Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №3 (32) (2022)
УДК 93/94
DOI 10.24888/2410-4205-2022-32-3-17-35
«ЗЛЫИ БО ЗЛѢ ПОГИБНЕТЬ»: НАКАЗАНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ АРХИЕРЕЕВ (ОПЫТ ЦЕРКОВНОГО ПРАВОСУДИЯ XI - НАЧАЛА XIV ВВ.)
При всем внимании отечественной историографии к жизни древнерусских епископов проблема наказания архиереев нечасто привлекала внимание исследователей. Если интерес к отмеченной теме и возникал, то преимущественно в рамках отдельных сюжетов. Однако комплексного рассмотрения проблемы наказания древнерусских архиереев XI - первой четверти XIV вв. не проводилось. Между тем, анализ источников позволяет заключить, что при всей высоте своего служения древнерусские архиереи не только регулярно оказывались перед лицом различных судов, но и подвергались разнообразным наказаниям, как церковным, так и тем, которые имели место в практике Византии и Руси. В рамках представленной статьи предпринята попытка систематизировать различные наказания, применявшиеся в отношении архиереев в XI - первой четверти XIV вв. Автор приходит к выводу, что, несмотря на свой высокий общественный и иерархический статус, древнерусские архиереи регулярно подвергались разнообразным наказаниям, как церковным, так и тем, которые предусматривались византийскими нормами права или правовыми обычаями Руси. Далеко не всегда эти наказания были справедливыми. Однако можно уверенно говорить о том, что правовая культура внутри церкви объяснялась сильным влиянием византийских правовых традиций. При этом наказания архиереев отличались своей суровостью, включая не только сугубо церковные меры вразумления и наказания, так и те, которые отражали нормы Римского права и правовых представлений, присутствовавших на Руси, вплоть до разграбления и вынесения смертного приговора. С канонической точки зрения далеко не всегда наказания, которые налагались на архипастырей, были обоснованы. Тем не менее, даже в этом случае древнерусские книжники воспринимали их как соответствующие реалиям древнерусской действительности и даже справедливые.
“EVIL FOR EVIL TO DIE”: PUNISHMENTS OF THE ANCIENT RUSSIAN BISHOPS (EXPERIENCE OF A CHURCH JUDGE OF THE XI - BEGINNING OF THE XIV CENTURIES)
With all the attention of Russian historiography to the life of ancient Russian bishops, the problem of punishing bishops did not often attract the attention of researchers. If there was any interest in the noted topic, it was mainly within the framework of individual plots. However, a comprehensive consideration of the problem of punishment of ancient Russian bishops of the XI - the first quarter of the XIV was not carried out. Meanwhile, an analysis of the sources allows us to conclude that, for all the height of their ministry, the ancient Russian bishops not only regularly found themselves in the face of various courts, but were also subjected to various punishments, both ecclesiastical and those that took place in the practice of Byzantium and Russia. Within the framework of the presented article, an attempt was made to systematize the various punishments applied to bishops in the 11th - first quarter of the 14th centuries. The author comes to the conclusion that, despite their high status, the ancient Russian bishops were regularly subjected to various punishments. These punishments were not always fair. However, we can confidently say that the legal culture within the church was explained by the strong influence of Byzantine legal traditions. From a canonical point of view, punishments were far from always justified. But even in this case, the Old Russian scribes perceived them as corresponding to the realities of Old Russian reality and even fair.
Список литературы
-
Андрощук, Ф. (2011). Печати черниговского епископа Антония Гречина // Ruthenica. Київ. Т. 10. С. 231-233.
-
Артамонов, Ю. А. (2017). Время и обстоятельства возникновения первой русской архимандритии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 4 (70). С. 120-129.
-
Афиногенов, Д. Е. (2016). Юстинианово гонение на мужеложцев: трансформация рассказа в византийских хрониках // Индоевропейское языкознание и классическая филология. № 20-1. С. 27-34.
-
Белякова, Е. В., Мошкова, Л. В., Опарина, Т. А. (2017). Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию. Москва; СПб.: ИРИ РАН; РГАДА; Центр гуманитарных инициатив. 496 с.
-
Виноградов, А. Ю. (2021). Запрет как средство политической борьбы в русской церкви середины XI в.: Новые данные в деле Луки Жидяты // Электронный научно-образовательный журнал "История". Т. 12. № 9 (107).
-
Воронин, Н. Н. (2017). Андрей Боголюбский. Москва: Водолей Publishers. 320 с.
-
Высоцкий, С. А. (1966). Древнерусские надписи Софии Киевской. XI-XIV вв.: Вып. 1. / отв. ред. П. Н. Попов. Киев: Наукова думка. 239 с.
