Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (1) (2015)
МАСОНЫ-КОНСЕРВАТОРЫ И КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА (И.В. ЛОПУХИН И О.А. ПОЗДЕЕВ)
В настоящей статье рассматриваются взгляды по крестьянскому вопросу двух ведущих представителей русского масонства конца XVIII - начала XIX в. - И.В. Лопухина и О.А. Поздеева, отмечаются особенности их консерватизма в данной сфере, стремление сохранить крепостное право и власть помещиков над владельческими крестьянами в полном объеме, подчеркивается тот факт, что консерваторами они были не по причине масонской принадлежности, а потому что, как и большинство дворян России, не желали ничего менять в системе крепостничества. И.В. Лопухин (1756-1816) был выходцем из дворянской семьи, в 1782 вышел в отставку капитан-поручиком, служил советником Московской уголовной палаты (1784-1785), к 1782 г. - член ряда масонских лож. С некоторой долей осторожности можно считать его с 1784 г. фактическим лидером российского масонства. После ареста московских мартинистов в 1792 г. подвергся допросу и обыску, но был оставлен в Москве, дав слово, что прекратит масонскую деятельность. При Павле I в конце 1796 - начале 1797 гг. был недолго статс-секретарем, затем назначен в 5-й департамент Сената в Москве, участвовал в ревизиях в Казанской, Вятской и Оренбургской губерниях, а уже при Александре I - в Слободско-Украинской, в 1802-1805 - председатель Комиссии «для разбора споров и определения поместий в Крыму», в 1806 г. наблюдал за порядком формирования «земского» войска в ряде центральных губерний, с 1807 - сенатор 8-го Московского департамента, действительный тайный советник. Основным источником для изучения его взглядов по крестьянскому вопросу являются «Записки», впервые изданные в 1860 г. (не считая принадлежавших ему масонских трудов, лишь косвенно касавшихся данной проблемы). Менее известна деятельность Лопухина в данной сфере в качестве сенатора 8-го департамента. В «Записках» он обращал особое внимание на дела об «ищущих свободы» из помещичьего владения. Данный сюжет в историографии почти не рассматривался, но мы можем сказать, что позитивная тенденция к рассмотрению этих дел в пользу неправильно закрепощенных людей имела место при Павле I и Александре I. Традиционно считается, что препятствием к получению этими людьми свободы из помещичьего владения здесь были сами помещики, продажность госаппарата, медленность течения дел. Но «Записки» Лопухина отмечают еще одну причину неэффективности решения дел в пользу «ищущих свободы», а именно, следование букве закона. Другой крупнейший масон этой эпохи - О.А. Поздеев (1742-1820) - также был выходцем из дворянства, в 1774 г. участвовал в подавлении восстания Е.И. Пугачева, затем ушел в отставку в чине полковника, в 1782-1784 гг. служил правителем канцелярии главнокомандующего Москвы генерал-фельдмаршала графа З.Г. Чернышева, в дальнейшем жил в подмосковном имении Чистяково, занимаясь хозяйством и масонской деятельностью. Уже в 1780-е гг. Поздеев считался духовным лидером масонов наряду с Н.И. Новиковым и И.Г. Шварцем. При его непосредственном руководстве происходило посвящение в мастера лож, к нему обращались за советом, он был наставником в данной сфере будущих министров А.К. Разумовского и С.С. Ланского. Именно он послужил прототипом О.А. Баздеева, героя «Войны и мира», посвящавшего П. Безухова в «масонские тайны». Поздеев был довольно жестким, даже жестоким помещиком. При Павле I крестьяне одной из его деревень подавали на него челобитную, где утверждали, что он обременял их чрезмерными работами, подвергал телесным наказаниям, продавал в рекруты. В имении Нелюбово Вологодской губернии он построил стекольный завод, требуя поставок туда с каждого крестьянина по 30 сажен дров и 30 четвертей золы ежегодно, в дальнейшем нормы эксплуатации еще более были усилены. Очевидно, что это не идеалист Лопухин, а прагматик и справный хозяин. В целом следует отметить, что И.В. Лопухин, и О.А. Поздеев не потому были консерваторами, что являлись масонскими светилами, что масонство применительно к их произведениям по крестьянскому вопросу практически не играло серьезной роли (разве, может быть, в плане тона их произведений - своеобразных проповедей), а потому что, как и большинство дворян-помещиков России, не желали ничего менять в системе крепостного права, пользуясь всеми его благами.
