Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье освещаются особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Отмечается, что иноязычная коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую, речевую и социокультурную компетенции (В.В. Сафонова), приобретает статус одной из базовых у будущих управленцев, профессиональная деятельность которых предполагает взаимодействие между субъектами и объектами управления, общение с внешней средой, в том числе и с использованием информационных технологий. Автор анализирует нормативные документы (ФГОСы ВПО, федеральные, локальные программы по иностранному языку) и делает вывод о том, что результаты профессиональной подготовки могут быть достигнуты через формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих, поскольку именно в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» бакалавр должен приобрести определенные знания, интеллектуальные умения и практические навыки, обеспечивающие развитие как общекультурных, так и профессиональных компетенций. В связи с актуальностью, современный курс иностранного языка должен характеризоваться большой интесивностью, требующей от обучающихся высокой организованности, готовности самостоятельно обрабатывать большие объемы информации, аналитического мышления. При этом возникает ряд организационно-методических проблем. В частности, отсутствие интегративной согласованности в учебных планах, сокращение часов на изучение языка, отсутствие технологического обеспечения вузами самостоятельной работы студентов. Для решения проблем необходимо изменение роли участников образовательного процесса, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, выделение в учебном процессе двух этапов: общеязыкового курса (период «языкового выравнивания») и академического курса (освоение знаний деловой и профессиональной направленности).
Ключевые слова
иноязычная коммуникативная компетенция; компоненты; бакалавриат; обучение; foreign language communicative competence; components; baccalaureat; training
THE FORMATION OF FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELOR-MANAGERS IN THE CONDITIONS OF MODERN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The article highlights the features of the formation of foreign language communicative competence of undergraduate students of the training area 080200 «Management». It is noted that the foreign language communicative competence, including the language, speech and social competence (V.V. Safonova), acquires the status of one of future managers' basic one whose professional activity involves the interaction between subjects and objects of management, communication with the external environment, including among other things, the use of information technologies. The author analyzes normative documents (GEF VPO, federal, local programs in a foreign language), and concludes that the results of training can be achieved through the formation of foreign language communicative competence in the aggregate of all its components, because in the process of mastering the discipline «Foreign Language» bachelor must acquire certain knowledge, intellectual skills and practical skills, which ensure the development of both common cultural and professional competences. Due to the urgency, a modern foreign language course should be characterized by a large intensity requiring a high level of organization of students, ready to handle large amounts of information on their own, analytical thinking. At the same time, there is a number of organizational and methodological problems. In particular, the lack of consistency in the integrative curriculum, the reduction of hours of language training, lack of technological support at universities of students' independent work. To solve these problems it is necessary to change the role of the participants in the educational process, to increase the use of information and communication technologies, to divide the educational process in two stages: the general linguistic course (the period of «language alignment») and academic course (acquisition of knowledge of business and professional orientation).
Список литературы
-
Дружинина, М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессионального образования [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / М.В. Дружинина. - Архангельск, 2009. - 404 с.
-
Исаев, Е.А. Компетентностный подход в профессиональном лингвообразовании [Текст] / Е.А. Исаев // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2(58). - С. 92-96.
-
Путиловская, Т.С. Концепция обучения иностранным языкам в управленческом образовании [Текст]: монография / Т.С. Путиловская. - М., 2014. - 115 с.
-
Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В.В. Сафонова. - М., 2004. - 380 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» квалификации (степени) «бакалавр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
-
Шуман, Е.В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе [Текст] / Е.В. Шуман // Международный научно-практический электронный журнал INTERCULTUR@L-NET. WEB-журнал. Выпуск № 5.
-
Hymes (1972), D.H. «On communicative competence» [O kommunikativnoj kompetencii]. In Pride J.B.; Holmes J. Sociolinguistics: selected readings. Harmondsworth: Penguin.