-
Гайденко, П. И. (2016). Несколько замечаний о возможных целях и мотивах создания Вопрошания преп. Кирика Новгородца // Новгородика-2015. От "Правды Русской" к российскому конституционализму. Материалы V международной научной конференции. Составители: Е. В. Торопова, С. А. Коварская, Я. А. Васильев, Д. Б. Терешкина, Б. Н. Ковалев, Н. С. Федорук. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. С. 353-361.
-
Гайденко, П. И. (2020). Новгородские архиереи XI-XIII вв. перед судом веча // Novogardia. № 1 (5). С. 8-24.
-
Гайденко, П. И. (2014). Священная иерархия Древней Руси (XI-XIII вв.): зарисовки власти и повседневности. Москва: ИД Университетская книга. 212 с.
-
Гайденко, П. И., Фомина, Т. Ю. (2012). О церковном статусе кирика новгородца и иных составителей "Вопрошания" // Вестник Челябинского государственного университета. № 16 (270). С. 83-92.
-
Галимов, Т. Р. (2019). Киевские митрополиты между Русью и Ордой: (вторая половина XIII в.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 256 с.
-
Голубинский, Е. Е. (1901). История Русской Церкви: Т. 1: Период первый, Киевский или домонгольский: Ч. 1. Москва. 968 с.
-
Данилевский, И. Н. (2016). Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. Москва: Аспект Пресс. 389 с.
-
Дергачева, И. В., Мильков, В. В., Милькова, С. В. (2016). Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. Москва: Мир философии. 416 с.
-
Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси: Т. 5: XIII век / под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2005. С. 30-65, 456-459.
-
Житие св. Леонтия, епископа Ростовского / С предисл. А. А. Титова. Москва: Унив. тип., 1893. [2], IV. 36 с.
-
Житие св. Леонтия, епископа Ростовского: Со списка, сдел. С. М. Бодянским из рукописи XV в., принадлежащей Кириллову Новоезер. монастырю / [Опубликовал] А. А. Титов. Ярославль: тип. Губ. правл., 1892. 16 с.
-
Заозерский, Н. А. (1894). О церковной власти: (Основоположения, характер и способы применения церк. власти в различ. формах устройства церкви по учению православно-канон. права) / [Соч.] Николая Заозерского, доц. церк. права в Моск. духов. акад. Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегиревой. [2], IV, XIV. 458 с.
-
Исаев, А. В. (2012). Теоретические основы церковного судопроизводства в Постановлениях Апостольских // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4-2 (18). С. 83-88.
-
Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4: XII век / под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2004. С. 296-489, 641-667.
-
Кирилл Туровский, свт. Притча о человеческой душе и теле (о слепце и хромце) // Памятники общественной мысли Древней Руси: Т. 1: Домонгольский период / сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. Москва: РОССПЭН, 2010. С. 202-212.
-
Ключевский, В. О. (1871). Древнерусские жития святых как исторический источник: исследование В. Ключевскаго. Москва: Издание К. Солдатенкова (тип. Грачева). III, 465, IV, III с.
-
Костромин, К. А. (2014). "Вопрошание" Кирика с ответами Нифонта и каноническо-правовое наследие Киевской Руси в контексте международных отношений // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого. С. 87-97.
-
Летописец о ростовских архиереях / С примеч. чл.-кор. А. А. Титова. СПб.: тип. С. Добродеева, 1890. 115 с.
-
Литвина, А. Ф., Успенский, Ф. Б. (2010). Траектории традиции: главы из истории династии и церкви на Руси конца XI - начала XIII века / А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский; Ин-т славяноведения РАН, Центр славяно-германских исслед. Москва: Языки славянской культуры. 207 с.
-
Лукин, П. В. (2014). Новгородское вече: [монография] / Ин-т российской истории РАН. Москва: Индрик. 607 с.
-
Макарий (Булгаков), митр. (1995). История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от Константинопольского патриарха (988-120) / науч. ред. А. В. Назаренко. Москва: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 702 с.
-
Макарий (Веретенников), архим. (2008). «Ослиное» погребение // Труды Киевской Духовной Академии. № 9. С. 132-136.
-
Максимович, К. А. (2007). Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527-565 гг.) «О различных церковных вопросах» (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 3 (19). С. 22-54.
-
Мильков, В. В. (2009). Духовная дружина русской автокефалии: Лука Жидята // Россия XXI. № 2. С. 116-155.
-
Мильков, В. В., Симонов, Р. А. (2011). Кирик Новгородец : ученый и мыслитель / В. В. Мильков, Р. А. Симонов; Российская акад. наук, Ин-т философии. Москва: Кругъ. 537, [6] с.
