Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В статье с процессуальной и результативной точек зрения рассматриваются психологические особенности развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента, представляющей собой становление, упорядочение и активизацию качеств, необходимых для оптимальной реакции языковой личности на вызовы внешнего поликультурного мира. Автор приходит к выводу, что для развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента в образовательной среде важны: реализация принципа активности, проявлением которого является активная жизненная позиция; использование психотерапевтических средств, предполагающих создание условий, максимально приближенных к обыденной жизненной ситуации будущего специалиста (методы причинной и целевой самоорганизации); создание целевой установки, являющейся аттрактором для внутренних процессов самоорганизации. Отдельным аспектом развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента в процессе учебной деятельности рассматривается повышение познавательной мотивации. В качестве одного из психологических механизмов ее повышения называется учебная самоорганизация студентов, контекст которой обусловлен так или иначе культурой. Также очевидна взаимосвязь развития поликультурной самоорганизации и выработки отношения языковой личности к окружающему миру, культуре в целом, выступающей содержанием поликультурной самоорганизации и наполняющей когнитивный потенциал деятельности студентов. То есть личность в процессе своей самоорганизации вырабатывает свое собственное видение, оценочное суждение о культуре. Данное качество выполняет системообразующую роль в структуре сознания и самосознания и возникает в результате постижения сущностных основ культурного контекста современного мира.
Ключевые слова
языковая личность; поликультурная самоорганизация; активность; психотерапевтические способы; целевая установка; мотивация; отношение; linguistic identity; multicultural self-organization; activity; therapeutic methods; target purpose; motivation; attitude
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF POLYCULTURAL SELF-ORGANIZATION OF STUDENT’S LINGUISTIC PERSONALITY
The article from the procedural and productive point of view considers psychological characteristics of multicultural student's self-linguistic identity, which represents the formation, streamlining and enhancing the qualities required for optimal response to challenges of the linguistic identity of the external multi-cultural world. The author concludes that for the development of multicultural student's self-linguistic identity in the educational environment the following is important: the implementation of the principle of activity, the manifestation of which is the active life position; the use of psychotherapeutic means, which suppose the creation of conditions close to everyday life situations of the future expert (methods of causal and target self); the creation of target purpose, which is an attractor for the internal processes of self-organization. As a separate aspect of the multicultural student's self-linguistic identity in the course of educational activities the improvement of cognitive motivation is considered. One of the psychological mechanisms of its increase is called the self-organization of the students' training, the context of which is conditional on culture. The interconnection between the development of multicultural self-organization and the development of the relationship of the linguistic personality to the world, culture in general, which represents the content of multicultural self-organization and fills the cognitive potential of students' activities is quiet clear. That is, a person in the course of self-organization develops its own vision of a value judgment about the culture. This quality fulfills a backbone role in the structure of consciousness and self-consciousness, and is the result of understanding the cultural context of the essential foundations of the modern world.
Список литературы
-
Александрова, Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека (25 - 35 лет) [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / Ю.В. Александрова. - М., 1999. - 196 c.
-
Смирнов, А.В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза [Текст]: дис. … канд. псих. наук / А.В. Смирнов. - Самара, 2011. - 23 с.
-
Татырь, Е.Т. Синергетический подход в психологической практике: целевая самоорганизация психики [Электронный ресурс] / Е.Т. Татырь. - Режим доступа: URL: http://www.synergia.ru/content/view/37/44/ (дата обращения: 7.07.2013).
-
Уваров, Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра псих. наук / Е.А. Уваров. - СПб., 2007. - 362 с.