Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье освещается проблема развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов, являющейся сложным личностным образованием, понимаемой как способность будущего специалиста установить взаимоотношения с представителем другой культуры и включающей в себя общекультурный, социокультурный, исследовательский компоненты. Автор более подробно рассматривает исследовательский компонент, который основан на поисковой активности и направлен на изучение объекта или разрешение нестандартной ситуации, связанной с межкультурной коммуникацией. Критериями развития исследовательского компонента межкультурной коммуникативной компетенции студентов автор предлагает считать умение видеть проблемы, ставить вопросы, давать определения понятиям, разрабатывать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения, структурировать материал, отстаивать свои идеи. Подчеркивается, что в образовательном процессе необходимым является применение определенных образовательных стратегий, позволяющих развить исследовательский компонент межкультурной коммуникативной компетенции студентов. В качестве некоторых из них важными являются: организация научно-исследовательской деятельности студентов, создание развивающей среды в учебном заведении, вовлечение студентов в овладение методологическими основами исследовательской деятельности, а также использование методов и приемов, направленных на стимулирование положительной мотивации к самостоятельному изучению предмета и смежных с ним дисциплин. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики межкультурной коммуникации. Она представляет интерес для преподавателей высшей школы, аспирантов, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических конференций и семинаров, а также в практике преподавания языковых дисциплин в школе и вузе.
Ключевые слова
диалог культур; межкультурная коммуникация; межкультурная коммуникативная компетенция; компоненты; исследовательский компонент; стратегии; dialogue of cultures; intercultural communication; intercultural communicative competence; components; research compone
THE PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH COMPONENT OF STUDENTS’ INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE
The article highlights the problem of the development of students' intercultural communicative competence, which is a complex personality formation, understood as the ability of future specialist to establish relationships with other cultures, and includes general cultural, socio-cultural, research components. The author examines in detail the research component, which is based on search activity and is aimed at the study of the object or solving nonstandard situations related to intercultural communication. As the criteria for the development of the research component of students' intercultural communicative competence the author offers the ability to see the problem, raise questions, give definitions of concepts, develop hypotheses, classify, monitor, conduct experiments, make inferences, to structure the material, defend their ideas. It is emphasized that in the educational process it is necessary to use certain educational strategies to develop the research component of students' intercultural communicative competence. The following of them are important: the organization of students' research activity, the creation of the developing environment at school, the involvement of students in mastering the methodological foundations of research, and the use of methods and techniques to stimulate positive motivation for independent study of the subject and related disciplines. The paper was in line with modern requirements to improve the theory and practice of intercultural communication. It is of interest to high school teachers, graduate students, future bachelors and masters. The materials of the article can be used for conducting scientific and methodological conferences and seminars, as well as in the practice of teaching language courses at schools and universities.
Список литературы
-
Герд, А.Я. Избранные педагогические труды [Текст] / А.Я. Герд. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 140 с.
-
Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. Лекционный курс для студентов РКИ [Текст] / Д.Б. Гудков. - М., 2006. - 120 с.
-
Райков, Б.Е. Общая методика естествознания [Текст] / Б.Е. Райков. - М. - Л.: Учпедгиз, 1947. - 48 с.