ЕЛЕЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
В.Н. Мезинов, М.В. Яровиков
В 1879 году в Ельце открылась женская гимназия. Она давала педагогическое образование. В статье 45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870 года говорится о том, что выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому. Известно, что для получения звания учителя после окончания 7 класса гимназии выпускницам, решившим посвятить себя педагогической деятельности, давалось право учиться еще год. Среди изучаемых предметов в женской гимназии были как обязательные, так и необязательные. В аттестате выпускницы 7 класса Елецкой женской гимназии Варвары Михайловны Садовниковой указаны следующие обязательные предметы:
- Закон божий.
- Русский язык, церковнославянский и словесность.
- Сочинение на русском языке.
- Математика.
- География всеобщая и русская.
- Естественная история. История всеобщая и русская.
- Физика.
- Математическая география.
Необязательные предметы: французский язык, немецкий язык, педагогика, рисование.
Как видно из аттестата, педагогика относилась к необязательным предметам. По рассказам выпускниц Елецкой женской гимназии, педагогическая подготовка будущего учителя имела ярко выраженную практическую направленность и сводилась в основном к отработке практических умений. Считалось, что для подготовки учителя достаточно было изучить только какой-либо предмет, чтобы стать педагогом. Таким образом, педагогическая деятельность отождествлялась с преподаванием. Часто бывало и такое, когда будущий учитель снабжался педагогической рецептурой, набором практических правил, подсказанных жизненным опытом.
Из бытовавших в то время точек зрения на педагогическую подготовку будущего специалиста можно выделить следующие подходы:
- подготовка будущих учителей вовсе не имеет особой важности; если гимназист за время обучения приобрел прочные знания, то ему ничего не стоит ознакомиться с лучшими руководствами и методами преподавания;
- чтобы быть настоящим специалистом, необходимо кроме знаний еще и умение приложить эти знания на практике, а значит, нужно овладеть лучшими методами преподавания, знать возрастные и индивидуальные особенности учеников;
- специальные лекции по педагогике необязательны, с этими материалами можно самостоятельно познакомиться по учебным книгам, а собственные занятия на практике легко позволят усвоить все правила педагогики.
Практическая направленность диктовалась и самими учебниками, например, учебником С.А.Бобровского «Курс практической педагогики».
Однако нельзя сказать, что вся педагогическая подготовка сводилась лишь к чисто практической подготовке учителя. По воспоминаниям выпускниц гимназии, на специальных занятиях по педагогическим дисциплинам они получали сведения, например, из области возрастной физиологии, имели теоретические знания о возрастных особенностях развивающегося ребенка.
Те гимназистки, которые оставались после 7 класса гимназии для специальной педагогической подготовки еще на год, можно сказать в 8 класс, проходили своеобразную педагогическую практику. Они посещали приюты для сирот, находившиеся на попечении какого- либо купца, обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию. Кроме этого, практиковали в нашей гимназии и такое, когда гимназистки проводили уроки под наблюдением преподавателя в начальных классах гимназии.
За «Благонравие и успехи в науках» лучшие ученицы награждались золотыми и серебряными медалями. Например, с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А.Бунина - Варвара Пащенко.
Выпускницы нашей гимназии после ее окончания направлялись учителями в сельские школы. Многие из них стали впоследствии прекрасными педагогами. Среди них Ануфриева Л.Г. Она закончила гимназию в 1905 году с серебряной медалью. Анна Андреевна Оболевская (Рощупкина), многие ельчане до сих пор с благодарностью вспоминают ее. Далеко за пределами Елецкого края известна добрая слава о елецких гимназиях.