Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИННОВАЦИОННОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
Успех существования человеческого общества в XXI веке непосредственно будет зависеть от развития личностных качеств и способностей. Личность, ее потенциал, активность, направленная на созидание, а не на разрушение человеческой цивилизации, являются объектами современных психологических исследований. В условиях глобализации и многополярности современного мира обществу нужны не революции, а инновации. Нужны лидеры, потенциальные способности которых являются основой прогресса и социального роста. Безусловно, среди многочисленных личностных качеств, характеризующих эффективность лидера, инновационность представляет одну из важных составляющих. Конструктивно мыслящие личности, способные генерировать и, самое главное, мобильно внедрять прогрессивные идеи составляют главное достояние любого цивилизованного государства. В содержании статьи рассматриваются результаты диагностики и основные направления развития личностных качеств, являющихся основой человеческого капитала современного общества. Авторы представляют результаты эмпирического исследования особенностей проявления лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата. На первом этапе исследования подробно рассматриваются особенности проявлений лидерских способностей у академически успешных и менее успешных студентов. На основании анализа полученных данных менее академически успешные студенты имеют высокий уровень выраженности лидерских способностей. В результате второго этапа исследования проанализированы качественные и количественные данные об особенностях проявления инновационности и лидерских способностей у будущих психологов и экономистов. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать о наличии различий в особенностях проявления исследуемых качеств у юношей и у девушек. Кроме того, у студентов разных специальностей выявлены различия в уровнях выраженности лидерских способностей и инновационных качеств. На основании полученных результатов в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий в высшей школе для развития личностных качеств будущих специалистов.
Ключевые слова
лидерство; лидерские способности; академическая успешность; инновационность; инновационный потенциал; студенты бакалавриата; leadership; leadership skills; academic success; innovation; innovation potential; undergraduate students
THE SPECIFICS OF LEADERSHIP SKILLS AND INNOVATIVENESS OF UNDERGRADUATE STUDENTS
The success of human society existence in the twenty-first century will directly depend on the development of personal qualities and abilities. The identity, its potential and activity aimed at creation, not the destruction of human civilization, are the objects of modern psychological research. In the context of globalization and multi-polarity of the modern world, society needs innovation - not revolution. It needs leaders, whose potential abilities are the basis for progress which are one of the most important components. Constructively minded individuals, capable of generating and, most importantly, introducing progressive ideas rapidly, are the main assets of any civilized state. In this article we examine the results of the diagnostics and the basic ways of the development of those personal qualities which are the basis of human capital in modern society. The authors present the results of an empirical study of the specifics of innovativeness and leadership skills in undergraduate students. In the first phase of the study we consider the specifics of leadership skills manifestation in students successful and less successful in education. On the basis of the empirical data analysis the less academically successful students have a high level of leadership skills expression. The result of the second phase of the study is an analysis of the qualitative and quantitative data concerning the peculiar characteristics of innovativeness and leadership skills manifestation in future psychologists and economists. The interpretation of numerous data suggests the presence of gender differences in the manifestation characteristics of the studied qualities. Furthermore, the students of different specializations demonstrated different grades of the peculiarities of innovative traits and leadership skills. On the basis of the obtained results the research presents recommendations for the improvement of psychological and pedagogical technologies at higher education for the development of personal qualities in future specialists.
Список литературы
-
Михайлова, О.Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности [Текст] / О.Б. Михайлова // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 4. - С. 35-44.
-
Михайлова, О.Б. Инновационность личности: гендерные и индивидуально-типологические характеристики [Текст]: монография / О.Б. Михайлова. - М.: РУДН, 2014. - 168 с.
-
Михайлова, О.Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности [Текст] / О.Б. Михайлова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55). - С. 22-25.
-
Михайлова, О.Б. Структура инновационного потенциала личности [Текст] / О.Б. Михайлова // Вестник НГУ. - 2012. - Т. 6. - Вып. 1. - С. 26-32.