Журнал «История: факты и символы»
Выпуск №3 (2) (2015)
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЛХИМИИ
В статье рассматривается значение цвета в алхимии - особой области натурфилософии, сформировавшейся на основе герметической традиции. Автор исходит из позиции, что цвет являлся важной составной частью алхимического процесса, главной целью которого было, с одной стороны, получение золота из неблагородных металлов, с другой - совершенствование человеческого духа. Определяется, что цвет был связующим звеном между материей и духом. Цвет являлся фактом физической реальности и символом, потенциально содержащим в себе множество значений. Алхимические трактаты были насыщены колористическими символами, скрывающими от непосвященных истинную сущность алхимических знаний. Все самые важные понятия зашифрованы в ярких цветообразах, таких как «черная земля»,«белый лев», «белая жена», «белая тинктура», «красная тинктура», «красный лев», «красный муж», «красное солнце», «зеленый лев» и другие.В статье отмечается, что каждая стадия алхимической операции соотносилась с определенными цветами, главные из которых - черный, белый, красный. Черный цвет ассоциировался с идеей первоматерии и смерти, белый - с возрождением, красный - с получением философского камня, считавшегося необходимым компонентом, способствующим превращению неблагородных металлов в золото и созданию эликсира бессмертия. Наряду с черным, белым и красным, важную роль играли и другие, так называемые промежуточные, цвета, в частности, зеленый цвет, с которым связывали идею роста и обладания живой душой. Цветовая алхимическая символика рассматривается автором в широком историко-культурном контексте, выводы основываются на многочисленных историографических источниках, среди которых алхимические трактаты «Блеск Солнца» Соломона Трисмозина и «Иероглифические фигуры» Николя Фламеля.
Ключевые слова
цвет; алхимия; философский камень; символ; цветовая символика; color; alchemy; the philosopher's stone; symbol; color symbolism
The article deals withthe colour in alchemy - special area of natural philosophy, formed on the basis of the hermetic tradition.The author proceeds from the position that the colour was an important part of the alchemical process, whose main objective was, on the one hand, production ofthe gold from base metals, on the other hand, the improvement of the human spirit.The colour was a connecting link between matter and spirit. The colour was a fact of physical reality and symbol, potentially containingnumerous meanings. Alchemical treatises had many colour symbols, hiding from the uninitiated people true nature of alchemical knowledge.All the most important concepts were encrypted in colour symbols such as "black earth," "white lion", "white wife", "white tincture", "red tincture", "red lion", "the red man", "red sun", "green lion" and others.Each stage of the alchemical operations were correlated to specific colors, the most important of them were black, white, red.Black colour was associated with the idea of Prima materia and death, white was associated with rebirth, red was associated with obtaining the philosopher's stone, which was considered as a necessary component that contribute to the transformation of base metals into gold and the creation of the elixir of immortality.Along with black, white and red, other colours, for example green, played an important role too.The idea of growth and possession of a living soul was associated with green. The author considers the colour alchemical symbolism in a broad historical and cultural context, basing conclusions on numerous historiographical sources including alchemical treatises "Sun Shine" of Solomon Trismosin and “Hieroglyphic shapes” of Nicolas Flamel.
Список литературы
-
Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 525 с.
-
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979. - 391 с.
-
Фламель Н. Иероглифические фигуры // http://library.kitez-grad.ru
-
Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. - М.: Янус-К, 1998. - 604 с.
-
Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 248 с.
-
Roob A. Alchemie & Mystik. - Köln: Taschen, 2014. - 575 S.
-
Trismosin Solomon. Splendor Solis. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. - 104 p. // http://www.chymist.com