Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ
В настоящей статье рассмотрены известные на настоящий момент аспекты развития подходов и методов изучения нарушений развития речи при различных видах алалии в России и за рубежом. Рассмотрены различия в подходах для обозначения нарушений развития речи в зарубежной и отечественной психологии. Описаны используемые в практике подходы к классификации различных видов алалий у детей. Рассмотрены существующие данные о ведущей роли наследственных, соматических, пренатальных и других факторов в возникновении алалии у детей. Исследователи подчеркивают, что в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов. При дифференциальной диагностике имеет значение время воздействия любого вредного фактора. В случае воздействия в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. Подчеркивается необходимость дифференциальной диагностики алалии от других схожих состояний (аутизма, задержки психического развития, коммуникативных нарушений и других). Рассмотрены существующие исследования о процессе формирования речи у детей с различными видами алалии, а также существующие на настоящее время направления реабилитации детей с алалией. Специалисты, занимающиеся исследованием и разработкой программ реабилитации у детей с алалией, указывают на необходимость комплексной коррекционной работы с включением нескольких специалистов, подчеркивая необходимость индивидуальной работы по преодолению имеющихся речевых нарушений.
Ключевые слова
алалия; сенсорная алалия; моторная алалия; нарушение психического развития у детей; мозговые механизмы; классификация алалии; дифференциальная диагностика алалии; реабилитация при алалии; alalia; sensory alalia; motor alalia; children’s mental retardation; bra
HISTORICAL ASPECTS AND MODERN APPROACHES TO THE STUDY OF BRAIN MECHANISMS OF DISORDERS OF SPEECH DEVELOPMENT UNDER ALALIA
This article reviews currently known aspects of the development of approaches and methods to the study of disorders of speech development under different types of alalia in Russia and abroad. Differences in approaches to the description of disorders of speech developmental in foreign and domestic psychology are considered. Various approaches to the classification of types of children’s alalia used in practice are described. The existing data on the leading role of inherited, somatic, prenatal and other factors causing children’s alalia are considered. The researchers emphasize that in the child’s anamnesis with alalia it is possible to single out, as a rule, not one but a whole range of pathological factors. At the differential diagnosis the exposure time of any bad actor matters. In the case of exposure during prenatal or early postnatal period when the cortex is still in its formative stage, it is difficult to accurately determine the presence of a local defect, because lesion has more often common, diffuse character. It emphasizes the need of differential diagnosis of alalia from other similar conditions (autism, mental retardation, communication disorders and other). The existing research works on the process of formation of children’s speech with different types of alalia, as well as the existing at the moment directions of rehabilitation of children with alalia are considered. Specialists engaged in research and development programs for the rehabilitation of children with alalia indicate the need for a comprehensive corrective work with the inclusion of several specialists, emphasizing the need for individual work to overcome existing speech disorders.
Список литературы
-
Асмолова, Г.А. и др. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы [Текст]: методические рекомендации / Г.А. Асмолова, А.Н. Заводенко, Е.В. Козлова, М.И. Медведев, С.О. Рогаткин; под ред. академ. РАН Н.Н. Володина, академ. РАН В.М. Шкловского. Подготовлены Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины, одобрены Союзом педиатров России. - М., 2014.
-
Ажуриагерра, Ж., 1965 (цит. по В. Секачёву). Экспрессивная алалия [Текст] / Ж. Ажуриагерра. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 96 с.
-
Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р.А. Белова-Давид. - М.: 1972.
-
Берри, М., 1957. (цит. по Правдиной О.В.) Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.)
-
Богданов-Березовский, М.В. Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых [Текст] / М.В. Богданов-Березовский. - СПб.: Санкт-петербургское Мариинские училище для глухонемых, 1901. - 296 с.
-
Заваденко, Н.Н. Лечащий врач [Текст] / Н.Н. Заваденко // Журнал. - 2006. - № 5.
-
Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте [Текст]. - М.: Зееман, 1962.
-
Гуровец, Г.В., 1972 (цит. по Правдиной О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.)
-
Гуцман, А., 1924. (цит. по Правдиной О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов [Текст] / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.)
-
Иванова, Т.Б. Оптимизация схем комплексной реабилитации при алалии у детей 3-6 лет с использованием актовегина [Текст] / Т.Б. Иванова, М.Ю. Нурок // Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине (PhysioMedi). - СПб., 2013. - Т. 1. - С. 44-49.
-
Корсаков, C.С., Красногорский Н.И. (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской «Логопедия» [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.)
-
Коэн Р., 1888 (цит. по Правдиной О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.)
-
Лазебник, Т.А. и др. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей [Текст]: методическое пособие / Т.А. Лазебник, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотова, А.С. Иова. - СПб., 2002.
-
Лалаева, Р.И. Логопатопсихология [Текст]: учебное пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская; под ред.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - М., 2001.
-
Левина, Р.Е. Изучение неговорящих детей [Текст]: хрестоматия по логопедии / Р.Е. Левина; под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - Т. 2. - С. 23.
-
Либман, 1924. (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.).
-
Линденбаум А.Л., 1971. (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
-
Лухзингер Р., 1970. (цит. по Правдиной О.В.). Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.
-
Лухзингер, Р., Салей А., 1977 (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской). Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.)
-
Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.: ил.
-
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
-
Мелехова, Л.В. Алалия // Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / Л.В. Мелехова; под ред. проф. С.С. Ляпидевского. - Вып. 1. - М.: Учпедгиз, 1960.
-
Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
-
Орфинская, В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи [Текст] / В.К. Орфинская. - Л., 1959.
-
Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии: хрестоматия по логопедии. Извлечения из текстов [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. / В.К. Орфинская. - Т. II; под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
-
Самойлова, И.К., 1952. (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.)
-
Трауготт, Н.Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии [Текст] / Н.Н. Трауготт, И.К. Самойлова, М.И. Кайданова. - М., 1975.
-
Фельшельс, Э. 1931. (цит. по Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
-
Флоренская Ю.А., 1959 (цит. по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.)
-
Хофф, Г., 1970 (цит. по В. Секачёву. Экспрессивная алалия) [Текст] / Г. Хофф. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 96 с.
-
Секачёв, В. Экспрессивная алалия [Текст] / В. Секачёв. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 96 с.
-
Шультес, Р. 1830. (цит. по Правдиной О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов [Текст]. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
-
Эйдинова, М.Б., 1961. (цит. по Правдиной О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил.)