Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №2 (1) (2015)
ГОСУДАРСТВЕНАЯ ДУМА РФ I СОЗЫВА (1994 - 1995 гг.): ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1994 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ - Государственной Думы I созыва. Период работы Государственной Думы РФ первого созыва совпал со сложным периодом становления новой российской государственности после событий политического кризиса октября 1993 г. В статье приведён перечень политических сил и партий - участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ I созыва, представлена характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1994-1995 гг. Ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти. В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным. При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ - Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром» выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти. 16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности. Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть). В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий. 28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»). Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова). Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно - законодательные органы власти. Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая. Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. - 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы. 1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225). 11 октября 1993 г. - указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов. Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ - нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу, в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей. В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.
Ключевые слова
парламент; Государственная Дума; Федеральное Собрание РФ; политическая партия; выборы; фракция; история России; parliament; State Duma; Federal Assembly of the Russian Federation; political parties; elections; fraction; history of Russia
The article considers the key aspects of the process of formation and the formation in 1994 of the lower house of the Federal Assembly of the Russian Federation State Duma of the first convocation. The period of work of the State Duma of the first convocation coincided with a difficult period of formation of the new Russian state after the events of the political crisis of October 1993 article lists political forces and parties - participants of the election campaign on elections of deputies to the State Duma of the first convocation, presents a description of the results of these elections and the activities of the Council in the period 1994 - 1995. None of the party factions and Deputy groups have not received such a majority of seats, which would allow it to compete for leadership in the Duma. Approximately equal was the correlation of political forces supporting policy reforms and, on the contrary, in opposition to power. In comparison with dismissed in October 1993 by the Supreme Council of the State Duma of the first convocation was not less opposition to the "ruling regime". Mood most of the MPs in relation to him was very critical. While the upper chamber of the Federal Assembly of the Russian Federation - the Federation Council (Chairman C.F. Shumeyko) with a considerable representation of the ruling elites, more interested in constructive cooperation with the "centre" was more depoliticized and "restrained" in relation to the Federal government. February 16, 1994, in his first annual address to the Federal Assembly of the Russian Federation ("On the strengthening of the Russian state (the main directions of domestic and foreign policy)" the President of Russia B. N. Yeltsin announced the most important tasks of the establishment in the Russian Federation "legal" and "social state", the competitive environment and a full-structural stock market, as well as increased investment activity. Note that because of the excessive politicization of the results of the Duma, especially at the first stage, was less than expected, although the Parliament and managed to take a number of important laws, including the Civil code (General part). In February 1994, the Council announced an Amnesty for participants in August (1991) and October (1993) events. April 28, 1994, adopted a Memorandum on civil peace and civil accord, signed by a majority of political parties and movements in Russia (except for the Communist party and Yabloko). However, the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin failed to get the State Duma of the first convocation support for radical economic policy, which led to some of its adjustment (removing from the Russian government supporters of the radical transformation of E.T. Gaidar and B.G. Fedorov). Socio-political development of Russia in the period of the 1990s characterized by a multiparty system, organizational instability of political parties, their diversity and "colors", as well as the nature and methods of political struggle in the light of the electoral campaign for the election of deputies to the State Duma and local representative legislative bodies. The worsening economic situation in the country led to changes in the balance of political forces in society. This is amply demonstrated by the results of the elections to the State Duma of the second convocation, held on 17 December 1995, She was more politicized and opposition to the government and to the President than the previous one. The confrontation between the legislative and Executive authorities of the Russian Federation in the period 1994-1995 continued, but without acute forms of 1993, the activities of the State Duma of the first convocation (11 January 1994 - December 22, 1995) can be considered as the very fact of its appearance and start working. On 1 October 1993 by the decree B. N. Yeltsin "On approval of the revised edition of the Regulations on the election of deputies of the State Duma in 1993 and the introduction of amendments and addenda to the Regulations on the Federal government for a transitional period of" quantitative composition of the State Duma of the Russian Federation increased from 400 to 450 deputies; was set equal to the distribution of seats between elected majoritarian and proportional (through party lists) systems. October 11, 1993 - decree B. N. Yeltsin "On elections in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation". It was introduced the elective principle of formation of the upper chamber of the Russian Parliament from each subject of the Federation was elected two MPs on the basis of the majority system in two (one district - two parliamentary) constituencies. Deputies became two candidates who obtained the largest number of votes. Thus, this decree changed the provisions of decree No. 1400 which originally on 11-12 December 1993, he was appointed elections only in the State Duma, the lower house of Parliament, and the role was given to the Federation Council, the body in which every subject of the Federation was to be submitted by the heads of regional Executive and legislative authorities. In mid-October 1993 Russian election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation. It was in the terms of certain decrees B.N. Yeltsin (referred to above) and contributed to the emergence of new political parties and movements. However, the Central election Commission of the Russian Federation registered the lists only 13 parties and movements, gathering required participating in these elections, the number of voter signatures.
Список литературы
-
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004 гг.: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 816 с.
-
Информационные материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ http://www.duma.gov.ru.
-
Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003 гг.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 296 с.
-
Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / Отв. ред. А.Б. Безбородое. - М: РГГУ, 2007. - 804 с.