Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
В статье рассматриваются особенности проявления жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности. Определяется актуальность выдвинутой проблемы. Выявляются различные компоненты жизнестойкости у подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности. Указывается взаимосвязь данного конструкта с различными переменными, например, целеустремленностью, смыслом жизни, креативностью, высоким уровнем социально-психологической адаптированности и общим психологическим благополучием. В статье подчеркивается важность исследования жизнестойкости в подростковом возрасте, поскольку в этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка. Указывается на особую социально-психологическую проблему современности - детскую жестокость и агрессивность. Описываются факторы, влияющие на рост подростковой агрессивности, такие как глобализация, уровень агрессивности общества, нормы агрессивного поведения в культуре определенного общества, общее социальное неблагополучие. Подчеркивается значимость модели агрессивного поведения как наиболее успешной формы активности среди подростков. В статье дается характеристика испытуемых, описывается процедура исследования. Дается анализ проведенных методик. В анализе приводятся примеры ответов испытуемых, доказывающих особенности проявления жизнестойкости подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности. Показано, что у подростков с высоким уровнем агрессивности проявляется такой компонент жизнестойкости, как принятие риска, у подростков со средним уровнем агрессивности проявляется такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность, у подростков с низким уровнем агрессивности - контроль. Автор указывает на практическую значимость проведенного исследования. Суть коррекционного воздействия заключается в развитии всех компонентов жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности.
Ключевые слова
жизнестойкость; подростки; агрессивность; viability; adolescents; aggression
THE PECULIARITIES OF TEENAGERS’ VIABILITY WITH DIFFEREN LEVELS OF AGGRESSION
The article discusses the characteristics of viability among adolescents with different levels of aggressiveness. Various components of viability specific to teenagers with high, medium and low level of aggressiveness are identified. The article indicates the interrelation of this construct with such variables as sense of purpose, meaning of life, creativity, high level of socio-psychological adaptation and general psychological well-being. The article emphasizes the importance of the research on adolescent viability, because this age is most clearly characterized through all the features of the child’s psychic sphere. The article also points out a specific socio-psychological problem of our time - children's cruelty and aggressiveness. There are factors that affect the growth of teenage aggression, for example globalization, aggressiveness level in the society, cultural norms of aggressive behavior and social instability in general. The article also stresses the significance of the aggressive behavior model as the most successful form of activity among teenagers. The article provides characteristics of the research subjects, describes the research procedure and analyses used methods. The analysis shows the examples of the subjects' answers, which prove the peculiarities of the viability expression among adolescents with high, medium and low levels of aggressiveness. It has been indicated that adolescents with high level of aggressiveness demonstrate such component of viability as risk-taking, adolescents with a medium level of aggressiveness demonstrate involvement and adolescents with a low level of aggressiveness demonstrate control. The author points out practical significance of the study. The essence of the remedial influence lies within the development of all viability components in adolescents with different levels of aggressiveness.
Список литературы
-
Богомаз, С.А. К проблеме взаимосвязи смыслов жизни с целеустремленностью и жизнестойкостью человека [Текст] / С.А. Богомаз, Т.Е. Левицкая // Третья Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - С. 122-125.
-
Гладких, А.Г. Связь жизнестойкости с различными видами интеллекта [Текст] / А.Г. Гладких // Психология XXI века: материалы X Междунар. межвузовской науч.-практ. конф.; под ред. Б.В. Чеснокова. - СПб., 2007. - С. 208-209.
-
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
-
Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности [Текст] / Ж.О. Каневская, Л.С. Кириллова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. - № 42. - С. 7-11.
-
Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
-
Махнач, А.В. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство [Текст] / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 219 с. (Фундаментальная психология - практике).
-
Мельникова, М.Л. Когнитивно-поведенческая оценка агрессивного поведения подростков [Текст] / М.Л. Мельникова // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2008. - С. 8-18.
-
Психология подростка. Полное руководство [Текст]; под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.
-
Рассказова, Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья [Текст] / Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2006. - №1. - С. 104.