Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье изложены возможные подходы к организации мониторинга математической подготовки в вузах технического профиля на современном этапе развития образования. Обоснованы цели и задачи математической подготовки в условиях реализации компетентностного подхода к обучению, ориентированному на интеллектуально-личностное и профессиональное становление обучающихся. Представлена система мониторинга, являющаяся компонентом технологии компетентностной математической подготовки. В качестве объектов мониторинга определены: успешность овладения программным материалом; процесс формирования различных приемов умственной деятельности и исследовательских умений; особенности интеллектуально-личностного развития обучающихся; уровень освоения метазнаний; динамика выработки навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля; процесс совершенствования коммуникативной культуры. Авторами статьи охарактеризованы основные формы и методы предлагаемой системы мониторинга математической подготовки и успешности формирования требуемых компетенций на всех этапах изучения дисциплины в ходе учебных занятий и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности. Предложен комплекс корректирующих мероприятий, организуемых преподавателем по результатам всех видов контроля. Приведена авторская точка зрения на организацию экзаменационной подготовки обучающихся и реализацию аналитико-оценочной функции экзамена в аспекте повышения информативности и объективности его результатов. Высказано предположение о целесообразности включения проектного задания в реализуемую систему мониторинга на последнем этапе изучения дисциплины как средства комплексного контроля уровня освоения дисциплины и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. По мнению авторов, обобщенные и систематизированные результаты проводимого мониторинга обеспечивают реальную основу для оперативной эффективной коррекции математической подготовки и совершенствования ее учебно-методической базы.
Ключевые слова
мониторинг; контроль; технология; математическая подготовка; компетентностный подход; общекультурные и профессиональные компетенции; monitoring; control; technology; Math training; competence approach; cultural and professional competences
PECULIARITIES OF MONITORING MATH TRAINING AT TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS THAT APPLY THE COMPETENCE APPROACH
The article sets forth possible approaches to the organization of monitoring of Math training at technical higher educational institutions at the present stage of education development. The goals and objectives of mathematical training under conditions of the competence approach to education which focuses on intellectual, personal and professional development of students are substantiated. The monitoring system which is a component of competence Math training technology is presented. As the objects of monitoring the following are defined: the success of the program material acquisition; the process of formation of various methods of mental activity and research skills; special features of students’ intellectual and personal development; the level of meta-knowledge digestion; the dynamics of development of independent educational-cognitive activity and self-control; the process of improvement of communicative culture. The authors describe main forms and methods of the proposed monitoring system of Math training and the success of the formation of the required competencies at all stages of the subject study during lessons and extracurricular educational-cognitive activity. The complex of corrective actions organized by the teacher according to the results of all forms control is proposed. The authors' point of view on the organization of the exam preparation and the implementation of analytical and evaluative exam function in the aspect of the improvement of information value and objectivity of results is given. The authors suppose that it is appropriate to include project tasks into the implemented monitoring system at the last stage of the Math training as a comprehensive control means of students’ subject achievement and cultural and professional competences formation level. According to the authors generalized and systematized results of the monitoring provide a real basis for effective prompt correction of the Math training and its educational-methodological base.
Список литературы
-
Морозова, Н.Н. Технологический подход к развитию профессионально значимых качеств личности средствами математической подготовки [Текст] / Н.Н. Морозова, Л.К. Проскурякова // Инновации в образовании: материалы V Международной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во «Модуль-К», 2013. - С. 68-72.
-
Морозова, Н.Н. Мониторинг качества математической подготовки в техническом вузе [Текст] / Н.Н. Морозова, Л.К. Проскурякова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 3. - № 27. - С. 87-95.
-
Морозова, Н.Н. Особенности построения тестовых заданий по математике в аспекте контроля интеллектуального развития обучающихся [Текст] / Н.Н. Морозова, Л.К. Проскурякова // Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий: сб. тр. VII Международной конференции. - Воронеж: Научная книга, 2014. - С. 257-259.