-
Дьяков, В. И. (1978). Сукпайская писаница // Археологические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР. Владивосток. С. 31-32.
-
Косарев, М. Ф. (1987). Второй период развитого бронзового века Западной Сибири (андроновская культура) // Эпоха бронзы лесной полосы СССР Археология СССР / Под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Гл. 4. Москва: Наука. С. 276-288.
-
Кочмар, Н. Н. (1996). Сравнительный анализ петроглифов Якутии и Чукотки // Археология Северной Пасифики. Материалы международного симпозиума (Владивосток 2-5.04.1993.) ИИАЭ ДВО РАН. Владивосток. С. 256-265.
-
Лапшина, З. С. (2016). Опыт стилистической периодизации нижнеамурских петроглифов // «На берегу Амура есть писаные камни…». Сборник научных статей, посвящённых 80-летию Нижнеамурской экспедиции А. П. Окладникова / научный редактор и составитель З. С. Лапшина. Хабаровск. С. 43-63.
-
Лапшина, З. С. (2020). Архаическая картина мира в семантическом содержании личин петроглифов Нижнего Амура: монография. Хабаровск: Изд-во ТОГУ. 269 с.
-
Мельникова, Л. В., Николаев, В. С., Демьянович, Н. И. (2011-2012). Шишкинская писаница. В 2-х томах. Иркутск: Ин-т земной коры СО РАН. Т. 1. 426 с.; Т. 2. 288 с.
-
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (1992). Толковый словарь русского языка / РАН, Институт русского языка; Российский фонд культуры. Москва: АзъLTD. 960 с.
-
Окладников, А. П., Запорожская, В. Д. (1959). Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино. Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР. 199 с.
-
Окладников, А. П. (1968). Лики древнего Амура. Новосибирск: Зап-Сиб. кн. изд-во. 238 с.
-
Окладников, А. П. (1971). Петроглифы Нижнего Амура. Ленинград. 335 с.
-
Окладников, А. П. Мартынов, А. И. (1972). Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки неолита и бронзы. Москва: Искусство. 255 с.
-
Окладников, А. П. Деревянко, А. П. (1973). Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во. 440 с.
-
Окладников, А. П. Мазин, А. И. (1976). Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука. 190 с.
-
Окладников, А. П. Мазин, А. И. (1979). Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука. 152 с.
-
Okladnikov, A. P. (1981). Ancient Art of the Amur Region. Leningrad: Aurora Art Publichers. 160 p.
-
Студзицкая, С. В. (1987). Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР / под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Гл. 8. Москва: Наука. С. 318-326.
-
Студзицкая, С. В. (1987). Искусство Восточной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР / под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Гл. 9. Москва: Наука. С. 344-350.
-
Тиваненко, А. В. (1990). Древнее наскальное искусство Бурятии: Новые памятники. Новосибирск: Наука. 208 с.
-
Шиповалов, А. М. (1999). Наскальные изображения на р. Сукпай // Традиционная культура востока Азии. Вып. 2. Благовещенск: Изд-во АмГУ. С. 194-200.