Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме анализа толерантности в структуре целостной индивидуальности человека. Представлены основные направления понимания толерантности в зарубежной и отечественной психологии. Обосновывается необходимость комплексного изучения толерантности на основных уровнях функционирования индивидуальности, как минимум, на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социальном. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования соотношения толерантности русских и кабардинских студентов с факторами модели «Большая пятерка». В исследовании принимали участие 87 русских студентов, обучающихся в московских вузах, и 170 кабардинских студентов, обучающихся в Кабардино-Балкарии. Для диагностики толерантности использовалась методика Г.Л. Бардиер «Виды и компоненты толерантности» (ВИКТИ), которая позволяет комплексно исследовать толерантность с точки зрения выраженности ее видов (межпоколенческая, межличностная, межэтническая, профессиональная, управленческая, гендерная, межконфессиональная, межкультурная, социально-экономическая, политическая ) и компонентов ( аффективный, когнитивный, конативный, потребностно-мотивационный, деятельностно-стилевой, этико-нормативный, ценностно-ориентационный, личностно-смысловой, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный ). Для диагностики факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность) применялся Пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. С помощью корреляционного анализа было установлено, что, в целом, с большинством параметров толерантности положительно связаны экстраверсия и согласие, а открытость опыту сильнее связана с видами и компонентами толерантности в группе кабардинских студентов. При этом межэтническая толерантность теснее всего связана с выраженностью всех личностных факторов в обеих группах студентов. Полученные результаты подтверждают интегрированность толерантности в целостную структуру индивидуальности на разных ее уровнях.
Ключевые слова
толерантность; виды толерантности; компоненты толерантности; личность; индивидуальность; черты личности; Пятифакторная модель («Большая пятерка»); tolerance; tolerance types; tolerance components; personality; personality traits; Fife Factors Model (“Big Five”
TOLERANCE IN THE STRUCTURE OF STUDENTS ' PERSONALITY
The paper is devoted to the analysis of the tolerance in the personality structure. The main directions of the tolerance understanding in Western and Russian psychology are presented. The need for complex study of tolerance on the basic levels of the personality (psychophysiological, psychological, social, psychological, social levels as minimum) is substantiated. The results of the research on the relation between the tolerance and the “Big Five” factors of Russian and Kabardian students are presented and analyzed in this paper. A total of 257 respondents took part in the research, including 87 Russian students from Moscow universities and 170 Kabardian students from Nalchik University. The questionnaire “Types and components of the tolerance” by G.L. Bardier was used to diagnose tolerance features. This questionnaire includes ten scales which correspond to the tolerance types (intergenerational, interpersonal, interethnic, professional, managerial, gender, inter-religious, inter-cultural, socio-economic, political tolerance) and ten scales which correspond to the tolerance components (affective, cognitive, conative, need and motivational, style of action, ethical and normative, value-oriented, meaningful-personal, group identification, personal identification components). For the diagnosis of the “Big Five” factors “The Five Factors questionnaire” of Russian adaptation by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov was used. It was found with the help of the correlation analysis that, in general, the Extraversion and the Agreeableness are positively related with most of the tolerance parameters, and Openness to Experience is strongly associated with the types and components of tolerance in Kabardian students. The interethnic tolerance is most closely associated with all of the “Big Five” factors in both groups of students. The obtained data confirm the integration of tolerance in the whole personality structure.
Список литературы
-
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - Т. 2. - М., 1980. - С. 13-179.
-
Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Г.Л. Бардиер. - СПб., 2007. - 45 с.
-
Бирюков, С.Д. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных [Текст] / С.Д. Бирюков, О.П. Васильев // Труды Института психологии РАН. - Т. 2. - М., 1997. - C. 23-51.
-
Братченко, С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании [Текст] / С.Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104-117.
-
Виноградова, Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Виноградова. - Сочи, 2002. - 23 c.
-
Воробьева, А.А. Личностные факторы учебных достижений студентов-лингвистов [Текст] / А.А. Воробьева // Высшее образование для XXI века: XI Международная научная конференция. Доклады и материалы; отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во МосГУ, 2014. - С. 10-16.
-
Голубева, Э.А. Способности, личность, индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. - Дубна, 2005. - 512 c.
-
Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - ЮНЕСКО, 1995. - Режим доступа: URL: www.tolerance.ru/declar.html
-
Крупнов, А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] / А.И. Крупнов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография; научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 9-30.
-
Кудинов, С.И. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве [Текст] / С.И. Кудинов, А.И. Крупнов, С.С. Кудинов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 1. - С. 5-14.
-
Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников [Текст] / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 355 с.
-
Мурзаканова, А.З. Специфика соотношения толерантности и личностных черт у русских и кабардинских студентов [Текст] / А.З. Мурзаканова // Высшее образование для XXI века: XI Международная научная конференция. Доклады и материалы; отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во МосГУ, 2014. - С. 57-60.
-
Мурзаканова, А.З. Психологическая специфика толерантности и любознательности у кабардинских студентов [Текст] / А.З. Мурзаканова, И.А. Новикова, Д.А. Шляхта // Акмеология. - 2014. - № S 3-4. - С. 118-119.
-
Новикова, И.А. Толерантность как условие эффективного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве [Текст] / И.А. Новикова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 29. - С. 52-62.
-
Новикова, И.А. Проблема комплексного исследования субъекта толерантности / И.А. Новикова, Т.И. Ибадова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 4. - С. 25-30.
-
Почебут, Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности [Текст] / Л.Г. Почебут. - СПб., 2005. - 280 с.
-
Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив [Текст] / Г.У. Солдатова // Психодиагностика толерантности личности; под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - С. 5-18.
-
Chebotareva, E. Ju. (2011), Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia, Series: Psychology and Pedagogics, No3, pp. 6-11.
-
Ibadova, T.I. (2011), The Problem of Tolerance in Modern Foreign Psychology. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, No 3, pp. 68-74.
-
Vorobyeva, A.A. (2011), The Five-Factor Model: General Overview. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics. No 4, pp. 80-86.