Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
К категории понимания при анализе сущности педагогических объектов (на примере олимпиад школьников)
Значительная роль, которую играют интеллектуально-творческие испытания (олимпиады) школьников в современной российской образовательной реальности, подводит нас к необходимости осознания сущности этого объекта. В работе показано, что постижение феномена олимпиад возможно через понимание, и именно понимание будет являться конечной целью его изучения. Анализ внутренней формы слова показывает контекстуальный и интерперсональный характер методологически верного понимания. Раскрываются взаимосвязи таких категорий, как «познание», «объяснение» и «понимание» как в синхронии, так и диахронии. Отмечается исключительная важность понимания педагогических феноменов как механизма, позволяющего раскрыть их смысл. Исследуются различные виды понимания - теоретическое, практическое и морально-этическое. Задача теоретического понимания феномена интеллектуально-творческих испытаний может быть сведена к отысканию его значения, соотносимого со смыслом как сущностью объекта, в которой раскрывается его предназначение. Задача практического понимания феномена олимпиад школьников сводится к осмыслению того, в какой мере олимпиады пригодны для выполнения своего предназначения. Морально-этическое понимание феномена олимпиад должно не только подвести к оценке того, насколько в морально-этическом плане приемлемы олимпиады как средство для достижения их предназначения, но и показать, в какой мере они содействуют становлению внутренней свободы и автономии личности. В заключение намечается следующий общетеоретический этап понимания феномена олимпиад - раскрытие сущности толкования применительно к интеллектуально-творческим испытаниям школьников как пути, ведущего познающий индивид от восприятия явления к постижению его смысла, с раскрытием конкретных этапов этого процесса.
Ключевые слова
интеллектуально-творческие испытания (олимпиады); феноменологический подход; познание; объяснение; понимание; виды понимания; толкование; интерпретация; герменевтика; intellectual and creativity tests (Olympiads), phenomenological approach; cognition; explana
On the Issue of Comprehension WHEN Analyzing the Essence of Teaching Objects (the case of high school Olympiads)
The significant role, which intellectual and creativity testing at schools (school Olympiads) is currently playing in Russian educational environment, brings forward the acute necessity to conceive the essence of this teaching phenomenon. The study underlines the idea that the conception of the phenomenon of school Olympiads is only possible through comprehension, and this comprehension will be the ultimate target for its review and research. Analysis of the inner form of the word shows the contextual and interpersonal character of methodologically correct understanding. It also reveals the correlation of such categories as ‘cognition’, ‘explanation’ and ‘comprehension’ both synchronically and diachronically. The study emphasizes the exceptional role of cognition of teaching phenomena which serves a tool to reveal their essence. Various types of cognition - theoretical, practical and moral and ethical - are studied in deep. The mission of the theoretical cognition of the intellectual and creativity testing phenomenon can be aimed at finding its meaning correlated with the sense as the essence of an object, i.e. the essence that discloses and reveals its purpose. Notably, the objective of practical cognition of the phenomenon of school Olympiads is aimed at comprehending the extent at which they are viable to serve their purpose. Moral and ethical cognition of the phenomenon of Olympiads should not only lead to the appraisal of their acceptability from the moral and ethical point of view as a means for attaining their purpose, but it should also demonstrate to what extent they contribute to the evolvement of inner freedom and autonomy of a personality. Finally, the following general-theoretical stage of Olympiad cognition is possible, i.e. revealing the essence of interpretation in respect to the intellectual and creativity testing of schoolchildren as a way leading the learning individual from perception of the phenomenon to its essence comprehension, including demonstration of specific stages of this process.
Список литературы
-
Handbuch philosophischer Grundbegriffe (1973-1974), hrsg. von H. Krings, H.M. Baumgartner und Ch. Wild. In 3 Bd. München: Kösel-Verlag, 1874 p.
-
Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблема понимания [Текст] / Е.К. Быстрицкий. - Киев: Наукова думка, 1986. - 136 с.
-
Frisk, H. (1973), Griechisches etymologisches Wörterbuch. In 2 Bd. 2., unveränd. Aufl. Bd. 1. Heidelberg: Carl Winter Verlag, 938 p.
-
Walde, A., Hofmann, J.B. (1972), Lateinisches etymologisches Wörterbuch. In 2 Bd. 5. Aufl. Bd. 2. Heidelberg: Carl Winter Verlag, 851 p.
-
Historisches Wörterbuch der Philosophie (2001), hrsg. von J. Ritter, K. Gründer, G. Gabriel. In 13 Bd. Bd. 11. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, (= Basel: Schwabe Verlag, 2001). 1276 p.