Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ПРИЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО САМОПОДОБИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
В статье заявлена проблема возможности и необходимости применения концепции линейного самоподобия к конструктам социогуманитарных теорий, поскольку в сущности фрактал является основой модели описания процессов изменения структуры любой социальной эволюционирующей системы. Во введении актуализируется проблема приложения концепции линейного самоподобия к социогуманитарным наукам, обосновываются методологические начала фрактальной концепции. Основополагающее ключевое положение этой концепции состоит в том, что связующей нитью всевозможных далеких друг от друга областей знания может служить понятие фрактала, так как феномены нашего мира имеют одинаковую структуру при любом масштабе. Каждый малый участок фрактала представляет собой ключ к целой конструкции организации любой сложности. В основной части выявлен системогенез фрактальных методов в экономических и финансовых системах с целью разработки актуальных стратегий эволюции общества, его социального развития. Фрактальность социума - это его самоподобность, которую для социальной системы можно определить как принципиальное сходство свойств и закономерностей, описывающих социальные субъекты и их взаимодействия на различных уровнях системы. Установлены закономерности применения теории бесконечной вложенности материи к лингвистическим исследованиям, к изучению процессов мышления и сознания на новом уровне понимания сложности. Выдвинута гипотеза исследования, состоящая в возможности эффективного применения фрактальных методов к педагогическим явлениям при структурировании содержания учебных дисциплин, при разработке системы дидактического контроля и новейших методик диагностирования знаний обучаемых. Доказана состоятельность этой гипотезы. В заключении сформулированы выводы и определены перспективы, связанные с эвристическим потенциалом применения концепции линейного самоподобия в педагогических исследованиях.
Ключевые слова
фрактальная концепция; сложные нелинейные системы; интеграция знания; fractal concept; complex nonlinear systems; the integration of knowledge
APPLICATIONS OF LINEAR SELF-SIMILARITY CONCEPT IN SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCES
In the article the problem of the possibility and necessity of applying the concept of linear self-similarity to the constructs of social and humanitarian theories is stated, because in reality the fractal is the basis of models for describing the processes of social change in the structure of any evolving system. In the introduction, the problem of the application of the linear self-similarity concept to social sciences and humanities is actualized, methodological bases of the fractal concept are justified. The fundamental key element of this concept is that as the thread of all kinds of different areas of knowledge can serve the concept of fractals, as the phenomena of our world have the same structure for any scale. Every small section of the fractal is the key to the whole construction of organization of any complexity. In the main part the system’s genesis of fractal methods in economic and financial systems has been identified in order to develop relevant strategies of society’s evolution and its social development. The fractality of the society is its self-similarity, which, for the social system can be defined as a fundamental similarity of properties and laws describing social actors and their interactions at various levels of the system. The regularities of the application of the theory of infinite nesting of the matter to linguistic research, to the study of thinking processes and consciousness at a new level of understanding of the complexity were set . The hypothesis of research, which consists in the possibility of effective use of fractal methods to educational events in the structuring the content of academic disciplines, the development of didactic control and knowledge of the latest methods of diagnosing students was put forward. The justifiability of this hypothesis has been proved.
Список литературы
-
Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы [Текст] / Б. Мандельброт. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.
-
Мандельброт, Б. Фракталы, случай и финансы [Текст] / Б. Мандельброт. - М.: Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004. - 256 с.
-
Петерс, Эдгар. Фрактальный анализ финансовых рынков [Текст] / Эдгар Петерс // Интернет-трейдинг. - М., 2004.
-
Домброван, Т.И. Фрактальность как фундаментальное свойство языковой материи [Текст] / Т.И. Домброван // Записки романо-германской филологии. - 2013. - Вып. 2013. - С. 57-67.
-
Симонов, К.И. Фрактальная концепция языка [Текст] / К.И. Симонов // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - № 1. - С. 360-371.
-
Муратова, Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста [Текст]: монография / Е.Ю. Муратова. - М.: Инфра-М, 2014. - 220 с.
-
Дворяткина, С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике: теория и практика [Текст]: монография / С.Н. Дворяткина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
-
Петропавловский, М.В. Методологические основы построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений профессионального образования [Текст]: дис…. д-ра техн. наук: 05.13.10 / М.В. Петропавловский. - М., 2005. - 335 с.
-
Дворяткина, С.Н. Вариативное структурирование содержания курса теории вероятностей и математической статистики [Текст] / С.Н. Дворяткина // Ярославский педагогический вестник. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2011. - № 4. - С. 74-83.
-
Дворяткина, С.Н. Введение фрактальных методов в систему квалиметрии знаний студентов [Текст] / С.Н. Дворяткина // Актуальные задачи математического моделирования и информационных технологий: труды Международной научно-практической конференции. - Сочи, 2015. - С. 23-28.