Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам проектирования компетентностно-деятельностной образовательной модели школы с учетом развития универсальных учебных действий обучающихся и профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС общего образования. Автор, опираясь на результаты проведенного исследования уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной (3 класс) и основной (5 класс) школе, а также уровня сформированности профессиональной компетенции педагогов, делится опытом реализации программы инновационной деятельности общеобразовательного учреждения, рассказывает о работе стажировочной площадки для педагогов, дает описание разрабатываемой в ОУ модели формирования УУД обучающихся. В качестве примера приведены характеристики метапредметного курса «Основы проектной деятельности» и надпредметного курса «Школа эвристических заданий», которые включены в учебный план основной школы и направлены на развитие ключевых компетенций обучающихся. Автор также рассказывает о формировании опыта развития познавательной стратегии школьников на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов с использованием компетентностно-ориентированных заданий. Дана характеристика данного рода заданий, отмечена их специфика, направленная на обращение к личному опыту ученика, социальную и личностную значимость, использование лингвистических, культуроведческих, коммуникативных знаний в практической деятельности. Указаны актуальность и положительный эффект применения компетентностно-ориентированных заданий в образовательной деятельности. По мнению автора, разрабатываемый подход в организации образовательного процесса в свете введения новых Стандартов оказывается актуальным и востребованным, соответствующим основным идеям и методологии ФГОС, работает на формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов.
Ключевые слова
образовательная модель школы; универсальные учебные действия; профессиональная компетенция педагогов; реализация федеральных государственных образовательных стандартов; educational model of school; universal educational actions; professional competence o
THE DESIGN OF THE COMPETENCE-ACTIVITY EDUCATIONAL MODEL OF SCHOOL UNDER CONDITIONS OF THE REALIZATION OF THE FSES OF GENERAL EDUCATION
The article is devoted to the problem of design of the competence - activity educational model of school taking into account the development of universal educational actions of students and professional competence of teachers under conditions of the FSES of general education . Basing on the received results of the research of level of formation of universal educational activities of students at elementary (form 3) and primary (form 5) school, as well as the level of formation of professional competences of teachers the author of the paper shares the experience of the implementation of the program of innovative activity of educational institution, the article describes the work of internship site for teachers and gives a description of the model of formation of universal educational activities of students which is being developed at the educational institution. As an example the author gives the characteristics of the meta-subject course "Fundamentals of project activities» and extracurricular course "School of heuristic tasks", which are included in the curriculum of primary schools and are aimed at the development of student’s key competences. The author also talks about the formation of experience of developing cognitive strategies of students on the basis of the methodology of competence and meta-subject approaches, using competence-oriented tasks. The author gives the characteristic of this kind of tasks, notes their specificity directed on the appeal to the personal experience of the pupil, social and personal significance, the use of linguistic, cultural, communicative knowledge in practice. The author points the relevance and the positive effect of competence-oriented tasks in educational activities. According to the author, the developed approach in the organization of educational process in the light of introduction of new Standards is actual and useful, relevant basic ideas and methods of the FSES, works on the formation of the universal educational activities and key competencies of students, and contributes to the improvement of professional competence of teachers.
Список литературы
-
Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития [Текст] / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М.: Гардарики, 2007. - 354 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
-
Шадриков, В.Д. Качество педагогического образования [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2012.
-
Шадриков, В.Д. Профессиональные компетенции педагогической деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова // Справочник заместителя директора школы. - М., 2012. - № 8. - С. 58-69.