Ключевые слова
крепостное право; масонство; освобождение крестьян; консерватизм; либерализм; serfdom; Freemasonry; the liberation of the peasants; conservatism; liberalism
This article discusses the views on the peasant question of the two leading representatives of Russian Freemasonry of the late XVIII - early XIX century - I.V. Lopukhin and O.A. Pozdeyev. The author marked the features of their conservatism in the matter, their desire to preserve serfdom and the power of the landlords over possessory peasants in full. The author emphasizes the fact that they were the Conservatives not because of the Masonic affiliation, but because did not want to change anything in the system of serfdom like most of the Russian nobles. I.C. Lopukhin (1756-1816) was born of a noble family in 1782 retired captain-Lieutenant, served as Advisor to the Moscow criminal chamber (1784-1785), 1782, is a member of several Masonic lodges. With some caution, it can was considered 1784 actual leader of Russian Freemasonry. After the arrest in Moscow of martinets in 1792, was subjected to interrogation and search, but was left in Moscow, giving the word that will stop Masonic activities. Under Paul I at the end of 1796 or early 1797 was briefly Secretary of state, and then assigned to the 5th division of the Senate in Moscow, participated in audits in Kazan, Vyatka and Orenburg provinces, and during the reign of Alexander I in Sloboda-Ukraine, 1802-1805 - Chairman of the Commission for disputes and determine estates in the Crimea", in 1806 watched the order of the formation of "local" troops in several Central provinces, 1807 - Senator 8th Moscow Department, actual privy councillor. The main source for the study of his views on the peasant question are "Notes", first published in 1860 (not counting belonged to his Masonic works, only indirectly related to this problem). Less well-known activities by Lopukhin in this area as a Senator of the 8th Department. In the "Notes" he paid special attention to the case about "looking for freedom" from the landlords ownership. Generally speaking, this story in the historiography almost was not considered, but we can say that the positive trend in these cases in favor of the wrong enslaved people took place during the reign of Paul I and Alexander I. Traditionally considered an obstacle to obtaining these people freedom from landlords possessions here were the landowners, the corruption of the state apparatus, the slowness of the current Affairs. But "Notes" by Lopukhin celebrate another cause of failure to decide cases in favor of "looking for freedom", namely, adherence to the letter of the law. The other major Mason this epoch - O.A. Pozdeev (1742-1820) - was also a member of the nobility, in 1774, he participated in the suppression of the uprising E.I. Pugachev, then retired with the rank of Colonel, in 1782-1784 he served as the Governor for the office of commander-in-chief of the Moscow field Marshal Earl H.G. Chernysheva, later lived in the suburban estate Chistyakova, farming and Masonic activities. Already in the 1780s, Pozdeev was considered the spiritual leader of the Freemasons, along with Novikov and Schwartz. Under his immediate direction were initiated into masters of lodges, approached him for advice, he was a mentor in this area of future Ministers A.K. Razumovsky and S.S. Lansky. He was the prototype of O.A. Bazdeev, the hero of "War and peace", dedicating P. Bezukhov in "Masonic mysteries". Pozdeev was harsh, even cruel property owner. Under Paul I, the peasants of one of his villages gave him celebrity, where he claimed that he was burdened with their excessive work, subjected to corporal punishment, sold in recruits. In the estate of Nelubova in Vologda province, he built a glass factory, demanding supplies there with each farmer to 30 yards of wood and 30 quarters of ash annually, in the future, rates of exploitation were strengthened even more. Obviously, this is not an idealist Lopukhin, and pragmatic and prosperous owner. In General it should be noted that Lopukhin and Pozdeev not because were conservatives, which was a Masonic bodies that Freemasonry in relation to their works on the peasant question almost never played serious roles (except, maybe, in terms of the tone of their works - a kind of sermons), but because, like most of the gentry-landlords Russia, did not want to change anything in the system of serfdom, and enjoy all its benefits.
Список литературы
-
Васильчиков А.А. Семейство Разумовских. - Т. 2. - СПб., 1880.
-
Из писем О.А. Поздеева к его друзьям // Русский архив. - 1872. - Кн. 2. - № 10. - Стб. 1853-1886.
-
Крестьянский вопрос в России в конце XVIII - первой четверти XIX веков. Сборник документов. - Липецк: ЛГПУ, 2008. - Т. II. - С. 252-260.
-
Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней Церкви. - М.: Наука, 1997.
-
Лопухин И.В. Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечание на известную книгу Руссову «Du contrat Social». - М., 1809.
-
Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Полн. собр. соч. - Т. VII. - М.: Наука, 1964. - С. 288-291.
-
Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки сенатора И.В. Лопухина. Репринтное воспроизведение. - М.: Наука, 1990.
-
Русский биографический словарь / Под ред. А.А. Половцова. - Т. 14. - СПб., 1910. - С. 263-265.