-
Назаренко, А. В. (2015). Дудика, Негваръ: два германских антропонима в новгородских памятниках // Slověne = Словѣне.International Journal of Slavic Studies. T. 4.1. C. 323-333.
-
Оспенников, Ю. В., Гайденко, П. И. (2020). Церковный суд на Руси XI-XIV веков. Исторический и правовой аспекты: монография / Ю. В. Оспенников, П. И. Гайденко; Санкт-Петербургская духовная академия, Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова («Барсовское общество»). СПб.: Изд-во СПбПДА. 260 с.
-
Парфененков, В. О. (1999). Древнерусское сочинение XII века "Вопрошание Кирика": история текста: дис.. кандидата исторических наук: 07.00.09 / РАН Ин-т рос. истории Санкт-Петербургский филиал. СПб. 193 с.
-
Пашуто, В. Т. (1950). Очерки по истории Галицко-Волынской Руси / Институт истории АН СССР; отв. ред. Б. Д. Греков. Москва: Изд-во АН СССР. 330 с.
-
Печников, М. В. (2015). Константин II // Православная энциклопедия. Москва. Т. 37. С. 25-26.
-
Пихоя, Р. Г. (2016). Формирование новгородской школы толкования канонического права. Канонические ответы новгородского епископа Нифонта и их источники // Пихоя Р. Г. Записки археографа. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке. C. 85-107.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 1.: Лаврентьевская летопись. Москва: Языки русской культуры, 2001. 496 с.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 2.: Ипатьевская летопись. Москва: Языки русской культуры, 2001. 648 с.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 3.: Новгородская летопись старшего и младшего изводов. Москва: Языки русской культуры, 2000. XII, 720 с.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвёртая летопись. Москва: Языки русской культуры, 2000. XXXVIII, 690 с.
-
Полное собрание русских летописей: Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Москва: Языки русской культуры, 2000. 288 с.
-
Полное собрание русских летописей. Т. 10: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Москва: Языки славянской культуры, 2000. 248 с.
-
Поппэ, А. (1996). Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 441-497.
-
Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань: В Губернской типографии, 1864. 307 с.
-
Сергеевич, В. И. (2006). Древности русского права: в 3 т. / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. Москва: Зерцало. Т. 2: Вече и князь; Советники князя. 510, [2] с.
-
Смирнов, С. (1899). Древнерусский духовник. Очерк. Сергиев Посад: 2-я Типография А. И. Снегиревой.115 с.
-
Солнцев, Н. И. (2004). Провиденциальная историческая концепция в трудах русских историков-клириков XVIII-XIX вв. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 200 с.
-
Суворов, Н. С. (2004). Учебник церковного права / Под ред. В. А. Томсинова. Москва: Зерцало. 504 с.
-
Текст Синодальной редакции [Жития Леонтия Ростовского] // Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1989. Т. 42. С. 250-251.
-
Текст Троицкой редакции [Жития Леонтия Ростовского] // Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1989. Т. 42. С. 251-254.
-
Тихомиров, М. Н. (1975). Древняя Русь / [Предисл. М. Т. Белявского]; [АН СССР, Отд-ние истории, Археогр. комис., Архив АН СССР]. Москва: Наука. 429 с.
-
Толочко, П. (2010). «Емше, влачаху поверзше ужи за ноги» // Ruthenicа. Т. 9. С. 17-22.
-
Ульянов, О. Г. (2022). Церковное право в Древней Руси в домонгольский период (о праве апелляции епископов) URL: https://www.academia.edu/43516979/_(дата обращения: 19.01.2022).
-
Устинова, И. А. (2021). «Неистовое дело»: бесчестье архиерея и наказание за него в России в конце XVII в. // История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сборник статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (11-14 октября 2021 г.) / Отв. ред.: Ю. А. Петров, О. А. Плех; Министерство науки и высшего образования РФ; Институт российской истории РАН; Совет молодых ученых ИРИ РАН. Москва: Институт российской истории РАН. С. 43-48.
-
Цыпин, Владислав, прот. (2012). Каноническое право. Москва: Изд-во Сретенского монастыря. 864 с.
-
Чебаненко, С. Б. (2013). Основные черты вечевого правосудия в Древней Руси // Rossica Antiqua. № 2. С. 64-104.
-
Щапов, Я. Н. (1989). Государство и церковь Древней Руси XI-XIII вв. Москва: Наука. 232 с.
-
Щапов, Я. Н. (2004). Соборные церкви и монастырские организации в русском городе до XV в. // Очерки русской истории, источниковедения, археографии. Москва. С. 66-71.
-
Эклога: Византийский законодательный свод VIII в. / Вступ. статья [с. 5-38], пер., коммент. Е. Э. Липшиц. Москва: Наука, 1965. 226 с.